Консультация для педагогов Воспитание сказкой
консультация по развитию речи

Консультация для педагогов Воспитание сказкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_skazkoy.docx264.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Воспитание сказкой»

Театрализованная деятельность в детском саду по ФГОС, сценарии сказок,  картотека тем, творчество дошкольников

Вдумчивые, заботливые и мудрые родители, педагоги и психологи постоянно задают себе вопрос: «Как вырастить и воспитать счастливого, успешного с хорошим эстетическим вкусом, здорового не только физически, но и нравственно здорового ребёнка».

Поиск ответа на этот вопрос зачастую приводит нас к анализу различных теорий воспитания и обучения, чтобы учесть все плюсы и минусы того или иного метода. При этом мы забываем, что мудрое человечество ищет ответы на подобные вопросы тысячелетиями, и не только ищет, но и находит. Находит и передаёт из поколения в поколение через сказку, легенду, притчу. Существует такое мнение, что в сказке зашифрована история развития человека и человечества, чтобы каждое новое поколение через сказку могло впитывать это знание о мире, о философии жизни,о духовном пути и социальной реализации человека.

По мнению японских учёных, к 3-м годам мозг ребёнка формируется на 70% и то, что успели заложить в своё маленькое чадо к этому возрасту, будет иметь определяющее значение в его дальнейшей жизни. 

Воспитание детей раннего возраста базируется на 2-х принципах: не принуждать, заинтересовать. Педагог, профессор Н. М. Аксарина – автор книги «Воспитание детей раннего возраста» говорит о том, что малыши очень восприимчивы, отличаются внушаемостью, подражаемостью. В раннем возрасте начинается интеллектуальное, нравственное, эстетическое воспитание ребё нка и на их развитие влияет вся окружающая обстановка: тон стен, живые цветы, репродукции картин, скульптура. Ребёнку нужны разнообразные и яркие впечатления, формирующие у него чувство вкуса: прогулка в красивом саду, поездка к водоёму, поход в галерею. Однако самыми доступными приёмами эстетического воспитания являются музыкальные занятия, песни, танцы и сказки«Не от еды дитя растёт, а от радости» - гласит народная пословица.

Нотации в виде нравоучений о правилах поведения не отпугивают малышей от различных шалостей. Как же тогда донести до малышей заключённую в слове мудрость? Вот тут и выручает правильно подобранная сказка. Её с одинаковым вниманием и желанием готовы слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны.

Житейская мудрость, познанные истины, меткие характеристики, наблюдения, что переходят из поколения в поколение в виде сказаний, стихотворных строк, сказок, пословиц, присказок и поговорок, имеют величайшую силу и смысл. Например, вот такие выражения«Слово может больно ударить, а может и спасти», или «Народ скажет как завяжет».

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей»«Уважай старших»«Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен нравственный урок, который они постепенно воспринимают, когда вместе с родителями многократно возвращаются к тексту сказки. Умственное развитие детей от 3 до 6 лет характеризуется формированием образного мышления, т. е. наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Поэтому нередко замечается ситуация, когда родители рассказывают сказку по книжке, а дети рассматривают иллюстрации сказки, отвлекаются на рисунки. И казалось бы не слышат текст, потому что детям легче принять зрительные образы. В этой ситуации с ребёнком следует сначала проанализировать картинки, рассказать, что на этих картинках изображено, после этого предлагать текст. Зная, что нарисовано на иллюстрациях, ребёнок более внимательно вслушивается в слова. Некоторые сказки дети просят перечитывать, повторять, пересказывать. Именно эти сказки помогают малышу что-то сформировать внутри себя, эти сказки ему очень полезны.

Дети воспринимают смысл сказки не только на сознательном, но и на подсознательном уровне. Слушая сказку, ребёнок погружается в описываемые события, похожие на его жизненную ситуацию и переживает вместе с главным героем его поражения и победы, горе и радость. Это позволяет ребёнку осознать свою позицию и взглянуть на себя как бы со стороны. И вернувшись, в реальный мир, у ребёнка появляется чувство защищённости, он становится увереннее в себе и стремится воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. (Слова сказки забываются, ощущения остаются)

Сказка – это всегда тайна, интрига, которую хочется разгадать! Сказки пришли из глубины веков и принесли оттуда различные знания и мудрость. Во многих сказках символический смысл не лежит на поверхности, толкование сказки является делом непростым. .Вот, например, сказка «Курочка Ряба». О чём эта незатейливая по сюжету сказка? Раньше сказка предназначалась взрослым. Золотое яйцо – символ смерти, который получают старики. .Поэтому и стараются дед с бабой разбить золотое яйцо, чтобы продлить себе жизнь. Но мышка опережает! Поэтому старики плачут. Рябая курочка в древней мифологии – посредник между миром живых и миром мёртвых. Курочка дарит им простое яйцо – символ новой жизни.

 Сказка символизирует победу жизни над смертью.

В сказке «Колобок» главный герой наказывается за хвастовство. Но есть ещё один момент – круглый колобок символизирует луну. И в древнем варианте этой сказки каждый встреченный зверь откусывал от колобка по кусочку.

Так круглая «луна» становилась всё меньше и меньше, превращаясь в месяц. А потом и вовсе исчезла. .В сказке определяется посыл к поведению – о послушании – есть границы дома, где ребёнку безопасно и есть границы вне дома, где легкомысленное поведение может привести к трагическому концу. И в то же время сказка рассказывает о фазах развития луны.

В образном и сюжетном ряду сказок – старых и новых, народных и авторских зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания.

Причём знания эти охватывают все жизненные сферы человека:

- область отношений между людьми,

- инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов,

- сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним,

- рекомендации по противостоянию стрессу,

- духовное развитие человека,

- мужская и женская психология.

Наши предки знали все достоинства сказок и использовали их в качестве самого эффективного средства общения с детьми. Сказка – универсальный язык, способный в доступной форме донести до ребёнка нужную информацию. Психологи тоже оценили благотворное влияние сказки на психику ребёнка- лучшим средством успокоения и воздействия на малыша всё чаще становится вовремя придуманная и рассказанная история. Современные психологи используют рассказывание сказок, проигрывание сказочных сюжетов, как своеобразную терапию. С помощью метода сказкотерапии они раскрывают душу ребёнка, налаживают с ним контакт, упорядочивают внутренний мир, помогают преодолеть проблемы и изменить поведение. Сказка является учебником духовных и жизненных знаний. 

Не зря существует поговорка «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Для гармоничного развития личности маленького человека нужны всякие сказки :

Дидактические – обучающие и разавивающие сказки рассказывают детям о новых понятиях и закладывают основу учебных знаний. В дидактических сказках одушевляются цифры, буквы, овощи,предметы.

Народные сказки складывались веками, приукрашались, в них отражаются уникальные традиции и ценнейший опыт человечества. Именно народные сказки сохранили нравственно – эстетические принципы, информацию о взаимоотношениях между людьми, а потому всегда использовались в педагогических целях. Например, сказка «Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает в лес одним ходить нельзя – можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаиваться, а стараться найти выход из сложной ситуации. Сказка «Теремок»«Зимовье зверей» - учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси – лебеди»«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказке «Лисичка сестричка и серый волк»Сказки о приучении к чистоте «Мойдодыр»«Федорино горе». Трудолюбие в народных сказках всегда поощряется – сказка «Крошечка Хаврошечка», мудрость восхваляется – «Мужик и медведь», забота о близких поощряется – сказка «Бобовое зёрнышко»Сказка «Заюшкина избушка» про храбрость и помощь более слабому, мораль сказки «Морозко» - вежливые и добрые люди дождутся в жизни большего, чем грубияны и злодеи. Народные сказки в свою очередь подразделяются на три вида:

-сказки о животных : животным присущи человеческие качества,

-волшебные сказки : их герои живут в нереальном мире с волшебными событиями и приключениями,

-бытовые сказки : отражение повседневного народного быта.

В трёхлетнем возрасте детям больше нравится рассказы о животных, о их взаимодействиях с людьми. Это обосновано тем, что в это время они часто ассоциируют себя с животными, иногда перевоплащаются в них и подражают им.

Диагностические сказки – вы наверное знаете, какие сказки больше нравятся вашему ребёнку. Это означает, что ребёнок на подсознательном уровне выбрал главного героя сказки своим прообразом и примеряет на себя модель его поведения. Так девочка, любящая сказку про хитрую лисичку, будет и в жизни использовать лукавство и хитрость. Если мальчик увлекается историями про пиратов – скорее всего это говорит о том, что он любит решать всё силой. Попробуйте сочинить сказку вместе с ребёнком, и вы узнаете тайные мысли и желания малыша

Лечебно-профилактические сказки составляет с родителями психолог, психотерапевт, когда родители обращаются с какой-либо проблемой. Все мамы рады хорошему поведению и ругают за плохое. Если ваш ребёнок чего-то не хочет, отказывается одеваться, кушать, умываться, кусается или ведёт себя замкнуто – создайте для него настоящую лечебную историю, и поведение обязательно начнёт меняться.

Медитативные сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния, например перед сном – снятия усталости, возбуждения, напряжения. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

Сказки – волшебный помощник в воспитании детей. Не лишайте детей детства, читайте и рассказывайте детям сказки с их волшебством и чудесами. Чем больше дети будут верить, что может быть так волшебно, тем легче и благополучнее будет в дальнейшем их жизнь – считают психологи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Воспитание детей сказкой "

Эта консультация поможет в работе со сказкой воспитателям ДОУ...

Консультация для педагогов «Воспитание сказкой»

Прекрасен сказок мир воздушный-к нему с младенчества привык,мне мил и дорог простодушный,животворящий их язык....

Консультация для педагогов «Воспитание сказкой»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16034293","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"float: left;","width":"480"}}]]  Прекрасен...

Консультация для педагогов «Роль сказки в правовом воспитании дошкольников»

Консультация знакомит педагогов, как осуществлять правое воспитание дошкольников посредством сказок...

Консультация для педагогов" Воспитание сказкой"

Сказка - ложь, а в ней намек, добрым молодцам -урок....

Консультация для педагогов «Воспитание сказкой»

Прекрасен сказок мир воздушный-к нему с младенчества привык,мне мил и дорог простодушный,животворящий их язык.К. М. Фофанов.Наиболее распространенный вид устного народного творчества - сказк...