Занятие по познавательному развитию "Рыба Азаса"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сотпа Менги Борисовна

Занятие по региональному компоненту для создания условия для первоначального представления и обогатить кругозор детей об обитателях озера, побуждать интерес к родному краю. Конспект занятия составлен из собственного опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Диинчигеш»

Занятие

по познавательному развитию

Тема «Рыба Азаса»

в подготовительной группе

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/01e4/0005f553-283bd166/1/img34.jpg

Автор: Сотпа Менги Борисовна

воспитатель МБДОУ д/с «Диинчигеш»

Тоора-Хем - 2020

Занятие по познавательному развитию

Тема: Рыба озера «Азас»

Цель: создать условия для первоначального представления и обогатить кругозор детей об обитателях озера, побуждать интерес к родному краю.

Задачи:

Обучающие: Формировать представления детей о внешних особенностях рыб, местах обитания, выделять признаки различия.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения своей природе.

 Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». 

Материал: презентация «Рыбы», карта - макет озера «Азас», мультимедийный проектор, видеоматериал.

Раздаточный материал: рыбы (пластинография), пайетки.

Методы: Словесный (беседа, загадки, вопросы к детям, поощрение);

Наглядно - демонстрационный (показ слайдов, видеоматериал, карта- макет); Практический (движения в соответствии с текстом, пластинография «Рыбы» с техникой вдавливания; Игровой (дидактическая игра «Части тела рыбы»), дидактическая игра «Как появляют ся на свет рыбы».

Приемы: проблемно- поисковый, игровой, пояснения, указания, показ, художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, беседа.

Предварительная работа: знакомство с лэпбуком, беседы о рыбах.

Ход занятия:

I часть. 

-Ребята, у меня для вас хорошая новость. Сегодня на электронную почту детского сада «Ромашка»  пришло  голосовое письмо, давайте откроем и послушаем, от кого оно.

- Ребята, вы поможете Алисе? Тогда, чтобы подготовить сообщение, нам нужно провести исследование, как настоящие взрослые учёные. Вы готовы стать командой исследователей?

Предлагаю поприветствовать друг друга:

Здравствуй, Солнце!

Здравствуй, Земля!

Здравствуй, планета Земля!

Здравствуй, наша большая семья!

В: Уважаемые исследователи. Вам предстоит серьёзная работа – много узнать по теме «Рыбы озера Азас».

- Чтобы узнать информацию про озеро Азас, предлагаю совершить путешествие в один из самых удивительных уголков нашей родины - в озеро «Азас», которое находится в нашем районе.

- Как вы думаете на чем можно отправиться в путешествие?

-  Мы с вами отправимся путешествие на лодке. Вы будете - исследователями. Узнаете много нового и интересного.

Открывайте глаза и посмотрите, какая красота открылась перед нами.

(просмотр видео)

- Озеро «Азас» - самое красивое, большое и необыкновенное озеро! У озера «Азас» чистая и прозрачная вода. Кругом водопады и мелкие острова.   Озеро «Азас» - единственное место в Туве, где на озерах цветут белые кувшинки.

- Ребята, посмотрите на озеро, в некоторых местах прямо над озером растут «кувшинки». Их нельзя срывать, потому что они занесены в Красную книгу.

- Кто знает, что такая Красная книга?

- Красная книга - эта книга, в который занесены редкие животные и растения, которые находятся под угрозой исчезновения и требуют защиты и охраны. 

Мы с вами будем исследовать водных обитателей озера «Азас», некоторые водные обитатели занесены в Красную книгу. Все сели красиво дети!

- О ком пойдет сегодня речь, вы узнаете, отгадав загадку:

Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.

По земле не хожу, рот есть - не говорю.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток

Кто это? (рыба) - Ребята как вы уже догадались, мы с вами будем говорить о.. рыбах.

Пальчиковая гимнастика «Рыбы»

 - Что мы знаем о рыбах? Нам поможет лэпбук, книга с кармашками. Работаем с лэпбуком парами, т. е на двоих один лэпбук.

В: Рыбы где водится? (в воде)

Воспитатель: 1. Чем дышат рыбы?

Ответы детей (Как и люди рыбы дышат кислородом, но поглощают его из воды, они заглатывают воду ртом, которое потом вытекает из специального отверстия, называемые жабрами с их помощью рыбы дышат)

- Ребята, покажите мне пожалуйста, специальное отверстие, называемое жабрами? Давайте разложим части тела и покажите, в какой части тела находится жабры рыбы.

Игра «Части тела рыбы»

2. Чем питаются рыбы?

- Насекомыми;

- Листьями и стеблями водорослей;

- Мальками;

- Чем питаются рыбы?

- Насекомыми;

3. Ак как рыбы появляются на свет?

- Рыбы вырастают из мальков, а мальки вылупляются, появляются на свет из икринок.

- сначала появляются на свет икринки, из икринок мальки, а из мальков рыбы. Из кармашек достаем икринку (икра), мальки (маленькая рыбы) и рыбы.

(Ответы детей, воспитатель сопровождает показом моделей) Воспитатель: Что рыбы делают в воде?

Ответы детей (Рыбы в воде плавают, ныряют, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, как много мы знаем о рыбах!

Озеро «Азас» богато рыбой.

Ребята, а сейчас узнаем, какие рыбы обитаются в озере Азас? С помощью загадки, я познакомлю их с вами.

Слайд 1

Опасней всех она

Хитра, прожорлива, сильна

При том такая злюка

Конечно, это (щука)

Щука - хищная рыба, она любит охотится и хватает все живое. У щуки громадная пасть занимает половину длины головы. Щука плавает в местах, где водится мелкая рыба и нападает на них. 

Слайд 2

Окунь – озерная рыба, она очень красивая и подвижная. Любит плавать и играть. Грудь покрыто крупными чешуями. Окуней очень много водится в озере Азас.

Гимнастика для глаз.

Закрываем мы глаза. Вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют.

(Дети стоят с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза и «рисуют» глазами дугу)

Нарисуем круг, получается легко.

(Рисуют круг вправо, влево)

Слайд 3

Таймень - самая крупная и хищная рыба. Его называют «царь- рыбой» сибирских рек и озер. Таймень – хозяин своего озера. В тихие утренние часы, затаившись где-нибудь в укромном месте, охотится на рыб.  Не даст уйти никакому зверьку. Ленок охотится на других рыб, на водоплавающих птиц и животных – на уток, на диких дикие гусей. Таймень – широко распространен по всей водной системе заповеднике Азаса.  Рыба Таймень находится под исчезновением, осталось лишь немного. Потому что, рыбу «таймень» рыбаки ловили очень много.  

- Ребята, все мы знаем, что в нашем поселке есть заповедник «Азас». Заповедник «Азас» создан для сохранения и изучения животного мира. Работники заповедника охраняют рыб и животных.  

Рыба «Таймень» занесена в Красную книгу, их рыбачить запрещено! Если рыбаку на крючок попадется «красно книжная рыба», надо непременно отпустить ее обратно в озеро.

Вывод: Рыб очень много и живут они в озерах, морях, реках, океанах.

Рыбы, которые живут в озерах, реках называют- пресноводным. А еще какие рыбы есть, которые не обитаются в реках ребята?

Правильно ребята, а теперь немножко отдохнем и потанцуем танец Акуленка.

Физминутка «Акуленок»

Игра: Заселим «Азас» рыбками. 

Перед нами ребята карта — макет озера «Азас». Мы с вами говорили о том, что в озере «Азас» водятся много рыбы, но вот беда, посмотрите на озеро, какое-то оно у нас пустое и безжизненное.

Давайте его заселим рыбками. Какие рыбы обитаются в озере «Азас»? (щука, хариус, таймень)

 (Каждый ребенок говорит название рыбы и ее отличительные черты и крепят с магнитами)

 Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Давайте перечислим рыб, которых вы выбрали и расположим на магнитную доску.

- Ребята, а среди этих рыб какую рыбу запрещено ловить? (Ответы детей)

Как будем отправлять собранную информацию? (Электронной почтой.) Отправляем электронное письмо. Алисе наверно очень понравится. В: Ребята, большое вам спасибо за оказанную помощь! Она сфотографировала и сделала видеозапись ваших сообщений, соберу их в одну папку и отправлю Алисе.

Ребята, а теперь посмотрите в лэпбук, там написано «Создай свою рыбку», «Закончи работу до конца»из кармашка достаем рыбки.

8.Пластилинография «Рыба»

- Давайте чешуйки этих рыб украсим пайетками, с помощью техники «вдавливания» и отпустим в озеро «Азас».

-Рыба какой формы? (обследование образца)

III часть. – Вот, и подходит к концу наше путешествие. Пришло время возвращаться домой. Прошу занять свои места в лодке.

Вот мы и приплыли, заканчивается наше путешествие.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.  Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) ТЕМА: «Фиксик Нолик ищет воздух»

Актуальность темы непосредственно образовательной деятельности.Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усв...

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.

Занятие по познавательному развитию  «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...