Конспект занятия по познавательному развитию "Речные рыбы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пачина Татьяна Николаевна

Данный конспект могут использовать воспитатели старшей, подготовительной группы в работе по познавательному развитию детей при знакомстве с речными рыбами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu_pachina_t._n.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации по экологическому воспитанию

ДОО МБОУ «Устьянская СОШ» СП д/с «Солнышко»

Группа подготовительная компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи

Воспитатель Пачина Татьяна Николаевна

Тема «Речные рыбы»

Цель Расширение знаний о речных рыбах

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с речными рыбами (щука, окунь, ёрш, пескарь), их строением, средой обитания, питанием;

Закрепить названия растений и обитателей реки Устья: ива, рогоз, осока, камыш, пижма, бобр, рак;

Активизировать в речи детей слова: щука, окунь, пескарь, ёрш, плавники, хвост, чешуя, жабры, речные рыбы;

Формировать правильность лексико-грамматического строя речи (упражнение «Один-много»);

Продолжать учить детей отвечать полным предложением.

Развивающие:

Развивать интерес к исследовательской деятельности, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

Развивать коммуникативные навыки: умение договариваться (кто будет задавать вопрос, кто отвечать);

Развивать общую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе. Воспитывать умение доводить начатую работу до конца.

Необходимое оборудование: фотографии реки Устьи, картинки с изображение рыб (щука, ёрш, окунь, пескарь), ёмкость с водой, камень, резиновый мячик, деревянные рыбки, удочки, ватман, покрашенный в голубой цвет с изображением речного дна, клей, клеёнка.

Предварительная работа: экскурсия на реку Устья, знакомство с тем, где берёт начало река, её прошлым и настоящим, с растениями, растущими на берегах Устьи, речными обитателями (бобр, рак), рисование реки.

Ход занятия:

( Дети заходят в группу и встают полукругом перед мольбертом)

- Ребята, у меня для вас есть фотозагадка. Посмотрите внимательно на мольберт и скажите, что изображено на фотографиях (на фотографиях река Устья).

Д: Это река  (возможно узнают, что это река Устья).

-Ребята, я покажу вам ещё одну фотографию и надеюсь, что вы дадите  правильный ответ (на фотографии изображены дети около реки Устья).

-Какая река изображена на фотографиях? Как вы думаете?

Д: На фотографиях изображена река Устья. Я думаю, что это река Устья.

- Ребята, как вы думаете, почему я вам показала фотографии с изображением реки Устьи?

Д: Мы будем про неё рассказывать, разговаривать, изучать.

- Вспомните, какие растения растут по берегам Устьи?

Д: По берегам реки Устьи растёт рогоз, осока, ива, камыш, пижма.

- С какими обитателями реки Устьи уже мы познакомились?

Д: Мы познакомились с раками, бобрами.

- Сегодня, мы продолжим знакомство с нашей рекой и её обитателями. А кто они,  узнаете, отгадав загадку.

Загадка про рыбу:

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет. (Рыба) показываю изображение рыбы

(дети садятся на стульчики).

- Ребята, расскажите, что вы знаете о рыбах?

Д: У рыб есть плавники, хвост, жабры, тело покрыто чешуёй.

-Для чего рыбам жабры?

Д: С их помощью они могут дышать в воде.

- Зачем рыбам плавники и хвост?

Д: При помощи хвоста и плавников рыбы могут плавать в воде.

- Вы назвали много признаков, по которым мы можем сказать, чем рыбы похожи.  Ребята, кто знает, какие рыбы живут в Устье? (ответы детей).

- Хотите узнать больше об этих и других рыбах? (Ответы детей).

- В Устье живут щука, налим, пескарь, ёрш, плотва, елец, хариус, сорога, окунь, верховодка. Сейчас я вас познакомлю с некоторыми из этих рыб и расскажу, чем они отличаются.

(На доске висят картинки с изображением рыб, с которыми будем знакомиться и несколько морских рыб).

1. Щука — хищная рыба.

Туловище рыбы вытянутое, стреловидной формы, покрыто  мелкой чешуёй.  Окраска чешуи рыбы может быть серовато-зеленой, серой с желтизной или серо-коричневой. Голова щуки длинная, на нижней челюсти есть много острых зубов разной величины. За такое строение челюсти щуку прозвали «речной акулой».

Глаза щуки располагаются высоко, благодаря чему хищник может осматривать большую площадь, не утруждая себя поворотом головы.У щуки есть жабры, с помощь которых она может дышать в воде, спинные и брюшные плавники, хвост. Щука — на редкость прожорливая и неразборчивая в еде хищница. Она питается разнообразными видами рыб, раками, лягушками, мышами, крысами. Взрослые щуки могут утащить под воду утёнка.

(Дети по описанию находят картинку с изображением щуки. Уточнить у нескольких детей, как называется рыба).

2. Окунь – хищник. Тело, его напоминает прядильное веретено,  покрыто  крепкой, но очень мелкой чешуей. Окраска тела зеленовато-желтая, на нём отчетливо видны черные полосы. Их количество варьируется в пределах от 5 до 9. Брюшко рыбы окрашено в белый цвет.  У рыбы много зубов, расположенных в несколько рядов. У окуня есть жабры, спинные, брюшные плавники, хвост. Характерная особенность речного окуня: брюшные , анальный и хвостовые плавники окрашены в яркий красный цвет. Окунь считается одним из самых прожорливых и неразборчивых в еде хищников: пищей окуня является все, что движется по дну или в водах водоема, мальки, личинки насекомых и икра, отложенная другой рыбой. С приближением холодов окуни уходят в глубокие места, в которых и находятся почти всё время.

( Дети находят картинку с изображением окуня. Закрепить название рыбы).

Физминутка:  «Рыбаки»

Мы сидим на берегу - руки на поясе, повороты вправо-влево;

Ловим рыбку на уху – руки на поясе, наклоны вперёд-назад,

Окунь, щука, лещ,плотва - хлопок в ладоши, кулачок

Будет вкусная уха –  ходьба на месте.

Продолжаю рассказ о рыбах.

3. Ёрш – мелкий речной хищник. У ерша короткое тело, покрытое чешуёй. Окрас на спине серо-зеленый, а по бокам есть бурые пятна. Челюсть представляет собой щетинковые зубы без клыков. У ерша есть жабры, спинные и брюшные плавники, хвост. Ёрш имеет множество шипов на плавниках.

Ерш не любит речное течение. Чаще всего он оседает в заливах или ямах с водоворотами. Дно предпочитает без ила с наличием камней и коряг. Эта рыба не любит солнечный свет и теплую воду, поэтому летом его надо ловить там, где глубина в Устье не менее 2-х метров.

Питается ёрш более мелкими рыбами, беспозвоночными, насекомыми, растениями, икрой и личинками рыб. С наступлением холодов ерши группируются в стаи и заседают в более укромных и спокойных местах.

(Найти картинку с изображением ерша. Закрепить название рыбы).

4. Пескарь имеет тело цилиндрической формы. Оно покрыто достаточно крупной чешуёй. Верх рыбки окрашен зеленовато–бурым цветом. По всему телу имеются синеватые и черноватые пятна, а брюшко имеет в желтоватый или серебристый оттенок. На плавниках и хвосте большое количество темно–бурых пятен, которые расположены несколькими рядами. Пескаря легко узнать по 2–м маленьким усикам, лежащим в районе уголков рта. Пескарь является донной рыбой, то, соответственно, пропитание себе он находит в донных слоях воды. В меню этой рыбы входят мелкие червячки, насекомые,сгнившие органические вещества, которые добывает в песке. В поиске пропитания в донном грунте неоценимую роль играют усики пескаря.

(Найти картинку с изображением пескаря. Закрепить название рыбы).

- Как вы думаете, почему рыбы не тонут и не всплывают на поверхность? Ответы детей.

Приглашаю детей подойти к столу на котором стоит емкость с водой и провести эксперимент “Почему рыбы не тонут и не всплывают на поверхность?”

Предлагаю бросить тяжелый предмет (камень в воду) и сказать, что с ним произошло.

-  Он опустился на дно.

Затем бросить резиновый мяч и сказать, что произошло.

- Он остался на поверхности воды.

 - Тело рыбы плотное, оно тянет вниз. Но внутри у рыбы есть “мячик” – плавательный пузырь, который наполнен воздухом и тянет наверх, на поверхность. Благодаря такому сочетанию, рыба плавает в толще воды.

Дети садятся на стульчики.

- Ребята, давайте отправимся на рыбалку. Чем будем ловить рыбу?

- Удочкой (раздаю детям деревянные удочки).

- Чтобы оказаться на берегу Устьи, надо сказать волшебные слова: «Раз, два, три - повернись, на берегу Устьи окажись» (пока дети произносят слова открываю деревянных рыбок, стоящих на ткани, изображающей речку).

Дети с помощью удочек ловят рыб (на деревянных рыбках приклеено изображение речных рыб: окунь, щука, ёрш, пескарь).

Предлагаю детям назвать, какую рыбу они поймали.

Д: Я поймал щуку,

Д: Я поймала окуня  и т.д.

- Знаете, рыбаки очень любят похвастать друг перед другом своим уловом. Предлагаю вам похвастаться в игре  «Один – много» (Дети работают в парах, говоря название рыбы, которую они поймали. Один говорит «одну» рыбу, другой - «много»)

-Я поймала одного окуня (ерша, щуку…)

- А я поймал много пескарей (окуней, пескарей…)

Предлагаю детям вернуться в детский сад. Произносим слова «Раз, два, три повернись в д/саду окажись»

-  С какими рыбами, живущими в нашей реке, мы познакомились?

Д: Мы познакомились с окунем, пескарём, щукой, ершом.

- Что нового, интересного вы о них узнали, запомнили? (ответы детей)

- Эти рыбы живут в реке, значит это какие рыбы?

Д: Это речные рыбы.

- Почему рыбы не тонут в воде?

Д: Потому что у них есть плавательный пузырь.

Рефлексия

- Ребята, предлагаю вам выбрать ту рыбку, о которой вы узнали что-то новое, которую вы запомнили и отпустить её в реку (ребята выбирают рыбок и наклеивают на плакат с изображением реки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Рыбы"

Конспект познавательного занятия по экологическому развитию "Рыбы".  Расширяет представления детей о рыбах водоемое средней полосы России и аквариумных рыбках....

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...

Конспект занятия по познавательному развитию №21 в первой младшей группе Тема: «Рыбы»

Конспект занятия по познавательному развитию № 21 в первой младшей группе Тема: «Рыбы»...

Занятие по познавательному развитию "Рыба Азаса"

Занятие по региональному компоненту для создания условия для первоначального представления и обогатить кругозор детей об обитателях озера, побуждать интерес к родному краю. Конспект занятия составлен ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Животный мир — рыбы»

Конспект занятия по познавательному развитию  в подготовительной группе  «Животный мир — рыбы» ...

Конспект занятия по познавательному развитию № 25 в средней группе Тема: «Обитатели воды - рыбы»

Конспект занятия по познаниюв средней группе «Обитатели воды - рыбы»...