Главные вкладки

    СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) ТЕМА: «Фиксик Нолик ищет воздух»
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Тамулина Ольга Геннадьевна

    Актуальность темы непосредственно образовательной деятельности.

    Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie.docx37.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «СОШ №2»

    СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

    по познавательному развитию

    (познавательно-исследовательская деятельность)

    ТЕМА: «Фиксик Нолик ищет воздух»

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:

    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    Выполнила:

    Тамулина Ольга Геннадьевна

    воспитатель

    МБОУ «СОШ №2»

    г. Сорочинск

    Сорочинск, 2016

    СОДЕРЖАНИЕ

    Раздел

    Стр.

    I.

    Пояснительная записка

    2

    II.

    Конспект образовательной деятельности

    4

    III.

    Список литературы

    9

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Актуальность темы непосредственно образовательной деятельности.

    Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

    Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.

    Экспериментальная  деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова  в опытно – экспериментальной деятельности ребенок выступает,  как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

    В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей и закономерностей. 

    Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

    1. Организационная информация

    Примечание

    1.

    Доминирующая образовательная область

    Познавательное развитие  (познавательно-исследовательской деятельности.)

    2.

    Вид деятельности детей

    игровая, коммуникативная, двигательная,

    музыкальная (музыкально-ритмические движения).

    1. Методическая информация

    1.

    Тема образовательной деятельности

    «Фиксик Нолик ищет воздух»

    2.

    Методы и приемы реализации содержания занятия

    Сюрпризный момент (фиксик Нолик.).

    Организационный момент.

    Знакомство с фиксиками по презентации.                                               Загадывание загадки.                                                     Опытно- экспериментальная деятельность.   Дыхательная гимнастика «Обдуваем пальчики»

    Опытно- экспериментальная деятельность.  Беседа с детьми по вопросам (посредством проведения опыта дети делают выводы). 

    Физминутка «Воздушный шар».                            Опытно- экспериментальная деятельность.                         Аутотренинг «Отдых на лугу»

    Показ слайдов , закрепление темы воздух.              Игровое упражнение под музыку «Танец Фиксиков».          

    3.

    Интеграция образовательных областей

    Речевое развитие – введение новых слов (лаборатория, бесцветный, прозрачный, невидимый, опыты.);

    Социально-коммуникативное развитие: диалог, беседа (ответы на вопросы).

    Физическое развитие (музыкально-ритмические движения).

    4.

    Возрастная группа:

    Дети 4-5 лет

    5.

    Цель:

    Создание условий для развития познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

    6.

    Задачи:

    6.1

    Формировать  представление детей  о том, что воздух обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха, способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; закреплять умение детей работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

    6.2

    Развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.

    6.3

    Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; любознательность, взаимопомощь, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

    7.

    Планируемые результаты:                

    7.1

    Умеют  самостоятельно проводить опыты, эксперименты в заключение делают выводы.

    7.2

    умеют выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия. Четко формулируют отвечают на вопрос «Почему»

    7.3

    Проявляют интерес к познавательно- исследовательской  деятельности.

    8.

    Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

    Игрушка Фиксики;

    Книга со сказкой «Фиксики»;

    Аудиозаписьиз мультфильма «Фиксики», «Танец фиксиков»;

    Презентация «Знакомство с фиксиками»;

    магнитная доска; полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей); кораблики из пенопласта с бумажными парусами; сосуд – «море» для корабликов; веера (по количеству детей); воздушные шары (по количеству детей).

    9.

    Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

    Учились проводить эксперименты с воздухом , правильно делать выводы.  Выполнять движения физминутки, аутотренинга .

    Конспект занятия (образовательной деятельности)

    I.

    Вводная часть

    3мин.

    1.1

    Введение в тему (создание проблемной ситуации)

    Сюрпризный момент

    Дети играют с воспитателем.

    Звучит песня из мультфильма «Фиксики». Появляется фиксик Нолик. Сообщает детям, Симка задала загадку, он не знает, на него ответ просит помощи. 

    Воспитатель садится на стул, дети стоят рядом.

    В.: Дети, посмотрите, к нам пришел в гости Фиксик Нолик! Подойдите ко мне, посмотрите! А вы знаете, что мы, Фиксики, о многом знают. Что-то фиксик Нолик  хочет мне сказать!

    Воспитатель прикладывает Фиксика к уху.

    В.: Ребята, Нолик прости вашей помощи. Ему Симка задала такую загадку, что он может ее отгадать, поможете фиксику? 

    Организационный момент

    Загадывание загадки

    Он нам нужен, чтоб дышать,

    Чтобы шарик надувать.

    С нами рядом каждый час,

    Но невидим он для нас! Что это?

    Д.: Воздух!

    В: Молодцы!

    В: Ребята Нолик спрашивает. А вы знаете, что такое это такое воздух? Вы видели, этот воздух?

    Д: Нет.                                                                                   В:- Дети, если мы воздух не видим, значит он какой? Как иначе можно сказать .                                    Д: Невидимый, бесцветный, прозрачный.

    1.2

    Мотивация деятельности детей

    В:- Я вот тоже воздух не видела, но очень хорошо знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, нас Фиксик Нолик приглашает, пойдемте в лабораторию и как настоящие ученые провести опыты и мы узнаем все о воздухе. Вы хотите? Тогда за мной.                          

    В: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? А Фиксик посмотрит, как мы будим проводить опыты.                   Дети одевают халаты,  садятся за столы.

    1.3

    Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

    Показ опытов фиксику Нолику.

    II.

    Основная часть:

    15 мин.

    2.1

    Актуализация ранее приобретенных знаний

    Дети внимательно слушают воспитателя.  Дети называют, что воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.                  

    2.2

    Добывание (сообщение и приятие) нового знания

    Дети проводят опыты, делают выводы. 

    В.: Ребята, садитесь на стульчики, спинку держим прямо, ноги поставьте вместе.

    В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?               Д: Он пуст.

    В: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?                                                               Д: В нём нет воздуха.

    В: Что мы можем сказать о воздухе, он какой?

    Д: Воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. Мы поймали воздух  подедержали его в мешочке, а потом выпустили его.

    В: Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это?

    Д: Соломинки.

    В: Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики. Дети дуют.

    В: Ой, что это? Это пузырьки, поднимающиеся                   наверх, они и есть воздух.

    Д: -Воздух живет вокруг нас и внутри нас. Мы выдыхаем воздух. Значит, он есть внутри вас.

    В: Молодцы! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы на столько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка, давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

    Дыхательная гимнастика «Обдуваем пальчики» Д:-Человек не может жить без воздуха.

    Обогащение словаря детей новыми словами(лаборатория, опыты, бесцветная)

    В.: Хотите поиграть? Вставайте, подходите ко мне.

    Дети располагаются свободно на паласе.

    Физминутка: «Воздушный шар»

    С мамой в магазин ходили, (маршируют на месте) Шар воздушный там купили.                                              Будем шар мы надувать,                                                              Будем с шариком играть. (Останавливаются, имитируют надувание шарика: пальчики одной руки соединены с пальцами другой руки) Шар воздушный надувайся,                            Шар воздушный, раздувайся. (Разводят (расширяют) не разъединяя пальчики, надувая шар)                                                              Надувайся ты большой.                                                                   Да не лопайся, ой-ой!                                                               Шар летел, летел, летел, (водят надутым шаром в разные стороны, показывая как летит шарик)

    Да за веточку задел, И лопнул! (Хлопают в ладоши)

    Дети повторяют движения за воспитателем 

    В.: Молодцы! Пройдите в лабораторию.

    В: А в моей лаборатории есть ещё и кораблики, а как с ними можно поиграть?

    Д: Пускать их по воде.

    В: А как же они будут плыть?

    Д: Можно на них подуть.

    В: Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы. А ещё можно передвигать предметы вот как.

    В: Положить салфетку на краешек стола и подуть на неё.

    В: А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

    Д:- В лицо дует ветерок.

    В: - Посмотрите,  воздух не движется, и кораблики не плывут. Я помашу веером, толкаю воздух, получается ветер, и он помогает парусникам плыть.

    В: -Воздух — это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, что бы произошло? Все живое погибло бы в палящих лучах солнца. Без воздуха не было бы жизни на Земле.

    Как вы думаете, почему? Дышим мы чем?

    Предполагаемые ответы детей 

    Д: воздухом.

    В:Всему живому необходим воздух. Мы вдыхаем чистый воздух – кислород, а выдыхаем использованный – углекислый газ.

    Посмотрите, сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух.

    А теперь давайте, не много, отдохнем. Садитесь по удобнее на палас.

    Дети садятся вместе с воспитателем на палас, закрывают глаза. Воспитатель включает спокойную музыку и проводит аутотренинг.

    Аутотренинг 

    Закройте глаза, мы с вами отдохнем.

    Мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно.

    В: Ребята, Нолик говорит вам спасибо, он теперь знает,  что такое воздух. И сможет Симке все рассказать.

    III.

    Заключительная часть

    2 мин.

    3.1

    Анализ и самоанализ деятельности детей

    Младший воспитатель включает презентацию, дети рассматривают их закрепляем знания о воздухе. Воспитатель задает детям вопросы.

    В :Воздух какой?

    Д: Воздух бесцветный, поэтому мы его не видим. без запаха, прозрачный, без вкуса, бывает чистым и использованным.

    В: Что надо сделать, что бы воздух увидеть?

    Д: Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;

    В. Где находится воздух?

    Д: Воздух находится внутри людей, животных птиц. Без воздуха ничто живое не может жить

    В: А что такое ветер?

    В: Ветер – это движение воздуха. Воздух движется.

    В: Сегодня мы были настоящими исследователями. Мне очень понравилось, как вы работали в лаборатории, прямо как взрослые. Молодцы!

    Нолик: я вам очень благодарен и хочу с вами станцевать   танец фиксиков.

    Исполнение танца.

    Наше занятие окончено. Спасибо за внимание!

    IV.

    Дальнейшая разработка темы

    4.1

    Чтение, обыгрывание и заучивание

    заучивание физминутки, отгадывание загадки про воздух, прослушивание музыкальных произведений.

    В режимных моментах.

    Список литературы

    1.Гурунг Р.Твои первые научные опыты: - ЛитТерра, 2011г

    2.Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду: Программа развитие.- М.: ТЦ Сфера,  2004 год

    3.Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие.  -М.: ТЦ Сфера, 2009г.

    4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду:  Сценарии занятий.

    5.Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий- издательство «Учитель»- 2015г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НОД. Познавательное развитие. Познавательно исследовательская - деятельность. Тема: «Что такое воздух?»

    НОД. Познавательное развитие. Познавательно исследовательская - деятельность. Тема: «Что такое воздух?»...

    АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

    Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...

    НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Тема. Воздух – смесь газов.

    НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы.Форма организации: экспериментирование.Тема. Воздух – смесь газов.Цель. Формиро...

    Сценарий занятия по познавательному развитию Тема: «Фиксик Нолик ищет воздух»

    Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладе...