Главные вкладки

    Конспект НОД Образовательная область «Познавательное развитие» в подготовительной группе Тема «Путешествие капельки Капы»
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Полкова Татьяна Николаевна

    Создание условий для познавательного развития детей посредством знакомства со свойствами и значением воды на Земле.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_nod_puteshestvie_kapelki_kapy.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Журавушка»

    город Черногорск

    республика Хакасия

    КОНСПЕКТ

    НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Образовательная область «Познавательное развитие»

    в подготовительной группе

    Тема «Путешествие капельки Капы»

                                                                           2015г.

    Цель: Создание условий для познавательного развития детей посредством знакомства со свойствами и значением воды на Земле. 

    Задачи:

    Образовательные: 

    • Создать условия для формирования  у детей представления  о том, в каком виде вода существует в природе;
    • Актуализировать знания детей о молекулярном строении воды, находящейся в любом агрегатном состоянии, используя Метод Маленьких человечков и умение моделировать. (ТРИЗ);
    • Создать условия для формирования представления о видах природных водоёмов и источниках питьевой воды.

    Развивающие:

    • Создать условия для развития поисковой  деятельности, творческого мышления;
    • Способствовать обогащению и активизации словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме НОД; развитию умения слышать звук, определять его место в слове.

    Воспитательные:

    • Способствовать проявлению дружеских  отношений при работе в микрогруппе;
    • Продолжать совершенствовать умение договариваться, учитывать мнение партнёра;
    • Прививать бережное отношение к воде.

    Материалы к занятию:

    • Кроссворды;
    • Макет из пластилина;
    • Карточки «Маленькие человечки»;
    • Алгоритмы;
    • Глобус;
    • Плоскостные модели из картона;
    • Фотографии.

    Технические средства: 

    • Музыкальное сопровождение;
    • Видеотека.

    Предварительная работа:

    • Чтение стихов и сказок о воде;
    • Просмотр видеофильмов;
    • Прослушивание аудиозаписей «Шум дождя», «Морской прибой», «Времена года», П.И. Чайковского.
    • Экскурсии на природу.

    Ход НОД:

    1.Введение в проблемную ситуацию

    Выставляется алгоритм НОД (по ходу карточки убираются)

    - Дети, что мы сегодня будем делать? (Объединяются в семейки).

    -Ребята я знаю что вы очень хорошо умеете отгадывать кроссворды, а если сможете отгадать мой, то услышите что-то интересное. Попробуем ребята?(Попробуем)

    2.Актуализация знаний, умений

    1

    2

    3

    4

    - В первой клеточке живёт буква, которая спряталась в слове «Весна» и стоит на первом месте

    - Во второй клеточке живёт буква, которая спряталась в слове «гром» и стоит на третьем месте.

    - В третьей клеточке живёт буква, с которой начинается слово «дождь».

    - И в четвёртой клеточке запишем букву, которая стоит в слове «туча» на последнем месте.

    - Дети, посмотрите на глобус и скажите, почему нашу планету называют голубой. Да, это моря и океаны делают её такой, и именно голубой она кажется из космоса.

    Скажите, а с чего начинается вода? (с капельки).

    - Послушайте, что вы слышите? (капает вода). Давайте поставим ведёрко, и в конце занятия посмотрим, сколько капелек убежало из крана.

    3.Открытие нового знания

    А я расскажу вам «Сказку о том, как рождается родник, ручей, по мотивам сказок М. Пластова (текст прилагается).

    Сопровождаю свой рассказ показом на макете (см. материалы к занятию). Провожу игру моделирование «Рождение реки».

    Цель: Развивать образное мышление, координацию движений, воображение, память, способность языком символов передать своё представление о явлениях природы. Проиграть, «прожить» процесс рождения реки.

    Игровое задание: «Превратиться» в капельки и вместе смоделировать процесс рождения реки.

    - Речная и озёрная вода – пресная, после очистки она попадает в наши квартиры через водопроводные краны. Этой водой мы моемся, из неё готовим супы, компоты, чай (пробуют).

    - Дети, а из чего состоит вода? (из Маленьких человечков) Как они ведут себя в воде? (держатся непрочно).

    - А вода может находиться в другом агрегатном состоянии? Это снег, лёд. Как ведут себя Маленькие человечки? (держатся друг за друга очень крепко). Почему в северных широтах ледники не тают? Это огромный запас пресной воды.

    Предлагаю семейкам смоделировать из карточек воду и лёд.

    - Дети, как вы считаете, где больше всего воды? (в океане). Выложите модель океана (плоскостную).

    - Где океан берёт воду – (из морей);

    - Где море берёт воду – (из рек);

    - Где берут воду реки – (из ручейков);

    - А ручьи – (из родников);

    - А родники – (из капелек дождя).

    (Дети выкладывают модели в цепочку).

    - Океаны и моря – это один огромный водоём или хранилище воды, она всё время перетекает из морей в океаны, из в моря. Поэтому все моря и океаны Земли объединены одним названием – Мировой Океан, и вода в нём солёная, для питья она не годится (пробуют).

    4.Воспроизведение нового  в типовой ситуации

    Провожу игру «Волшебная палочка».

    Цель: Учить образовывать из существительных прилагательные, добиваться возможности высказаться всем детям, соблюдать правила игры (не выкрикивать).

    Игровые действия: Дети сидят на стульях в кругу так, чтобы все могли друг друга видеть. Передавая друг другу «волшебную палочку», они подбирают прилагательные к слову «вода», отвечая на вопрос: «Какая бывает вода?».

    - Дети, а теперь представьте на минутку, что вода исчезла! Что тогда произойдёт? (дети высказывают догадки).

    - Давайте попробуем создать «корзину» идей, в которую мы будем складывать свои идеи о том, где можно взять воду!

    Обобщаю мысли и ответы детей:

    - Вода есть в родниках, ручьях, озёрах, прудах, реках, падает на Землю в виде дождя. Это пресная вода, потому что в ней нет столько соли, как в морской.

    Морская вода для питья не годится, но в ней живёт разная рыба, моллюски, водоросли. (смотрят отрывок фильма «Подводный мир»).

    5.Итог НОД

    Дети приносят ведро с водой, рассматривают, делают вывод, о том, что очень много капелек убежало из крана.

    -Ребята, а как вы думаете, как нужно относиться к воде?(воду нужно экономить, всегда использовать в меру, наливать воды в стакан столько, сколько выпьешь.

    -Я предлагаю в нашу умывальную комнату повесить вот такой знак «Берегите воду»

    -Как вы думаете, о чём он будет нам напоминать?( что воду нужно беречь).

    -Давайте произнесём все вместе пословицу «Воду попусту не лей, дорожить водой умей!»

    «Вы слыхали о воде»?

    Говорят, она везде!

    В луже, море, в океане

    И в водопроводном кране

    Вы в пруду её найдёте

    И в сыром лесном болоте

    Как сосулька, замерзает,

    В лес туманом заползает,

    Ледником в горах зовётся,

    Лентой серебристой льётся.

    Без неё нам не умыться

    Не наесться, не напиться.

    Мы привыкли что вода

    Наша спутница всегда!

    (Н. Рыжкова «Волшебница вода»)

    Литература

    1. С.А. Скороходова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» Москва «Скрипторий» 2003 г. 2-е издание.

    2. Т.И. Попова «Мир вокруг нас» Москва «Линка Пресс» 1998 г.

    3. В.Н. Волчкова Н.В. Степанова «Познавательное развитие. Конспекты занятий в старшей группе детского сада» Воронеж Т Ц «Учитель» 2005 г.

    4. Н.А. Рыжкова «Наш дом – природа», «Волшебница вода» Москва «Линка Пресс» 1999 г.

    Сказка о том, как рождаются родник, ручей и река

    (по мотивам сказок М. Пластова)

    Как известно, вода начинается с капельки, такой маленькой, кругленькой, прозрачной. Жили-были на свете капельки в туче. С дождём попали они на дерево. Вот сидят капельки, смотрят на окружающий мир да радуются. Зелень после дождя яркая, воздух чистый, а в небе радуга красивая. Посидели-посидели капельки и решили спрыгнуть на землю в лужу, а затем просочились под землю и пошли гулять там. Сходили в гости к Медному королю, затем к Железному и Серебряному. Наградили их короли частичками меди, железа и серебра. Спели они песни подземных вод, взялись за руки и стали выбираться на поверхность Земли. В том месте, где выбрались, забил родник с чистой водой. Вода была целебная, приходили звери, прилетали птицы попить водички. Люди хвалили эту воду, называли её минеральной. Содержала она и железо, и медь, и серебро.

    Стало скучно капелькам в роднике, и задумали они погулять по свету, мир посмотреть, себя показать. Превратился родник в ручеёк. Побежал ручеёк по камешкам, пригорочкам, а к нему сбегали другие ручьи. Соединялся наш ручей с остальными, становился шире, глубже и превратился в реку. Ветер гонит воду на реке ласковой волной, и бежит она к морю. . .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну слов»

    Данный материал поможет создать положительный эмоциональный настрой, развивать фантазию и интерес к речевому творчеству....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в подготовительной группе. Тема: «Хлеб – наше богатство»

    Программное содержание:Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращ...

    Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие: ФЭМП» (средняя группа) Тема: "Путешествие в страну Математику"

    Данный конспект может быть использован воспитателями для организации образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе....

    Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе Тема: «Круговорот воды в природе»

    Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" в подготовительной группе Тема: "Круговорот воды в природе"...

    Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательной развитие» в подготовительной группе Тема: «Живой мир вокруг нас»

    Цель: Расширение и закрепление представления об особенностях внешнего вида диких животных и лесов нашей Родины Задачи:-закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных. Зак...