ООД "Речные рыбы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Работа по формированию лексико-грамматических категорий языка через игровые задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по развитию речи в  старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Цель   Продолжить работу по формированию лексико-грамматических категорий языка через игровые задания.

Задачи

-Расширять и активизировать словарь по теме «Рыбы»;

-формировать навык согласовании существительных с числительными;

-упражнять в образовании родственных слов.

- закреплять умение чётко и правильно отвечать на поставленные вопросы

-познакомить со схемой составления небольшого   рассказа о рыбе.

- развивать познавательные процессы: память, внимание, логическое мышление;

общую и мелкую моторику; коммуникативные умения и навыки, познавательный интерес;

Материал для занятия Магнитная доска, картинки с изображением рыб, магнитные удочки, картинки «Чего не хватает», схема составление описательного рассказа о рыбах., мяч.

Предварительная работа.  Просмотр познавательного фильма «Речные рыбы», рассматривание иллюстраций с изображением рыб, знакомство детей с видами рыб, с их названиями, местами обитания, со строением рыбы. Чтение стихов о рыбах, рассказов, сказок. Разучивание упражнений на развитие координации речи с движением - «Рыбка»

Ход ООД

                                                          Организационный момент.

Дети встают в круг

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Развитие общих речевых навыков.

Повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде,

на занятиях, в игре.

Говорим все чётко, внятно,

чтобы было всем понятно.

                                                     

Основная часть.

1 Пальчиковая игра «Рыбка»

Рыбка плавает в водице.

Рыбке весело играть.

(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

(Ладони поочередно сжимаются в кулак)

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

(Хватательные движения щепоткой)

Рыбка хвостиком вильнула,

Быстро-быстро уплыла.

(Помахать рукой)

О ком эта пальчиковая гимнастика? Верно о рыбке.

Где водятся рыбки? (в воде, в озере, в море, в реке)

Предложить отправится на речку (дети проходят к «речке» ткань)

2 . Игра "Подбери родственные слова к слову рыба»

Вот и пришли мы к речке.

- Как называют маленькую рыбу? (рыбка)
- Как называют большую рыбу? (рыбина)
- Как называют человека, который ловит рыбу? рыбак)(рыболов)

- Что делает рыбак? (Рыбачит)

- Как можно назвать процесс, когда ловят рыбу? (рыбалка)
-- Как называется суп из рыбы? (рыбный)

-Как называются сапоги для рыбалки(рыболовные)…

Вот сколько много мы назвали свами слов, все они родственники между собой, и образованы от слова рыба.

 Детям предлагается взять удочки и поймать рыбку, а затем назвать кого же вы поймали. (дети с помощью магнитных удочек ловят рыбу) обращать внимание на полные ответы детей    ( Я поймал карпа.. Я поймала налима)

Молодцы! Очень много рыбы наловили

3. Воспитатель просит детей отойти от реки и поиграть с мячом

 Д и «Один-пять» Воспитатель называет одну рыбку, а ребенок пять (я поймала одного карпа, а ты... я поймал пять карпов…)

 Д и «Что делают» (называние слов, обозначающих действия.)

Что рыбы делают в воде? (играют, плавают, резвятся, едят, дышат, кувыркаются…)

Воспитатель кидает мяч, а ребенок называет что делают рыбки.

4. Воспитатель приглашает детей пройти за столы (на магнитной доске размещены речные рыбы)

Какие части есть у рыбы? (голова, чешуя, хвост, плавник…) Рассматривают картинку находят то что назвали.

Д у «Чего не хватает?»

На столе лежат карточки с изображением рыбы, на которых не хватает какой-либо части, дети отвечают полным ответом (У рыбы нет хвоста…)

5.Обратить внимание на схему рассказа, предложить детям составить рассказ о рыбке,

(название, части тела, размер, цвет, где живет, что ест) Обращать внимание на связность рассказа

6 Рефлексия

Предложить взять речной камешек и сказать, что понравилось на занятии.

Обращать внимание на четкость ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речные рыбы. Презентация.

Презентация содержит краткую информацию о некоторых речных рыбах, легких в произношении для детей старшего и подготовительного возраста. Смотря на фото рыб и слушая рассказ учителя-логопеда (или дефек...

Речные рыбы. Закрепление.

В презентации можно управлять карточками со словами и двигать правильный ответ к рыбам....

Занятие по развитию речи "Речные рыбы и морские обитатели".

Познавательный материал для детей старшей группы о речных рыбах и морски обитателях....

Конспект «Путешествие по подводному миру. Речные рыбы»

Этот коспект фронтального занятия по логопедии поможет вам провести НОД в области "Познавательного развития" весело, занимательно, а главное интересно для ваших воспитанников....

Летний проект по экологическому воспитанию дошкольников "Речные рыбы"

Цель: Развитие основ экологической культуры и интереса к познанию природы. Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о речных обитателях. Задачи:·...

Конспект занятия по познавательному развитию "Речные рыбы"

Данный конспект могут использовать воспитатели старшей, подготовительной группы в работе по познавательному развитию детей при знакомстве с речными рыбами....

Презентация "Речные рыбы"

Презентация знакомит детей с рыбами пресноводных водоемов (с их внешним видом, средой обитания)....