Перспективный план детей старшей группы по формированию коммуникативных навыков через театральную деятельность
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Елена Гаврилова

Театрализованная деятеьность направлена на стимулирование детей к познавательной деятельности посредством театрализованной деятельности. Развитию диалогового общения, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности. Усложнению правил и содержания игры, что обеспечивает активность действий. Повышение творческого потенциала обучаемых, который ведёт к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45»

Г. Саров, Нижегородской области

Утверждаю: заведующий

МБДОУ "Детский сад № 45"

__________Е.С. Тучина

"___"___________2022 г

Перспективный план по формированию коммуникативных навыков через театрализованную деятельность детей старшей группы

Подготовила воспитатель:

Гаврилова Е.В.

Саров, 2022г

Цель: формирование коммуникативных навыков через театрализованную деятельность детей старшей группы

Задачи:

  • побуждать, стимулировать детей к познавательной деятельности посредством театрализованной деятельности;

  • развивать диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;

  • развивать, усложнять правила и содержание игры, что обеспечивает активность действий;

  • Продолжать использовать игровые формы занятий ведет к

  •  повышать творческий потенциал обучаемых, который ведёт к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;

  • Пересказывать  и  сочинять  небольшие  сказки, истории, рассказы; отвечать  на  вопросы  по  содержанию, драматизировать.
  • Владеть  способами  действий  с  различными  игрушками, театральными  куклами.
  • Обустраивать место  для  игры  (режиссерской, драматизации).
  • Отражать  полученные  впечатления  (от  окружающей  жизни, от  художественных  произведений, от  театральных  постановок) в  своей  самостоятельной  деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • Адекватно  воспринимать  изображенный  в  театре  (кукольном, драматическом)  художественный  образ  в  действии, развитии  и  взаимодействии  с  другими  образами.
  • Осуществлять  выбор  ролей, осознавать  себя  в  определённой  роли, производя  соответствующие  ролевые  действия.
  • Воплощаться  в  роли, используя  выразительные  средства  (интонацию, мимику, движение), применяя  атрибуты, реквизит.
  • Сопровождать  свое  выступление  музыкой (песенкой, инструментальной  импровизацией).
  • Пересказывать  и  сочинять  небольшие  сказки, истории, рассказы; отвечать  на  вопросы  по  содержанию, драматизировать.
  • Владеть  способами  действий  с  различными  игрушками, театральными  куклами.
  • Обустраивать место  для  игры  (режиссерской, драматизации).
  • Отражать  полученные  впечатления  (от  окружающей  жизни, от  художественных  произведений, от  театральных  постановок) в  своей  самостоятельной  деятельности.
  • Взаимодействовать  с  другими  детьми  в  самостоятельной  театрализованной  игре.
  • Иметь  представления  о  театральных  профессиях, входить  в  мигрирующие  творческие  группы  по  созданию  своих  спектаклей.

Основные направления развития театрализованной игры у детей 5-6 лет состоят в постепенном переходе :

  • от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений:
  • от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;
  •  от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;
  • от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

           Разнообразные форм театрализованной деятельности позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, коммуникации.

           Дошкольники  любят играть в театрализованные игры, эти игры этюды называют творческими. В этих играх уделяется большое внимание действию, предмету, костюму или кукле, потому что они имеют большое значение и облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Очень часто в своей работе я использую драматизации или театральные постановки. Это самый частый и распространённый вид нашего с детьми творчества. В этих играх драматизациях, события, которые совершают сами дети, им это близко, непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Дошкольники играх-драматизациях могут самостоятельно создавать образ с помощью выразительных средств интонации, мимики, пантомимы.

Перспективный план

Месяц

Тема

Задачи

Форма работы

Взаимодействие с родителями

Сентябрь 

Педагогическая диагностика (оценка эффективности педагогических действий)

«Давайте познакомимся»

«Кругосветное путешествие».

Театрализованная игра «Представьте себе»

Драматизация русской народной сказки «Три поросенка»

Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений; формировать у детей интерес к театральной игре, побуждать к активному общению, умение строить диалог.

развивать умение объяснять свое поведение, свои действия нафантазированным причинам. Развивать коммуникативные умения.

 Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре. Развивать пантомимические и имитационные способности.

развивать коммуникативные способности

Формировать активную позицию (желание брать на себя роль) Учить передавать образ персонажа через выразительные средства, развивать диалогическую речь.

Театрализованная игра «Давайте познакомимся», «Назови свое имя ласково»

  • Декоративное творчество по теме «Любимый герой».

Игра «Назови свое имя»

Игра «Радио»

 

Театрализованные игры «Угадай, что я делаю», «Одно и то же по- разному», «Кругосветное путешествие».

Беседа: «Собираемся в театр» принимать участие в групповом разговоре (внимательно слушать, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, реагировать на высказывания партнера).

Инсценировка русской народной сказки «Три поросенка»

Экскурсия по социально значимым местам города (Посещение театра «Кузнечик», музея «Игрушки»)

Декоративная поделка  «Любимый персонаж» совместно с родителями

Театральная гостиная

«Кругосветное путешествие».

Досуг «Представьте себе»

Консультация «Собираемся в театр»

Театральный досуг показ сказки

Выставка рисунков иллюстраций к сказке

Октябрь

НОД  по развитию речи

Тема: «Поделись личными впечатлениями о своей любимой игрушке»

В гостях у

сказки

Просмотр настольного театра «Как собака друга искала» -мордовская народная сказка.

Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

Колобок

 развивать умение высказывать свои впечатления в правильно построенных фразах, воспитывать желание высказывать свою мысль.

Формировать у детей интерес к театральной деятельности. Учить оценивать личностные качества персонажей, развивать коммуникативные способности: умение слушать, инициативно высказываться, отвечать на вопросы.

Уточнять представление о хороших и плохих поступках. Учить отвечать на вопросы, аргументировано, уметь придумывать и задавать вопросы по картинке; отвечать на вопросы. Учить вежливой форме общения к взрослым, товарищам.

Развивать интерес к кукольному театру, учить сочетать движение и речь

 (кукловождение настольного театра конусной игрушки).

вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями.

Театрализованная игра «Подарок другу»

развивать умение не вербально «описывать» предметы.

Игры и упражнения: «Диктор».

Ширма, любимая игрушка

Просмотр настольного театра «Как собака друга искала»  

Беседа по содержанию.

Вопросы по содержанию.

Рассматривание иллюстраций к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

Налаживать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, ориентироваться на партнера 

Рассматривание костюмов.

Ряженье в костюмы.

Отгадывание загадок.

Показ кукольного театра по пьесе Л.Я.Поляк по мотиву русской народной сказки «Колобок»

Декорация к сказке, музыкальное сопровождение.

Досуг  Театрализованная игра «Подарок другу»

Консультация «Семейный театр дома»

Выставка иллюстраций к сказке.

Изготовление родителями масок героев по сказке, костюмы

Оформление газеты «Театральная мозаика».

Показ кукольного театра по пьесе «Колобок»

Ноябрь

НОД Тема: «Учимся рассказывать вместе»

Дидактическая игра «Лото настроений»

Беседа: «Как я общаюсь»

«Представьте себе».Л.П. Савина

Учить ребят вести ролевые диалоги, активизировать и обобщать словарь детей, помогать правильно, строить фразы, развивать речь, желание высказываться

строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться.

Порадовать детей, создать дружественную атмосферу занятия. создавать у детей эмоционально положительного настроения как результата совместных игр. Развивать умение общаться при помощи не речевых средств (мимике, пантомимике, жестов).

Развивать диалогическую, монологическую речь ребёнка, творческие способности, инициативно высказываться, реагировать на высказывание других.

Учить произносить текст с различной силой голоса и интонацией, сочетать движение и речь. 

Развивать коммуникативные способности: побуждать налаживать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

Беседа «Слушаем друзей»

Игра «Расскажи о своём друге».

Игрушка «Зайчик», воздушный шарик, музыкальное сопровождение.

Игра на развитие внимания.

«Слушай хлопки»

Отгадывание загадок по содержанию сказки.

Этюды на выразительность передачи образа с помощью мимики и жестов.

Рассказывание детьми сказки

 

Беседа: «Как надо обращаться к другому человеку с просьбой»

Подготовка и драматизация сказки

Постановка сказки для детей детского сада.

Игра парами «Отгадай-ка»

Выставка рисунков

Театрализованная игра «Придумай диалог»

Папка передвижка «Музыка в жизни ребёнка»

Мастер – класс Совместное изготовление Маски зверей, декорации

Маркер игрового пространства Декорация к сказке

Декабрь

Театрализованная игра «Договори то, чего не придумал автор»

 «Расскажи новогодние стихи, используя мимику и жесты»,

Сказка «Морозко»

Играем в театр

Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации.

Создать положительный эмоциональный настрой;

Учить действовать с воображаемыми предметами

Учить разыгрывать диалоги, используя выразительные средства (интонацию, движение, жесты)

Развивать коммуникативные умения дошкольников, способности детей; дать заряд положительных эмоций;

Формировать у детей интерес к театральной деятельности. Развивать коммуникативные способности: слушать, инициативно высказываться, отвечать на вопросы

Побуждать детей коллективно сочинять небольшие сказки, придумывать диалоги действующих лиц (настольный театр)

Игра «Что я умею».

Чтение стихотворения Б.Заходера

«Вот как я умею».

Упражнения на выразительность движений и мимики.

Упражнения на развитие воображения и внимания:

 Речевое упражнение «Разговор по телефону».

Просмотр кукольного театра «Морозко»

Беседа по содержанию

Игровое занятие, построенное на театрализованных играх, способствующих

развитию памяти,

внимания, воображения.

Театрализованная игра «Сочиним сказку»

Участие в фото выставке « Вот как я умею»

«Новогодний утренник»,

Новогодний карнавал.

 «Новый год в театре»

Консультация «Мимические этюды у зеркала»

Фотоколлаж Иллюстрации к основным эмоциям.

Музыкальный досуг «Играем в театр»

Совместное творчество с родителями декорации  к сказке

Январь

Игра парами  Дидактическая игра «Цветник»

Лесные жители

Театрализованная игра «Нарисуй и скажи»,

Комплементы окружающим

Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета

Обучать детей диалогическому общению: ориентироваться на партнера по игре, обращаться к нему адресовано (по имени), доброжелательно (используя вежливые слова и интонации); действовать и высказываться поочередно; обосновывать свое согласие или не согласие  с действиями партнера.

Учить устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых обращений.

Д/игра: «Цветник»

Фланелеграф, иллюстрации к сказке.

Игровые упражнения, передающие образы

Театрализованная игра «Нарисуй и скажи», «Веселые превращения»,

Цель: совершенствовать умение детей передавать образы нарисованных героев

героев сказки /зайчики, лисички,

медведи, подружки/.

Выбор костюмов к сказке

Маски зверей, костюмы.

Беседа: «Давайте говорить друг другу комплименты»

«Утешение».

Упражнение на силу голоса «Многоэтажный дом»

Театрализованные игры и упражнения: «Изобрази героя»

Театральная гостиная

Выставка коллективной работы : «Образы нарисованных героев»

Беседа на тему «Что такое этюд?»

Работа над этюдами «Покупка театрального билета»,

Литературный досуг «Рождество»

Февраль

Сказка «Зайчик и ежик».

Наступили холода

Этюд «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил»

Веселые этюды Разыгрывание этюдов

Культура и техника речи (игры и упражнения)

Порадовать детей просмотром кукольного театра; дать представление о кукольном театре; учить внимательно смотреть сказку.

Знакомство с кукольным театром.

Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Дать представление о «холодном» настроении в музыке и эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; учить выразительной артикуляции.

Вовлечь детей в сюжетно – игровую ситуацию; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах.

Продолжать знакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Совершенствовать чёткость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация)

Упражнения «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок».

Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат».

Игра на развитие внимания.

«Будь внимателен»

Игра – разминка «Холодок».

Имитационные этюды /Метель, ласка и т.д./,

игра – имитация «Догадайся, о ком я говорю».

Этюд – упражнение «Как воет ветер».

 «Веселые путешественники»,

«Разноцветная игра».

Пантомимические этюды /Озорной щенок, щенок ищет и т.д./

Игра «Ай, дили, дили.»

Разминка для голоса «И-го-го!»

Игра – оркестр «Музыка для лошадки».

Игрушки: лошадка, щенок, инструменты детского шумового оркестра

 Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Задуй упрямую свечу», «Паровоз», «Каша»

Консультация «Как изготовить ширму для спектакля»

«Театральный марафон»

Музыкальная гостиная «Праздник для наших пап»

Консультация «Зачем нужны игровые упражнения»

Март

Репетиция сказки «Морозко»

Мама. Свет мой зеркальце скажи «Кто на свете самый милый, добрый и красивый»

«Масленица»

Объяснить детям значение слова «событие»; продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность

Создать положительный эмоциональный настрой перед выступлением.

Расширять знания о русских народных праздниках на Руси;

Закрепить знания о празднике «Масленица»

Упражнение для голоса «Воробьи».

Беседа о театральной терминологии. Репетиция сказки «Морозко» Этюд «Уходи»

Работа над дикцией. Скороговорка «Три сороки-тараторки тараторили на горке».

Репетиция события «Ленивица и Рукодельница».

Упражнение на дыхание и на артикуляцию согласных «Комар», Капризуля».

Пантомимическая игра

«Угадай, кого покажу».

Драматизация сказки по выбору детей

Беседа «Масленичная неделя»

П/и «Перетягивание каната», «Гори-гори

ясно», «Карусель»

 Консультация «Театральные слова»

Мастер – класс совместно с родителями «Изготовление настольный театр, маски зверей»

Музыкальный досуг «Мама лучшая моя»

Выставка рисунков «Любимой мамочке»

Апрель

«Игрушки»

Агнии Барто

Выйдем мы в лесок

Театральная игра

Пойми меня

Под грибком

Развивать творчество в процессе выразительного чтения стихотворения; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений мимикой, жестами.

Развивать воображение, самостоятельность  детей в выборе костюмов, учить высказываться, учить выразительно двигаться под музыку

Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма.

Учить передавать характерные движения и мимику героев сказки, побуждать к двигательной активности.

Учить воплощаться в роли и ролевому поведению при публичном выступлении, развивать эстетический вкус.

Продолжать знакомить с понятием «Интонация».

Беседа. Упражнения и игры на отработку интонационной выразительности. Диалогическая скороговорка « Краб крабу сделал грабли,

Этюд – игра «Цветы на полянке». Танец – игра «Цветочный вальс».

Загадки по теме

Игра-конкурс «Попросись под грибок».

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Игра «Узнай, кто попросился под грибок»

Игра-имитация «Пойми меня».

Разучивание музыкально-ритмических композиций к сказке.

Заключительная пляска.

Карточки с изображением героев сказки «Под грибком».

Драматизация сказки В.Сутеева

« Под грибом».

 

Аппликация коллективная работа .

Декорация весенней лужайки, шапочки цветов, зонтики, музыкальное сопровождение. Силами детей

Выставка иллюстраций к сказке, грибок, маски шапочки зверей.

Май

Театральная игра «Любитель-рыболов»

По следам сказок

Развивать воображение, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами

Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы Создать радостное настроение, подвести итог..

Этюд «Любитель-рыболов».

Скороговорка «Улов у Поликарпа — три карася, три карпа"

Драматизация сказок по желанию детей

Выставка коллаж «Что за чудо эти сказки»

Театральная гостиная «Сказочная карусель»

Используемая литература

  1. «Азбука общения» под общей редакцией Л.М. Шипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.  Нилова, изд. «Детство – Пресс» СПб 2021г
  2. Батаршев Л.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. Таллинн: ЦИСТ, 1998.
  3. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. -  М.: РОСМЭН, 2000.
  5. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  6. Эльконин Д.Б. «Игра, ее место и роль в жизни и развитие детей», «Дошкольное воспитание» №5, 1976 г.
  7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  8. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
  9. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
  11. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
  12. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  13. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
  14. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.
  15. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.
  16. Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007.
  17. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  18. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.
  19. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. -  М.:ВЛАДОС, 2001
  20. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
  21. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
  22. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
  23. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995.
  24. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.
  25. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  26. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
  27. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  28. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков через организацию детской игровой деятельности.

Формирование коммуникативных навыков через организацию детской игровой деятельности....

Сообщение из опыта работы: «Формирование социально-коммуникативных навыков через музыкальную деятельность».

Музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного возраста....

Методическая разработка Конспект ООД по формированию коммуникативных навыков через театрализованную деятельность в средней группе

Тема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение представления о диких животных.Задачи:Обучающие: - использовать в речи предлоги ...

Формирование коммуникативных навыков через театрализованную деятельность

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативн...

Перспективный план по развитию коммуникативных навыков через театрализованную деятельность детей 5 -6 года жизни

        Общение детей со сверстниками и взрослыми сведено до минимума, что ведёт к неумению выражать свои мысли, чувства, речь ненасыщенна эмоционально. Театрализация  ...

Программа социального партнёрства с родителями по теме "Формирование коммуникативных навыков через театрализованную деятельность"

Цель: формирование сотрудничества между родителями (законными представителями) и воспитателями, специалистами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной...