Использование мнемотехники при работе с детьми.
материал по развитию речи (средняя группа)

Ерастова Гульназ Робертовна

Мнемотехника!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mnemotehniki_pri_rabote_s_detmi.docx158.45 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мнемотехники при работе с детьми

                                                        "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
                                                        он будет долго и напрасно мучиться,
                                                        но свяжите двадцать таких слов с картинками,
                                                        и он их усвоит на лету”.
                                                                                                                           К.Д.Ушинский

      
      В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
       Для  того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки  и умения  в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
       Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

       Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

       Использование мнемотехники позволяет решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи.
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации).
3. Развитие мелкой моторики рук.
4. Развитие основных психических процессов – зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, образного и ассоциативного мышления, воображения; помогает овладению приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей . Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

       Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

       Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

       Мнемотаблицы могут быть:

1. Предметные (таблицы, в которых изображены определенные предметы/персонажи).

Мнемотаблица к сказке «Маша и медведь»

 mnemo_1

2. Предметно - схематические (таблицы, в которых есть определенные предметы/персонажи, а также схематическое изображение предметов/персонажей).

Мнемотаблица к сказке «Колобок»

 

mnemo_2


3. Схематические (таблицы, в которых предметы/персонажи изображены схематически).

Мнемотаблица к сказке «Курочка Ряба»

mnemo_3


       Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается    схематическая   мнемотаблица.

    Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: лимон – желтого цвета, лягушка зеленая, клубника красная.


      Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

Стихотворения.

       Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Мнемотаблица на стихотворение С.Я. Маршака «Апрель»

mnemo_4


На дворе

звенит

капель,

по полям

бежит

ручей,

На дорогах

лужи.

Скоро выйдут

муравьи

после

зимней стужи.

Пробирается

медведь

сквозь

лесной

валежник.

Стали птицы

песни

петь,

и зацвел подснежник.

Описательный рассказ.

       Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. В этом детям помогает обучение по мнемотаблицам и самостоятельное их создание.

Мнемотаблица «Кошка»

   
mnemo_5


Примерный описательный рассказ по таблице:
Я кошка. Я умею ходить и бегать. Я умею лакать молоко. Я умею царапаться.
Я умею умываться язычком. Я умею играть в мячик. Я умею ловить мышей. Я умею мяукать: мяу!

Пересказ.

      Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Мнемотаблица на сказку «Репка»

    mnemo_6

Творческие рассказы.

      Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Мнемотаблица «Я и моя семья»

mnemo_7


      Конечно    использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым и интересным мнемоника справляется великолепно.

      Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удается  достичь следующих результатов:
•    у детей увеличивается  круг знаний об окружающем мире;
•    появляется   желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
•    появляется   интерес к заучиванию стихов;
•    словарный запас  выходит  на более высокий уровень;
•    дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

       Поэтому, чем раньше начинается обучение детей рассказыванию или пересказу, используя метод мнемотехники, тем лучше происходит подготовка их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мнемотехники в работе с детьми 4-7 лет как одного из способов развития памяти, мышления, воображения, внимания, а именно, запоминание песен на музыкальных занятиях в ДОУ »

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...

Использование мнемотехники в работе с детьми младшего возраста

Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания какой-либо информации и развития речи детей. В детском саду мы часто используем разные алгоритмы каких –либо про...

"Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей. Материал консультации знакомит с историей мнемотехники, актуальностью её использования в ДОУ, методами и приёмами мнемотехники, а также расскажет о том, что такое мнемот...

Использование мнемотехники в работе с детьми

Консультация для педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми...

Использование мнемотехники в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Мнемотехника - техника запоминания информации. Это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную через зрительное восприятие образов. В статье п...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...