Главные вкладки

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (познавательно - исследовательская деятельность). Тема: «Путешествие Капельки».
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Совершенствовать представление детей о свойствах воды.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_kapelki.docx20.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 Пушкинский район Санкт - Петербург

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (познавательно - исследовательская деятельность).

    Тема: «Путешествие Капельки».

    Возрастная группа: старшая.

                                                                                                                     

     

                                                                                                                       Выполнил

                                                                                                                          воспитатель старшей группы

                                                                                                                          Савчук Наталья Викторовна

    Санкт - Петербург

    2016

    Цель: 
    Совершенствовать представления детей о свойствах воды.


    Задачи:

    -способствовать накоплению представлений о свойствах воды;
    - уточнить и закрепить знания о значении воды;
    - обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

    - развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
    - активизировать словарь детей словами: пресная вода, лаборатория, ученый, бесцветная, прозрачная, растворитель;
    - воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща;
    - формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.


    Технологии: здоровьесберегающие, исследовательская деятельность, личностно - ориентированные.

    Оборудование:
    - магнитофон;
    -
     аудиозапись "журчание ручейка";
    - рисунок Капельки;
    - пластиковые стаканы;
    - пластиковые ложки;
    - сахар;

    -соль;
    - песок;
    - гуашь;
    - кисточки;
    - молоко;

    -игрушки;
    - стол для экспериментирования;
    -
    прозрачные сосуды разной формы;
    - схематичное изображение свойств воды.



    Этапы формирования:

    Беседа с детьми о значении воды.
    Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ».
    Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой.
    Чтение сказки «Капитошка». Путешествие воды».
    Чтение сказки «Путешествие Капельки».
    Дидактическая игра «Кому нужна вода».
    (карточки профессий).
    Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»



    Ход непрерывной образовательной деятельности:

    (Звучит аудиозапись журчания ручейка).

    Воспитатель: -Ребята, послушайте и определите, что это за звуки?

    Дети: -Это журчит вода.

    Воспитатель: -Действительно, это журчит вода. И сегодня речь пойдет о воде. Сегодня в гости к нам пришла «Капелька». (Воспитатель показывает нарисованную каплю воды). Эта капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.

    Вы слыхали о воде?
    Говорят она везде!
    В луже, в море, в океане
    И в водопроводном кране.

    Как сосулька замерзает,
    В лес туманом заползает,
    На плите у нас кипит,
    Паром чайника шипит.

    Без неё нам не умыться,
    Не наесться, не напиться.
    Смею вам я доложить,
    Без неё нам не прожить!

    - Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

    А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она может нам пригодиться. Растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А что значит выражение «пресная вода»?

    Дети: (Ответы детей)
    Воспитатель: - Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? 

    Дети: (Дети объясняют).

    Воспитатель: - А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими. Ребята, Капелька приглашает нас в свою лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? 

    Дети: - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
    Воспитатель: - Правильно, давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию свойств воды. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. Приступим к нашему исследованию.

    Опыт 1. "Вода не имеет собственного запаха и вкуса."

    Воспитатель: -Я предлагаю вам определить, есть ли у воды запах и вкус. Для этого возьмите в руки стакан с водой, понюхайте и попробуйте содержимое стакана. Чувствуете ли вы какой-либо запах и вкус?

    Дети: -Нет.

    Воспитатель: -А теперь я каждому в стакан добавлю ароматный травяной настой. Возьмите ложки, перемешайте, понюхайте и попробуйте. Что изменилось?

    Дети: (нюхают и пробуют воду в стакане) –У воды появился запах и вкус.

    Вывод: Вода не имеет запаха и вкуса. Только лишь после добавления различных веществ в воду у неё появляется и цвет, и вкус.

    (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет запаха и вкуса, и вывешивает на магнитную доску).

    Опыт 2. "Вода – растворитель."

    Воспитатель: -А теперь приступим ко второму опыту, нам с вами нужно определить, растворяет ли вода различные вещества. Перед вами лежат: соль, сахар и песок. Маша, я предлагаю тебе размешать в воде сахар, а Варе соль. Хорошо перемешайте и скажите, растворились ли сахар и соль в воде?

    Дети: (Девочки добавляют в один стакан сахар, а в другой соль и перемешивают). -Да, они растворились.

    Воспитатель: -Правильно, сахар и соль вода растворяет. А теперь Терентий и Игорь попробуют растворить в воде песок.

    Дети: (Мальчики добавляют в стаканы с водой песок и хорошо перемешивают).

    Воспитатель: - Игорь, Терентий, получается растворить в воде песок?

    Дети: Нет, он не растворяется.

    Вывод: Вода-растворитель, но не все вещества поддаются растворению.

    Воспитатель: -А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?

    Дети: -Сахар и соль растворились.

    Воспитатель: -А что произошло с песком?

    Дети: -Он не растворился и осел на дно стакана.  

    (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что вода-растворитель, и вывешивает на магнитную доску).

    Физкультурная минутка

    Воспитатель: -Молодцы! Но делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. 
    (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)


    Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
    Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. 
    (Повороты в разные стороны).
    Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
    Раз и два, раз и два, закружилась голова. 
    (Вращение головой вправо и влево).
    Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять(Приседания).
    Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. 
    (Ходьба на месте).
    От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть. Занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

    Опыт 3. "Какой формы вода?"

    Воспитатель: -Ребята, посмотрите, на столе лежит кубик и шарик. Скажите мне, пожалуйста, какой формы кубик?

    Дети: -Он квадратный.

    Воспитатель: -Правильно, а какой формы шарик?

    Дети: -Круглой.

    Воспитатель: А имеет ли форму вода? Для этого мы возьмём узкую баночку и наполним её водой. Затем наполним водой широкую баночку, и мы с вами видим, что вода принимает форму той ёмкости, в которой она находится. Какой мы с вами можем сделать вывод?

    Вывод: 

    Воспитатель: -Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются и их не видно, только земля влажная. Итак, вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску).

    Опыт 4. "Какого цвета вода?"

    Воспитатель: -Далее нам с вами нужно выяснить имеет ли цвет вода. Для этого перед вами две ёмкости. В одной налита вода, а в другой-молоко. Возьмём игрушки и опустим их в ёмкость с водой. Нам видно игрушки? 

    Дети: -Да.

    Воспитатель: -А теперь опустим игрушки в ёмкость с молоком. Что мы обнаружили?

    Дети: - Игрушек не видно.

    Вывод: 
    Воспитатель:
     -Правильно, в ёмкости с водой игрушки видны, а с молоком нет. Значит, вода-прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого подойдём к стаканам с водой, намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу в стакан с водой, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода-прозрачная жидкость. 

    (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет цвета, и вывешивает на магнитную доску).

    Итог непрерывной образовательной деятельности:

    Воспитатель:  - Ребята, а теперь пришло время подвести итоги нашей работы. Давайте вспомним основные свойства воды, о которой мы сегодня говорили: Скажите, пожалуйста, имеется ли у воды собственный запах и вкус?

    Дети: -Нет, вода не имеет запаха и вкуса.

    Воспитатель: -Так, правильно! А вода – растворитель? Все ли вещества растворятся в воде?

    Дети: -Да, но не все вещества растворяются в воде.

    Воспитатель: -Имеет ли форму вода?

    Дети: -Нет. Вода принимает форму той ёмкости в, которую она попадает.

    Воспитатель: -Вода имеет свой цвет?

    Дети: -Нет. Вода бесцветная.

    Воспитатель: -Ребята, у воды ещё очень много секретов. О них мы поговорим позже. А сейчас мы закрываем нашу лабораторию и возвращаемся в группу. Огромное спасибо за работу!





     








    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект интегрированной НОД с использованием ИКТ и технологии исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие в Антарктиду"

    Цель НОД "Путешествие в Антарктиду": познакомить дошкольников с географическим положением, климатическими условиями, животным миром Антарктиды. НОД предназанчена для детей подготовительной группы. Осн...

    Конспект НОД Образовательная область «Познавательное развитие» в подготовительной группе Тема «Путешествие капельки Капы»

    Создание условий для познавательного развития детей посредством знакомства со свойствами и значением воды на Земле....

    Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ Тема: «Путешествие в космос».

    Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательное развитие»с испол...

    Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие: ФЭМП» (средняя группа) Тема: "Путешествие в страну Математику"

    Данный конспект может быть использован воспитателями для организации образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе....

    Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности «Поступки и характер человека» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» (с использо

    Задачи. Образовательная:- учить проводить связь между характером и поступками человека (уточнить понятия детей о том, что характер человека определяется по его поступкам).2. Развивающая:- учить состав...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе тема: «Путешествие в волшебную страну»

    Инновационные технологии: развивающие игры:«Блоки Дьенеша», «Цветные крышки», «Сложи узор», «Волшебные палочки», «Соты»,  «Матема...