Проект по речевому развитию детей в средней группе
проект по развитию речи

Олеся Ульяновна Салиева

Цель – развитие речи детей через игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_rechi.docx410.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждения 

детский сад «Медвежонок»

                                                                                                           

Проект по речевому развитию детей

в средней группе                                          

 «Развитие речи через игровую деятельность»

                                                                                                              Разработчик:

Салиева Олеся Ульяновна

                                                 

2023 год

Содержание

1. Актуальность проекта………………………………………………………...3
2 Цели и задачи…………………………………………………………………..4

3. Этапы реализации……………………………………………………………..5

4. Тематическое планирование………………………………………………… 6

5.  Планируемые результаты …………………………………………………...14
Список литературы………………………………………………………………16


Актуальность проекта

Вид проекта: долгосрочный

Срок реализации проекта:

Возраст детей: 5-6 лет

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, родители.

Актуальность обусловлена тем, что развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно в дошкольном детстве ребенок особенно чувствителен к усвоению речи.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.

Именно поэтому актуальность выбранной темы неоспорима.


Цель и задачи проекта

Цель развитие речи детей через игровую деятельность.

Задачи:

  1. развивать умение свободно общаться с детьми и со взрослыми;
  2. развивать умение вступать в диалог, выразительности речи, способствовать речевому общению детей;
  3. создавать атмосферу эмоционального комфорта, повысить настрой детей;
  4. развивать воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику;
  5. развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, доброжелательное отношение к сверстникам.
  6. воспитывать любознательность, познавательную активность;
  7. формировать положительные нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помочь; самостоятельность, инициативность, ответственность;
  8. воспитывать интерес к творчеству, усидчивость, взаимопомощь.

Основные педагогические условия:

- опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий;

- особое внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.

- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

- Поддержание детской инициативы в процессе разыгрывания сказки и в придумывании собственных сюжетов.

- Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Методы и приемы: практические; игры; наглядные; словесные: беседы, художественное слово; игры-драматизации; проблемно-поисковые вопросы; сюрпризный момент; Консультации родителям ; наблюдение; изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования;


Этапы реализации проекта

1 этап. Предварительный мониторинг детей старшего дошкольного возраста, изучение литературы, беседы с родителями. Обогащение предметно - развивающей среды - подготовка демонстрационного материала, ребусов, загадок, кроссвордов, пазлов, лабиринтов, игр с содержанием творческих заданий.

Взаимодействие с родителями: разработка и подборка консультаций, методических рекомендаций по теме проекта. 

Работа с воспитанниками:

Массаж лица и губ

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорки на звуки: а, о, и

Игры на развитие словаря: «Какой?  Какая? Какое?», «Назови ласково»

Игры на развитие звуковой культуры речи: «Замени звук», «Какого звука не хватает?»

Игры на развитие связной речи: «Найди картинке место», «Хорошо - плохо», «Где начало рассказа?»

Игры на развитие речевого дыхания: «Отгадай, что за фрукт», «Отгадай, что за овощ»

Логоритмические упражнения: «Осень», «Осенью», «Помидор», «Капустка», «Репка», «Ягоды»

Взаимодействие с музыкальным руководителем:

3 этап - заключительный

Подведение итогов работы по проекту.

Итоговое занятие «Путешествие в город правильной речи»

Цель: закрепление и расширение знаний у детей о гласных звуках и буквах.

Создание презентации для родителей проекта.

Цель: повышение уровня знаний родителей о новых педагогических технологиях.

Оценка результатов и отчетность.

Продукт проекта: презентация проекта, обогащение предметно - развивающей среды методическими материалами.


4. Тематическое планирование

Месяц

Тема недели

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Итоговое мероприятие

Сентябрь

1 неделя: «День знаний»

Оформить совместно с детьми центр речевого развития

 Изготовить и внести дидактические игры по речевому развитию «Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?»

Беседа «День знаний»

Игра «Что нам надо в школу»

Чтение загадок, поговорок

Рассматривание тем.альбома «Школьные принадлежности»

1. Привлечь родителей к пополнению уголков «Речевого развития» и «Книги», новыми играми, книгами

2. Родительское собрание на тему: «Мы читающая семья»

Развлечение (коммуникация+

художественная литература)

« По страницам книжек»

2 неделя: «Вот и стали мы на год взрослее»

Дид.игры «Кто откуда?» , «Скажи наоборот»

Беседы «Чему мы научились», «Как мы говорим? Наша речь»

Рассказывание по картине «Я большой»

Игры на развитие ЗКР: «Замени звук», «Какого звука не хватает?»

Игры на развитие связной речи: «Найди картинке место», «Хорошо - плохо», «Где начало рассказа?»

Игры на развитие речевого дыхания: «Отгадай, что за фрукт», «Отгадай, что за овощ»

Логоритмические упражнения: «Осень», «Осенью», «Помидор», «Капустка», «Репка», «Ягоды»

3 неделя: «Мама, папа,

 я-дружная семья!»

Чтение стихов по теме, заучивание стихов, Пальчиковые игры

Составление рассказов по теме «Я люблю свою семью за ...»

Игра «Составь предложение»

Д/и «Моя родня»

4 неделя: «Мы сильные, смелые, ловкие!»

Чтение стихов о спорте, пословиц   о здоровье и спорте,

Подвижные народные  игры

 Рассматривание иллюстраций с видами спорта

Слушание аудиозаписи песен о спорте

Рассказывание по сюжетным картинкам «Что мы знаем о спорте?»

Октябрь

1 неделя: Мониторинг

2 неделя:

Драматизация по сказке «Рукавичка»

Составление рассказов по сюжетным картинкам  «Осень», «Осень в лесу»,«По грибы»

Артикуляционная гимнстика

Чистоговорки на звуки: м, мь, д

Игры на развитие словаря: «Узнай по описанию»

Игры на развитие ЗКР: «Измени слово», «Третий лишний»

Игры на развитие связной речи: «Какая картинка не нужна?», «Составь два рассказа», «Что изменилось?»

1. Предложить родителям консультации «Для чего нужна артикуляционная гимнастика»

2. Консультация для родителей «Как заучивать стихи?»

3.  «Сказка – это серьезно.О роли сказки в развитии речи ребенка»

Конкурс подделок из природного материала «Любимое животное из рассказа»

Вечер досуга «Интервью у осени»

3 неделя: «Природа осенью»

Игра «Найди нужную картинку»

Заучивание стихов , Чтение закличек, поговорок, стих-ия В. Мирович «Все деревья облетели,..»,

А. Плещеев «Скучная картина!»

Составление сюжетных картинок с фабульным развитием действия «Огород», «Мальчик и щенок», «Еж и яблоки»

Настольный театр «Лиса и кувшин»

4 неделя: «Что нам осень принесла!»

Чтение загадок, закличек, Чтение произведений И.Токмакова «Деревья» и

К. Ушинского «Спор деревьев»

Рассказывание по иллюстрациям произведения А.Пушкина «Осень»

Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметови «Ветры», «Листики осенние»

Ноябрь

1 неделя: «Широка страна моя родная»

Беседы «Наша малая Родина», «Калуга- мой дом»

Чтение стихотворения И. Никитина «Русь»

Упражнение «Это важное слово»

Подвижное упражнение «Береза»

Игра  «Семейка слов»

1. Консультация «Речь как средство общения»

2. Предложить родителям сделать дид.игру

« Достопримечательности г.Калуги»

3. Предложить родителям альбом «Калужский фольклор»,  для ознакомления детей в домашних условиях с традициями г.Калуги

Открытое занятие по образовательной области «Коммуникация»

2 неделя: «Неизведанное рядом»

Составление описательных рассказов по репродукции И.И. Шишкина «На Севере диком…»

Чистоговорки на звуки: в, вь, н, нь, к, кь

Игры на развитие словаря: «Съедобные – ядовитые», «Улетели птицы»

Игры на развитие ЗКР: «Чудесный художник», «Кто больше?»

Игры на развитие связной речи: «Почемучкины вопросы», «Потому что…», «Распространи предложение»

3 неделя: «В гости к светофору»

Чтение загадок по теме, стихов

Игра-ситуация «Поможем сказочным героям перейти дорогу!»

4 неделя: «Малая Родина»

Чтение художественных произведений по теме,  беседа «Наш город»,  рассматривание тем.альбома «Калужский фольклор», народные Калужские игры, заучивание Калужских кол. песенок

Декабрь

1 неделя: «Что мы знаем о зиме?»

Чтение стих-ий  ипересказ

Рассматривание иллюстраций к сказке «Заюшкина избушка» с последующим составлением схем

Настольный театр «Зимовье зверей»        

Составление описательных рассказов  «Зимушка Зима»

1. Рекомендации по заучиванию наизусть стихотворений

2. Консультация « Устное народное творчество в развитие речевой активности детей»

Утренник «Новый год»

2 неделя: «Зимние забавы»

Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий «Катание на лыжах», «Зимние забавы»

Составление сказок с игрушками: медведь, кукла, зайчик и т.д.

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорки на звуки: х, хь, с, сь, з, зь

Игры на развитие словаря: «Кто где живет?», «Закончи предложение»

Игры на развитие ЗКР: «Услышишь — хлопни», «Нужное слово»

Игры на развитие связной речи: «Если бы...», «Составь рассказ», «Пойми меня»

3 неделя: «Зимушка-зима, белоснежная краса»

Чтение и обсуждение, пересказ сказок «Зимовье зверей», «Снегурочка», В. Сутеев «Новогодняя ёлка»

 Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук «Погреем пальчики», «Дед Мороз», «Фонарики»

4 неделя: «Новый год у ворот»

Чтение стих-ий

 Е. Благинина «Сюрприз», «Новый год»

Чтение загадок  

 Составление рассказов из личного опыта.

Тема: «Как мы готовимся к Новогоднему празднику»

К.Чуковского «Елка»

Январь

1 неделя: «Рождественские вечера»

Рассматривание картины «Зимой на прогулке»

Народные подвижные игры «

Дид.игра «Слова из сказки»

Игры на дыхание: «Флюгер», «Свеча», «Мельница»

Игры на развитие связной речи: «Нарисуй сказку», «Пословицы, поговорки», «А я бы…»

Игры на развитие речевого дыхания: «Кто дольше?», «Загадай желание»

Семинар-практикум для родителей

«Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»

2. Просьба к родителям изготовить пособия для дыхательных гимнастик из подручных материалов

3. Предложить родителям список литературных произведений по теме «Зимушка-зима», «Здоровье детей»

Спортивное развлечение «Встречаем олимпиаду» ( физическая культура+ коммуникация)

2 неделя: «Зима белоснежная»

Отгадывание загадок о зимних явлениях

Дидактические игры«Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Зима»,«Зимние забавы»

Чтение и заучивание стихотворений  

С. Есенин «Поет зима – аукает», С. Есенин «Пороша»

3 неделя: «Мы друзья зимующих птиц»

Чистоговорки на звуки: л, ль, р, рь

Игры на развитие словаря: «Зоопарк», «Найди рифму»

Игры на развитие ЗКР: «Загадки «поющих» звуков, «Какой звук чаще звучит?»

Игры на развитие связной речи: «Опиши-угадай», «Опиши игрушку», «Черный ящик»

Дидактические игры «Я знаю эту птицу», чтение «Кто как зимует»

Рассказывание по сюжетным картинам «Зимующие птицы»

Чтение рассказов о птицах

4 неделя: «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»

Чтение К.Чуковский «Айболит»

Рассматривание иллюстраций к произведению

Чтение поговорок о здоровье, потешек «Утром я встаю...», «Вместе с солнышком встаю,..»

Дыхательные гимнастики

Беседы «Что я знаю о себе», «Речевой аппарат».

Февраль

1 неделя: «Азбука этикета»

Дидактические игры «Поможем сказочным героям», «Комплимент волку», «Добрый волк»

Беседы «Я хороший, поэтому ...», «Мы не будем сороться»

Чтение произведения В.Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо»

1. Консультация «Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях»

2. Предложить родителям

тем.альбом «Деловые игры. Развитие речи в картинках» (с логическими играми по развитию речи)

3. Обратить внимание родителей на информацию «21 февраля- Международный день родного языка»

Развлечение «23 февраля- Днь Защитника Отечества» (музыкальное творчество+ коммуникация)

2 неделя: «Современные профессии»

Игры на развитие связной речи: «Отгадай-ка», «Как ты узнал?», «Верно ли это?»

Игры на развитие речевого дыхания: «Лети, одуванчик!», «Надувайся, шар!»

Чтение загадок о профессиях, пестушек «Поехали, поехали..», «Ребёнок плачет»

Д/и «Кому что принадлежит»

Составление описательных рассказов по фотографиям «Профессии родителей»

3 неделя: «Защитники земли русской»

Составление рассказов о папах по фотографиям

Беседы «Что мы знаем о богатырях», «Я хочу быть сильным, как ...»

Упражнение «Богатыри»

4 неделя: «Наша Армия родная!»

Речевое упражнение: «Как можно назвать иначе своих близких?»

 Чтение рассказа  «Наше отечество»

Рисование «Мой папа», с дальнейшим рассказыванием

Март

1 неделя: «Самая обаятельная и привлекательная»

Заучивание стих-ия «На щеках у мамочки...», чтение стихов о маме,слушание песен

Составление рассказов на тему: «Я люблю свою маму за ...», «Нет дороже бабушки»

1. Обратить внимание родителей на печатную консультацию

«Растим талантливого рассказчика»

2. Предложить родителям  интернет-ресурсы (адреса сайтов) по теме «Развитие речи детей. Что полезно знать»

3. Предложить папам совместно с детьми, составить мини-рассказы с фотографиями на тему «Наша мама дорогая»

Утренник к»8 марта- Женский день»

Развлечение по сказкам «Животные из сказок»

2 неделя: «Мамина работа»

Игры на развитие словаря: «Мой. Моя. Мое. Мои»

«Найди рифму»

Игры на развитие ЗКР: «Третий лишний», «Эхо»

Игры на развитие связной речи: «Чего на свете не бывает», «Объясни, что такое»

Игры на развитие речевого дыхания: «Вертушка»

Пальчиковая игра «Я пеку...»,

Чтение  и беседы по рассказам, пересказ «Помощница» Е. Пермяк, «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк

3 неделя: «Животные наших лесов»

Чтение стихотворения  А.Плещеева «Весна», поговорок,  закличек, пословиц,загадкок о весне, признаках весны, птицах

Ситуативный разговор «Приметы весны»

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Весна», «Птицы прилетели»

4 неделя: «Мы друзья природы»

Чтение стихотворения «Подснежник»

 Н. Романовой, заучивание Ф. Тютчева «Зима не даром злится»

Рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова «Три медведя»

Дид.игры

Рассказывание по схеме сказки «Морозко»

Апрель

1 неделя: «Хочу все знать»

Рассматривание тем.альбома «Сказка ложь, да в ней намек...», «Опасность в сказках», с дальнейшим рассказыванием

Чтение произведений по данной теме

Упражнения «Хочу я многое узнать»

Дид.игры «Из чего сделано», «Скажи по слогам»,

«Подбери синоним»

1.  Предложить родителям сделать поделку ко Дню космонавтики

2.  Консультация «2 апреля- Международный День Книги!»

3. Консультация для родителей «Речевые игры по дороге домой для детей 5-6 лет»

Спортивное развлечение  «12 апреля- День космонавтики»

Музыкальное развлечение «Весна-красна»

Мониторинг

2-3 неделя: «Калуга космическая»

Беседа «Библиотека-дом, где живут книги», чтение русских народных сказок, Рассматривание иллюстраций к сказкам, с дальнейшим рассказыванием

Составление описательного рассказа по картинкам «Белка и Стрелка», «Полет Гагарина в космос»

Чтение стихов, загадок о космосе

4 неделя: «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!»

Игровое упражнение «Кто бежит, кто сидит?»

Чтение потешек «Водичка-водичка..»,

« Глазки, вы будете в жмурки играть?» и т.д.

Рассказ по схемам «Я здоровый ребенок»

Май

1 неделя: «Запомни-это надо знать!»

Чтение стихотворений об опасных предметах

Просмотр видео «Кошкин дом» по произв-ию С.Маршака

Рассказывание по серии картинок «Осторожно, опасные предметы»

Заучивание поговорок

1) Обратить внимание детей на информацию «27 мая- Общероссийский день библиотек». Проконсультировать- какие книги нужно брать в библиотеке

Итоговое НОД «Что мы знаем о сказках и рассказах»

Выпускной «Досвиданье, десткий сад!»

2 неделя: «Не забудем памятные дни»

Рассматривание темат.альбома «Воины Калужской области»

Беседы «Что мы знаем о войне», «Наша Родина »

Составление рассказов по сюжетным картинкам (по данной теме)

3 неделя: «Мы теперь ученики»

Чтение стихотворения

Дидактические игры «Пересказ», «Буква моего имени», «Назови слова», «Слова из звуков», «Придумай новое слово»

4 неделя: «Лето на пороге»

Чтение закличек, стихотворений, народная игра «Кот и мыши», «У медведя во бору»

Рассказывание по иллюстрациям сказок


Планируемые результаты

- Ребенок проводит правильный звуковой анализ слов; составляет рассказ по схеме;

- Ребенок свободно общается с детьми и со взрослыми; легко вступать в диалог;

- Развивается воображение, внимание, мышление, память,

- Ребенок проявляет доброжелательное отношение к сверстникам.

- У детей воспитывается любознательность, познавательная активность; положительные нравственные качества: доброта, отзывчивость, самостоятельность, ответственность, усидчивость и взаимопомощь.


Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., 2006.
  2. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 5-6 лет. – М.: Изд-во «Ювента», 2012.
  3. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод.пособие по развитию речи детей 3–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  4. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи.– СПб.: ИД “Литера”, 2013.
  5. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М., 2005.
  6. Светлова И.Е. Звук / Ил.А.Проскурякова. – М.: Изд-во Эксмо, 2015.
  7. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 2004г.


Приложение

Картотека игр по развитию речи

«Найди пару»

Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.
Игровой материал:

  1. Диск, разделенный на две половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5 – 7 штук). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.
  2. Предметные картинки, подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью:

коза – коса

мишка – мышка

кит – кот

трава – дрова

крыша – крыса

усы – осы

катушка – кадушка

 каска – маска

ком – сом

уточка – удочка

 мак – рак

дом – дым

«Построим пирамиду»

Цель: Упражнять детей в определении количества слогов в словах.
Игровой материал:

  1. Изображение пирамиды из квадратов (в 3 ряда): внизу 3 квадрата для трехсложных слов, выше – 2 для двухсложных и наверху – 1 для односложных слов.
  1.    Предметные картинки: на односложные слова (сом, рак, ключ, тигр и т.д.); на двухсложные слова (коза, кошка, баран, чашка и т.д.); на трехсложные слова (собака, корова, сапоги, тарелка и т.д.).

«Включи телевизор»

Цель: Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех), упражнять в чтении слов из трех-четырех букв (в логопедических группах)
Игровой материал:

  1. Изображение телевизора, в нижней части которого наклеены два длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв; за экраном – карман (для демонстрации картинок).
  2. Предметные картинки и карточки с буквами.
  3. Картинки для телеэкрана: шар, ком, сом, рак, кит, кот, роза, ваза, утка.

«Ателье» 

Цели:

  1. Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку (зимняя – осенняя, летняя – весенняя).
  2. Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, клетчатая, шелковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонкая, толстая, гладкая, блестящая, шероховатая.
  3. Учить связно описывать предмет, изображенный на картинке.

Игровой материал:

  1. Конверты из картона с прорезанными силуэтами одежды: пальто, куртки, платья, сарафана, юбки, рубашки, халата, брюк, шорт и др.
  2. Лоскуты разной ткани, наклеенные на картонные прямоугольники (по количеству детей).

«Кто как зимует»

Цели:

  1. Активизация, обогащение словаря по теме «Дикие животные» (жилище, внешние признаки, поведение).
  2. Учить правильно употреблять предлоги (в, под, на).
  3. Составление предложений по демонстрационным действиям.

Игровой материал:

  1. Потолочная плитка, на которой изображен зимний лес. В некоторых местах «леса» сделаны прорези (в дереве, под кустом, в сугробе), в них изображены животные (белка, заяц, медведь).
  1. Крышки для закрывания прорезей.

«Составь предложение»

Цели:

  1. Обогащение и активизация словаря детей.
  2. Совершенствование грамматического строя речи (понимание и употребление простых – в, на, к, из, за и т.д. и сложных – из-под, из-за и т.д. предлогов).
  3. Учить составлять предложения различного типа.

Игровой материал:

  1. Предметные картинки
  2. Схематическое изображение предлогов.

Игра «Измени слово» или придумай похожие слова.

 

Цель: Упражнять детей  в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.

Материал: Предметная или сюжетная картинка по теме, фишки.

Ход игры: - Ребята сегодня мы с вами будем играть в интересную игру. Игру со словами. Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (лес) Скажите, какие слова можно ещё придумать, похожие на слово «лес»? (лесник, лесовичок, лесная, лесовик и т.д.)

 За каждый ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Игра «Один – много».

Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа.

Материал: Мячик

Ход игры: - Ребята, сегодня мы будем играть со словами. Я вам буду называть предмет, бросать мячик, вы должны поймать мяч и ответить мне, как это слово будет звучать во множественном числе. Потом вернуть мячик. Например: я говорю «дом», а вы должны ответить «дома». Вариант: я говорю один «кубик», а вы должны сказать как будет, если их много на столе -  «кубики».

Игра может усложняться. Воспитатель говорит предложение, где подлежащее в единственном числе, а дети должны сказать это же предложение  уже   во множественном числе.

Например: «На дереве сидит черная ворона», Дети: «На деревьях сидят черные вороны». Эта игра может проводиться по любой теме. Воспитателю надо подобрать лексический материал по теме, над которой работают.

Игра «Что можно делать с этим предметом?»

Цель: Упражнять детей в правильном употреблении несклоняемых имен существительных.

Материал: Картинки с изображением предметов ( несклоняемых имен существительных), фишки.

Ход игры: Ребята, русский язык очень необычный. В нем есть слова, которые могут меняться, например «кошка». Если их много, то скажем? «кошки» А если мы понесем им рыбу, то кого мы будем кормить? (кошек). Видите, каждый раз слово «кошка» звучит по-разному. Но в русском языке есть волшебные слова, которые звучат одинаково, о чем бы мы ни говорили. Одно из таких слов – слово «пальто». Давайте придумаем про пальто самые разные предложения, но будем помнить, что слово это не должно меняться. (У меня есть пальто. Мы купили пальто. Есть пальто зимнее, а есть осеннее. Я сняла пальто с вешалки.  Мы вешаем пальто на вешалку и т. д.)

Игра « От каждого по словечку» или «Дополни предложение».

Цель: Развивать умение составлять длинное предложение сложных конструкций. Упражнять в употреблении предлогов.

Материал: Сюжетные картинки.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку, произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному-два слова, например: Мы играем.> Мы играем в футбол.> Мы играем в футбол на стадионе.> Мы играем в футбол на школьном стадионе. (Выигрывает тот, кто придумал самое длинное предложение).

 

Игра «Скажи наоборот».

Цель: Упражнять детей в употреблении антонимов. Игра может проводиться по любой теме.

Материал: Мяч или предметные картинки.

Ход игры: - Ребята, я вам буду говорить слово, бросать мячик, а вы должны придумать слово «наоборот». Например: я говорю вам мелкая речка, а вы мне должны ответить глубокая речка и бросить мячик обратно.

Игра может проводиться с картинками. Воспитатель показывает картинку, например, длинный карандаш, а дети должны сказать короткий карандаш. Кто отвечает правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто наберёт больше картинок.

Игра «Кто больше назовёт действий».

Цель: Закрепить умение детей соотносить действия людей с их профессиями. Воспитывать умение быстро думать. Активизировать словарь детей за счет слов действий (глаголов).

Ход игры: - Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Мама Артёма лечит больных, она – врач. Это её профессия. Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что делает повар? Дети – варит, печет, жарит, чистит овощи и др.

 Что делает врач? Дети – осматривает людей, слушает, дает лекарство, делает уколы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Побеждает тот, кто наберёт больше фишек.

Игра «Узнай на вкус».

Цель: Упражнять детей в употреблении качественных прилагательных: сладкий, кислый, соленый и т.д.

Материал: Овощи, фрукты, знакомые детям, тарелочки, вилки.

Ход игры: - Ребята, сегодня мы с вами будем дегустировать. Дегустатор – это человек, который пробует на вкус продукты, напитки и говорит, вкусно это или нет, стоит эти продукты покупать или нет. Но мы с вами будем не простыми дегустаторами, а с закрытыми глазами. Я вам поднесу на вилочке кусочек фрукта или овоща, а вы должны тщательно прожевать его и сказать, какой он на вкус.

(Я съел огурец, он хрустящий, твердый, соленый. Это яблоко, сочное, вкусное и т.д.)

Игра «Пропавшее слово».

Цель: Пополнить словарь детей словами разных частей речи. Умение согласовывать слова в роде, числе, падеже.

Ход игры: Воспитатель говорит какую-либо фразу или предложение, пропуская слово, обозначая его либо интонацией, либо бессмысленными слогами, а дети отыскивают из предложенных вариантов пропавшее слово и возвращают его на место. Инициатива должна постепенно переходить к детям.

Игра «Что в чем».

Цель: Закрепить название частей предмета.

Материал: На первых этапах игры – предметные картинки, далее -  словесные варианты, мяч.

Ход игры: Воспитатель бросает мяч и говорит слово, а ребёнок должен в ответ вернуть мяч и назвать часть этого предмета. Например: дом – дети: крыша, труба, стенка, окно и т.д.

Игра «Лавина».

Цель: Развивать память, умение классифицировать предметы по группам.

Ход игры: Ведущий сообщает участникам тему игры, на основе которой им предстоит называть существительные, при этом запоминая и воспроизводя все слова, названные предыдущим участником игры. Тот, кто не может назвать свое слово или пропустит сказанное ранее, выбывает из игры (или пропускает ход). Например: окунь; окунь, карась; окунь, карась, щука и т.

 

Игра «Придумай слова, в которых звук – будет в начале (в середине, в конце)».

Цель: Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком в начале слова, в середине слова и в конце слова.

Материал: Игра проводится в словесном варианте.

Ход игры: Эта игра может проводиться по любой теме: овощи, транспорт, посуда, мебель и т.д. Воспитатель предлагает детям задание: «Придумайте и скажите, в названии каких овощей и фруктов есть звук «к» в начале слова. (Картофель, капуста, кукуруза, кабачок и т.д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в середине. (Редька, репка, свекла, морковка и т.д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в конце слова. (Лук, чеснок).

 Аналогично игра проводится по другим темам.

Игра «Два дома».

Цель: Упражнять детей называть слова с заданным звуком.

Материал: Предметные картинки, в названии которых есть заданный звук.

Ход игры: - Ребята посмотрите, что вы видите? (Два дома). В синем домике живут слова, в названии которых есть звук «с», а в зеленом  живут слова, в названии которых есть звук «сь». Давайте, посмотрим, что нарисовано на картинках, назовем этот предмет словом и поселим его в нужный дом. Например, слово «коса» мы поселим в синий дом, а слово «сено» - в зеленый дом. «С» - роса, сова, нос, сом.

«Сь» - поросенок, сирень и т.д.

Игра «Цепочка слов».

Цель: Закреплять произношение звука в словах, определять его местоположение в слове.

Материал: Предметные картинки, мяч. Игра может проводиться в словесном варианте.

Ход игры: - Ребята, сегодня мы с вами будем играть в «Цепочку слов». Я начну первая. Мое слово – кот. Какой последний звук в слове кот? (Ответ детей: звук «т»). Воспитатель бросает мяч по кругу следующему ребёнку и говорит: Значит, теперь ты должен придумать слово, которое начинается со звука «т». Так продолжается игра другими детьми по очереди.

Если игра проводится с картинками, то картинки выкладываются одна за другой: кот – тигр – репа – арбуз и т.д.

Игра «Для чего нужен предмет?»

Цель: Закреплять произношение определенного звука в слогах и словах.

Материал: Тексты чистоговорок.

Ход игры: - Ребята, есть такие весёлые стишки, которые ни о чем не рассказывают, они просто весёлые. Давайте я начну их рассказывать, а вы продолжите:

«Са-са-са – живет в лесу…(оса, лиса)

Со-со-со – катилось…(колесо)

Су-су-су – я беру…(косу)

Сы-сы-сы – жало у …(осы)».

Игра «Кто откуда?»

Цель: Научить детей выявлять закономерности, связи и отношения между объектами, отражать свои наблюдения в речи.

Ход игры: Детям показывают два рисунка (на одном из которых изображен лес, а на другом – море) и картинки с изображениями животных, живущих в разных местах обитания (медведь, лиса, синица, тюлень и т.д.) Их  необходимо  отнести к какому либо рисунку, аргументировав свой ответ.

Игра «Рисунки по кругу».

Цель: Развивать детское творчество (во время рисования и при составлении рассказов).

Ход игры: В этой игре предполагается участие как минимум 3-5 детей. Каждый ребёнок получает чистый лист бумаги и простой карандаш. По сигналу воспитателя дети начинают рисовать. Через 1-2 минуты подается сигнал и каждый из детей передает свой лист сидящему справа от него ребёнку. Получив от соседа начатый рисунок, ребёнок продолжает его в течение 1-2 минут и передает дальше. Выполненные таким круговым способом рисунки служат великолепной опорой для придумывания фантастических рассказов, небылиц и прочих «продуктов» литературного творчества.

Игра «Снежный ком».

Цель: Развивать воображение, мышление, связную речь и формировать здоровое чувство юмора.

Ход игры: Ведущий наугад называет два слова, например, «коробка» и «апельсин». Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию  возникшую на эти слова. Например, «из открытой коробки выкатился огромный апельсин». Следующий игрок называет свое слово, например «Яйцо». Третий участник игры связывает второе слово (апельсин) с третьим (яйцо) также при помощи возникшей ассоциации, например, «под кожурой апельсина оказалось яйцо», и задает следующее слово и т.д.

По окончании игры можно предложить детям нарисовать то, что запомнилось им или рассмешило их.

Игра «Что лишнее?»

Цель: Совершенствовать  доказательную форму речи.

Материал: Предметные картинки.

Ход игры: Воспитатель выкладывает на столе картинки, относящиеся к одному понятию и одну лишнюю (например: кошка, собака, корова, воробей, лошадь).

- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая картинка лишняя и почему?

Дети: лишняя картинка с изображением воробья. Кошка, собака, корова и лошадь – это домашние животные, а воробей – это птица.

Подобная игра может проводиться по многим темам: овощи, фрукты, транспорт, игрушки, посуда, мебель, птицы и т.д.

Игра «Если бы…»

Цель: Развивать формы мышления: анализ, синтез, прогнозирование, творческую связную речь.

Ход игры: Предложите детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был волшебником…» (каким, зачем? Что делал бы? И т.п.)

«Если бы вдруг исчезло время…» (Что в этом хорошего и плохого?)

«Фрукты – овощи»

Цель игры: дифференциация сходных понятий.

Ход игры. В начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие - овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребёнок верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как все картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.

Игра «Фрукты-ягоды» проводится так же, только перед игрой уточняются данные понятия и выбираются другие картинки-символы: кустик для ягод и дерево для фруктов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по речевому развитию в среднй группе

Приобщать детей к русской народной культуре я начинаю с устного народного творчества, к которым относятся и сказки. Знакомство и дальнейшая инсценировка сказок самими детьми, подготовка атрибутов роди...

Проект по речевому развитию в средней группе на тему «Весна - Красна, в гости к нам пришла!» Автор проекта : воспитатель Полунина Е. В.

Данный проект направлен на формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности. закрепление  представлений детей о времени года «весна»; воспитывать бережное отношение к пробуждению приро...

Методическая разработка по речевому развитию в средней группе."Мы идём в театр"(Игры - драмматизации для средней группы.

Методическая разработка по речевому развитию в средней группе.Игры – драмматизации на тему «Мы идём в театр».Цель. Создание условий для овладения речью как средством общения и культу...

Практико -ориентированный проект по познавательно- речевому развитию в средней группе. Тема: «Любимые детские сказки».

Одним из  самых   эффективных  средств  развития  и  воспитания  ребенка  в младшем   дошкольном  возрасте  является  театр  ...

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского сада

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского садаИспользованная литература:1. Валентина Гербова: Ра...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...