План-конспект интегрированной НОД с использованием ИКТ и технологии исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие в Антарктиду"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Зудилина Светлана Владимировна

Цель НОД "Путешествие в Антарктиду": познакомить дошкольников с географическим положением, климатическими условиями, животным миром Антарктиды. НОД предназанчена для детей подготовительной группы. Основные методы и приемы, используемые  на занятии: игровые ( введение элементов соревнования, социоигровая технология); практические (исследовательская деятельность, создание художественного продукта); наглядные (демонстрация слайдов презентации, демонстрация опыта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_puteshestvie_v_antarktidu.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад № 64»

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы № 34

города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

План - конспект

интегрированной непосредственно-образовательной

деятельности

в подготовительной к школе группе

Тема: «Этот удивительный материк – Антарктида»

                                                                         Автор:

                                                                         Зудилина Светлана Владимировна

                                                                  воспитатель  

                                                                  высшей  квалификационной категории

                                                     

Интеграция  образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие:

1. Систематизировать знания детей о географическом положении  Антарктиды и Арктики:  Северный  полюс  находится наверху земного шара.  Арктика - это Северный Ледовитый океан, скованный мощными льдами и покрытый снегом.

Южный полюс  расположен снизу земного шара. Антарктида – это огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда и окруженный  океаном.        

2. Закрепить представления о климатических  условиях Антарктиды:  это самое суровое место на Земле; здесь холодно в  течение всего года; кругом снег, метели, дуют сильные ветры; зимой солнце долго не показывается над линией горизонта, длится долгая полярная ночь; летом в Антарктиде  круглые сутки светло, но солнце не поднимается высоко; в море можно увидеть много «ледяных плавающих гор» – айсбергов.

3.  Обобщить   представления о животном мире Антарктиды (пингвинах - хозяевах материка, о морском слоне, морском леопарде); о  птицах (поморнике, альбатросе), рыбах (ледяной рыбе); их внешнем виде, образе жизни, повадках.

4. Продолжать формировать умение работать с глобусом, находить Северный полюс (Арктику) и Южный полюс (Антарктиду).

5.Закрепить умение сравнивать Арктику и Антарктику, устанавливать признаки сходства и различия.

6. Закрепить знания написания почтового адреса получателя письма, а также адреса отправителя.

7. Формировать   умение делать выводы и умозаключения на основе опытной деятельности. Развивать  мыслительные способности  дошкольников.

8. Развивать  способность к анализу, обобщению, сообразительность  в процессе обучения детей   отгадыванию загадок.

   9. Формировать   навыки самоанализа и самооценки.

Речевое развитие: 

1. Активизировать  словарь  по теме «Антарктида»: императорские пингвины, пингвины Адели, Антарктида, айсберг, полярное сияние, южный морской слон, морской леопард, поморник, альбатрос, ледяная рыба, ученые – полярники.  

2. Помогать  дошкольникам правильно строить  сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, потому что и др.).

3. Совершенствовать монологическую речь: умение составлять связные   рассказы о  погоде, климате, животных, птицах, рыбах  Антарктиды.

4. Воспитывать    культуру речевого общения. Формировать   умение  вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть корректным и  доброжелатель-

ным собеседником.

Социально – коммуникативное развитие:

1. Совершенствовать  умение делиться на пары в игре «Выбери партнера  глазами», формировать коммуникативные  навыки общения.

2. Формировать социальные навыки: работать в коллективе;  высказывать свою точку зрения, договариваться, приходить к единому мнению. Вызвать радость от открытий.

3. Способствовать созданию благоприятной атмосферы на занятии; создавать интерес к теме НОД.

Физическое развитие: 

1. Добиваться красивого выполнения физических упражнений под музыку,  согласования ритма движений с музыкальным сопровождением.

2. .Предупреждать  утомляемость воспитанников, удовлетворять потребность детского организма в двигательной активности.

Художественно – эстетическое развитие: 

1. Закреплять умение разрезать  синтепон  квадратной  и прямоугольной формы на более маленькие многоугольники разного размера и формы, создавая из них  композицию «льдины  в  море вокруг Антарктиды».

2. Совершенствовать навыки аккуратного наклеивания.

3. Закреплять  умения красиво выполнять танцевальные движения под музыку.

Методы и приемы:

- Наглядные:  демонстрация слайдов   презентации, демонстрация опыта,   показ  наглядных пособий (глобус, карточки – схемы).

- Словесные: беседа, загадывание загадок, рассказы детей,  вопросы,  объяснения, указания.

- Практические: исследовательская деятельность, создание художественного продукта (изготовление карты Антарктиды), музыкально – ритмическое  упражнение.

- Игровые:  введение элементов соревнования, социоигровая технология, сюрпризный момент.

Оборудование и материалы:  мультимедиа, слайды с изображением пейзажей Антарктиды, животных, птиц, рыб  Антарктиды, карточки – схемы природных явлений,  слайд «Умка пишет письмо»,  видеоклип песни «Три пингвина» шоу – группы «Улыбка»), глобус, макет материка Антарктиды, перья птиц, таз с водой, клей, салфетки, ножницы, синтепон.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и  методы организации совместной деятельности

Коммуникативная

1.Свободное общение по теме

2. Рассказы детей о климате Антарктиды, о животных, живущих на материке

3. Отгадывание загадки

Двигательная

 Ритмика на песню «Три пингвина» (шоу – группы «Улыбка»)

Игровая

1. Сюрпризный момент «Умка пишет письмо»

2. Игра «Выбери партнера глазами»

Изобразительная

Творческое  задание – изготовление карты Антарктиды.

Познавательно-исследовательская

1. Исследовательский эксперимент «Почему пингвины не мерзнут на морозе и выходят сухими из воды».

2. Сравнение Северного и Южного полюсов, нахождение различий и сходств.

3. Проблемная ситуация «Какого  цвета карту материка выбрать и почему?».

4. Работа с глобусом.

Самообслуживание и

элементарно –

бытовой

 труд

Подготовка материала для аппликации  (клей, салфетки, ножницы, синтепон) и уборка его после окончания НОД.

Музыкальная

Ритмика на песню «Три пингвина» (шоу – группы «Улыбка»)

Логика образовательной деятельности

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Организа-

ционный момент

- Здравствуйте, ребята!  Давайте улыбаться друг другу и  нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Дети, перед вами волшебный экран, он поможет нам оправиться  в увлекательное путешествие. А в какое путешествие, узнаете, когда я вам прочитаю электронное письмо, пришедшее на сайт детского сада.

Дети здороваются,  слушают воспитателя.

Включение дошкольников в деятельность. Создание благоприятной  атмосферы на занятии.

Мотивация деятель-

ности

 Читает электронное письмо:   «Здравствуйте ребята! Привет вам с Северного полюса! Я очень надеюсь, что вы меня узнали. Решил написать вам видеописьмо, потому, что вы самые умные и сможете ответить на мои вопросы. Я увидел в книжке картинку незнакомого мне существа. У нас на Северном полюсе я его не встречал. Может вы мне поможете узнать о нем?  Расскажите: кто это, что любит есть, как заботится о своих малышах, в каком районе Земли живет, кто еще из животных с ним рядом проживает, отличается ли это место на Земле от того  места, где живу я? Медвежонок Умка».

Задает вопросы по содержанию письма:

-  Узнали от кого письмо?

-  О каком живом существе идет речь в письме Умки?

- Где живут эти интересные животные?

 Предлагает  послушать загадку и угадать это место на земном шаре:

 «Дуют ветры ледяные,

 Горы снежные, крутые.

Там о лете не слыхали,

Там согреешься едва ли!

Он не мал и не велик

Этот снежный материк».

- Что же это за место на Земле?

Предлагает   изготовить карту Антарктиды, а рассказы детей об этом удивительном месте записать на видеокамеру и отправить на Северный полюс.

Дети  слушают  текст письма.

Отвечают на вопросы:

- От белого медвежонка Умки.

- О пингвине.

- Это Антарктида.

Заинтересовываются предложением воспитателя изготовить  карту Антарктиды, заснять рассказы детей на видео и послать Умке на Северный полюс.

Создание   интереса к теме НОД.

Развитие способности к анализу, обобщению, сообразитель-

ности в процессе обучения дошкольников  отгадыванию загадок.

Работа с глобусом.

Предлагает   рассмотреть глобус, найти Антарктиду и место, где живет Умка со своими родственниками.

Вопрос:

- Какого цвета карту материка выбрать: белого, желтого или зеленого?

Просит  обосновать свой выбор.

Дети рассматривают глобус, находят Антарктику и Арктику,  поясняют, где они расположены:

- Умка живет на  Северном  полюсе, в Арктике.  На глобусе - это вверху земного шара.  Арктика - это Северный Ледовитый океан, скованный мощными льдами и покрытый снегом.

- Южный полюс  расположен снизу земного шара. Антарктида — огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда и окруженный  океаном.        

- Белого цвета, потому  что белый цвет больше всего подходит к этой части земли. В Антарктиде, как и на Северном полюсе, очень холодно, куда ни глянь – везде снег и лёд. Лед  не тает ни летом,   ни зимой.

Формирование   умения работать с глобусом, находить Северный полюс и Южный полюс,  

высказывать своё мнение.

Систематизация

знаний о географическом положении Антарктиды и Арктики.

Создание макета карты Антаркти-

ды.

Беседа о климати-

ческий условиях материка.

Воспитатель показывает карту, но пустую. Предлагает отобрать среди набора карточек – схем, обозначающих природные явления (снег, дождь, радуга, гололед, метель, ветер, льдины, солнце и др.) те,  которые подходят для Антарктиды и наклеить на карту.

Вызывает 2-детей. После окончания их работы, просит  рассказать  их о климате Антарктиды.

Демонстрирует слайды пейзажей Антарктиды.

Вопрос:

- Как называются льдины, которые дети наклеили на материк?

Предлагает про них рассказать.

Принимают предложение воспитателя.  

2 детей садятся за стол, отбирают карты – схемы, обозначающие  природные явления,  которые подходят для Антарктиды, рассказывают, какие символы они отобрали для карты (снег, лед, ветер, метель, мороз, льдины) и наклеивают их  на карту. Остальные дети наблюдают за ними, встав вокруг стола и слушают.

Затем рассказывают о климате:

 - Антарктида — огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. Вокруг материка –  океан. Эта самая суровая область Земли. Холоднее места не сыщешь во всем мире. Земля Антарктиды покрыта льдом толщиной более 4 км. Кругом снег, дует сильный ветер, метели. В зимнее время в Антарктиде солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится долгая полярная ночь. Только бледный свет звезд да луна, а иногда полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы. Полярное сияние – это когда в небе загораются длинные полоски, а иногда пятна самых ярких красок и оттенков. Температура воздуха достигает  зимой  - 60 градусов.   В летнее время в Антарктиде  круглые сутки светло, солнце совсем не скрывается. Оно поднимается  не высоко, и его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит у нас.

-  Айсберги.

- Ледяные плавающие горы называют айсбергами. Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов и течением их вынесло в море. Формы айсбергов самые удивительные и причудливые: то это гигантский снежно-белый лебедь, то остров с высокими горами, ущельями, водопадами. Встречаются айсберги похожие на корабль с надутыми ветром парусами, на пирамиду, на прекрасный замок с башенками. В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными.

Систематизация

знаний о  климатических  условиях Антарктиды.

Активизация    словаря  по теме: «айсберг», «полярное сияние»,

«ученые– полярники».

Воспитание   культуры речевого общения.

Совершенство-

вание моноло-

гической  речи: умение составлять связные   рассказы о погоде, климате Антарктиды.

Продолже-

ние работы по созданию карты Антаркти-

ды

Просит отобрать из набора картинок животных те, которых можно считать хозяевами Антарктиды, наклеить на карту и рассказать о внешнем виде этих  животных.

Демонстрирует   слайды  «Пингвины» (Императорские и Адели).

Предлагает  детям  добавить  ответ товарища.

Вопрос:

-Кто что знает что-то еще интересное  про образ жизни пингвинов.

Воспитатель:

- В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно: летом не больше одного градуса тепла, а зимой бывает шестьдесят градусов мороза. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов.  Как пингвины размножаются, кто расскажет?

Вопрос:

- Кто знает, как дальше происходит воспитание маленьких пингвинят?

Демонстрирует слайды пингвиньего детского сада.  

Вопрос:

- Есть ли у пингвинов враги и кого им следует бояться?

Дети отбирают картинки часто встречающихся видов пингвинов; наклеивают на карту.

Смотрят слайды, рассказывают об  их внешнем виде, дополняя рассказы товарищей:

-  Это пингвины. На вид пингвины похожи на человечков, крепкие, упитанные, одеты в черные до колен «пиджаки», а грудки белые, блестящие.  Часто встречающиеся пингвины в Арктике – императорские и Адели. Их легко различить Императорские пингвины крупнее, у них около ушей, на шее и на груди круглые желтовато – оранжевые пятна. Пингвины Адели меньше по размеру, вокруг глаз у них тонкое кольцо из перышек белого цвета. Вид у пингвинов  очень важный, будто в Антарктиде они самые главные. У пингвинов есть красный клюв, две ноги, хвост.  На лапах 4 пальца, один из которых очень маленький. Соединены пальцы плавательной перепонкой. Тело покрыто перьями, только на крыльях перьев нет. Они покрыты мелкими чешуевидными перышками. На животе есть кожистая складка, в которой они согревают яйцо, выводя потомство. Под кожей у  них есть толстый слой жира, который  спасает от сильных ветров и морозов; они сколько угодно времени могут находиться в холодной воде и совершать длительные путешествия. Крылья у пингвинов  недоразвитые и служат плавниками.  Ими они гребут в воде, как веслами.

 - Пингвины обладают редкой способностью стоять вертикально, это достигается благодаря тому, что их лапы с кожистыми перепонками располагаются в самом конце туловища.  Хотя пингвин относится к отряду птиц, но он единственный из них не умеет летать, но может ходить стоя и плавать.

- Я хочу рассказать о том, как своеобразно  устроен язык у пингвинов. На нем большое количество острых шипов, направленных вершинами назад. Некрупная рыба, небольшие головоногие моллюски, крабы, рачки и другая мелкая живность, попавшая в клюв, уже не ускользнут от него.

- Очень интересно происходит смена перьев у пингвинов, не так, как у остальных птиц.  Старые перья у него выпадают не раньше, чем вырастут новые. Каждое новое перо постепенно выталкивает старое. Такой процесс линьки позволяет  пингвину е обращать внимание  на холод. На нем всегда надето плотное одеяло из перьев.  

- А я с мамой читал, что пингвин не только может ходить и отлично плавать, но и быстро скользить на брюхе по льдине, скатываться кубарем с самого крутого склона, влезать на айсберги, прыгать в воду с любой высоты, вертикально выпрыгивать из воды на высоту более 1 метра.

- Я знаю, что пингвины Адели очень трепетно относятся к выбору партнерши и выращиванию птенцов. Пингвин  выбирает подругу и приносит ей камешек, который подыскивает специально для нее. И если она принимает дар, то она становится его спутницей на всю жизнь. Будущие родители вместе собирают камешки, строят из них гнездо, выводят свое потомство.

-  В самый разгар морозов  пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец пингвин берёт яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет держать его на лапах-ластах два месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Всё это время пингвин ничего не ест и живёт только за счёт жира, который он накопил летом. А мама - пингвиниха в это время плавает и ныряет в море и нагуливает жир. Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама, а папа уходит к воде кормиться. Но это длится недолго.

- Как только пингвинёнок встанет на ножки, его отправляют в «пингвиний детский сад», где он будет  находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов – нянек – воспитателей.  А родители тем временем будут ходить в море за пищей для малышей.  Воспитательницы в «детском саду»  следят, чтобы пингвинята хорошо себя вели, не баловались, не дрались со сверстниками, не отходили в сторону – а то может подхватить свирепая птица – поморник. Няньки строго выполняют наказ родителей. Под их наблюдением находятся сотни пингвинят и редко кто из них пропадает. Если кто-то приближается к такому «детскому саду», няньки беспокоятся, тревожно верещат, размахивают короткими крыльями-ластами и торопливо уводят своих воспитанников подальше.

- Врагов у пингвинов не очень много, но они поджидают птиц и на суше, и на море. В воде это акулы, касатки, тюлени – леопарды – от них птицы спасаются, вовремя выпрыгивая на лёд или камни. На берегу яйца и птенчиков таскают чайки-поморники и

буревестники.

Закрепление представлений о животном мире Антарктиды – хозяевах материка – пингвинах Адели и Императорских (их внешнем виде, образе жизни, повадках).

Совершенствова-

ние   монологической  речи: умение составлять связные   рассказы о животных Антарктиды. Закрепление    умения  правильно строить  сложноподчинен-

ные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, потому что и др.).

Воспитание   культуры речевого общения.

Формирование  умения  вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть корректным и  доброжелатель-

ным собеседни-

ком.

Исследовательский экспери-

мент:  «Почему пингвины не мерзнут на морозе и выходят сухими из воды».

Вопрос:

- Почему пингвины не мерзнут на морозе и выходят сухими из воды?

Предлагает провести опыт, чтобы убедиться в правильности ответов детей. Поясняет, что для опыта надо взять перья, смазанные жиром и сосуд  с водой.

Предлагает детям  взять перья в руки, опустить в воду, вынуть и посмотреть, что происходит с капельками воды.

Спрашивает, какой же можно сделать вывод?

Дети  высказывают  предположения.

Подходят к столу, на котором стоит тазик с водой, берут в руки  перья, смазанные жиром.  Слушают воспитателя,  выполняют диктуемые действия,  дают ответ на вопрос:

«Капли воды стекают с пера, и оно остается сухим».

Пытаются сформулировать  вывод: «Пингвины не мерзнут на морозе и выходят сухими из воды, потому что их перья покрыты слоем жира».

Формирование   умения делать выводы и умозаключения на основе опытной деятельности.

Развитие мыслительных способностей  дошкольников.

Динами

ческая   пауза.

Воспитатель:

- Антарктида - суровый край. Не замерзли? Предлагаю  погреться.

Дети выполняют ритмические движения под песню "Три пингвина" шоу – группы «Улыбка».

Закрепление умения красиво выполнять танцевальные движения под музыку. Предупреждение утомляемости воспитанников, удовлетворение    потребности детского организма в двигательной активности.

Продолже-ние изготовле-

ния карты Антаркти-

ды.

Воспитатель:

- Продолжаем заселять наш материк  животными.  

Вопрос:

- Кто еще, кроме пингвина, живет в Антарктиде?

Предлагает выбрать соответствующую картинку, наклеить на карту и рассказать про животное.

Демонстрирует слайды южного морского слона, морского леопарда.

Просит детей добавить ответы товарищей.

Воспитатель:

- В Антарктиде живут и птицы. Причем, птицы  там должны иметь сильные крылья, потому что там без конца дуют сильные ветра. Какие птицы живут на южном полюсе?

Демонстрирует слайд «Поморник» и просит рассказать об этой птице.

Демонстрирует слайд «Альбатрос», просит рассказать об этой птице.

Предлагает показать размах крыльев этой птицы – 3 метра. Просит вытянуть руки в стороны. Поясняет, что  длина от кончиков пальцев одной руки   до кончиков пальцев другой руки, приблизительно, равна 1 метру. Спрашивает, как  показать длину 3 метра, чтобы изобразить размах крыльев альбатроса?

Воспитатель:

- Правильно. Нужно  встать слева и справа по одному человеку.

 Предлагает  выйти еще 2 детям.

Обобщает,  что  приблизительно такой и даже иногда и больше размах крыльев у этой птицы.

Вопрос:

- Какую  рыбу можно встретить в Антарктиде?

Демонстрируется слайд  «Ледяная рыба».  

Просит рассказать о ней.

Дети отбирают картинки животных, обитающих на Южном полюсе;  наклеивают на карту.

Смотрят слайды,   рассказывают о внешнем виде, повадках.

- Это Южный морской слон - один из самых крупных тюленей: 5,5 м в длину и весом 2,5 т. Подкожного жира у него больше, чем мяса. Когда он передвигается по суше, тело его сотрясается, как студень. Это мирное животное питается моллюсками, мелкой рыбешкой, не поворотливый на суше, и очень ловкий в воде. Сходство с обыкновенным слоном, представляет небольшой мясистый и растяжимый хобот, который имеют только самцы. Самки же морского слона в два раза меньше, и хобота не имеют.

Ученые считают, что морские слоны несколько миллионов лет назад жили на суше, а затем по неизвестным причинам ушли в океан. Врагов в океане у слонов всего двое - это большие белые акулы и касатки. 

- Это морской  леопард. Своё название морской леопард получил благодаря пятнистой шкуре, а также из-за хищного поведения. Очень  крупные животные,  длиной до 4 м. Окраска в верхней части тела тёмно-серая, а внизу серебристо-белая. На голове и по бокам серые пятна. Это хищник.  Будучи в состоянии достигать скорости до 40 км/ч и погружаться на глубину до 300 м, он постоянно охотится на  тюленей и пингвинов. Примечательно, что морской леопард питается в равной мере и мелкими животными. Рыба в его питании играет  второстепенную роль.

Дополняют ответы товарищей.

- Это поморник. Крупная птица,  имеет темно – коричневое оперение с желтоватым отливом. Похож по внешнему виду на чайку, но отличается строением клюва и хвоста (могучий, крючкообразный клюв, длинные кривые и острые когти на перепончатых лапах). Живут охотой, разоряют гнезда других птиц, воруют яйца у пингвинов. Поморники никого не боятся и своим поведением показывают, что они хозяева Антарктиды не только на суше,  но и на море. Их часто можно видеть в колониях пингвинов Адели. Иногда они мирно стоят рядом, но чаще пингвины отгоняют вечно голодного соседа. Стоит пингвинам зазеваться, и поморник мигом стянет у него яйцо, а может польститься и на пингвиненка.

- Это Альбатрос. Сами они величиной с лебедя, а размах крыльев достигает 3  метров. Взлететь он может только с гребня волны или с берегового откоса. По земле ходит плохо. Легко и подолгу планируя над океаном, альбатросы высматривают добычу: рыбу, кальмаров, осьминогов. Часто они сопровождают корабли и питаются около них отбросами. Эти птицы постоянно в пути.

Ребенок вытягивает руки в стороны.

Высказывают предположения.

Трое детей  пытаются изобразить «размах крыльев альбатроса».

- Ледяную рыбу.

- Ледяная рыба - странная рыба с бесцветной кровью.  В окрасе полностью отсутствуют красные тона из-за особенности крови, которая не содержит красных кровянных телец (эритроцитов). Кровь, соответственно, бесцветная. Голова большая, почти в четверть размера тела, удлиненная и сплюснутая сверху, имеет большие зубастые челюсти. Большой невыдвижной «щучий» рот превышает половину длины головы. Внешний вид и пропорции головы напоминают щучью. 

Закрепление представлений о животных, птицах, рыбах  Антарктиды – южном морском слоне, морском леопарде, поморнике, альбатросе, ледяной рыбе (их внешнем виде, образе жизни, повадках).

Совершенствова-

ние   монологической   речи: умении составлять связные   рассказы о животных Антарктиды. Закрепление     умения правильно строить  сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, потому что и др.).

Воспитание   навыков корректного собеседника.

Апплика-

ция «Льдины в море вокруг Антаркти-

де»

Воспитатель:

- Карта Антарктиды практически готова. Но материк  со всех сторон омывают моря, скованные льдом.

Предлагает наклеить льдины. Побуждает детей разделиться на пары.  Поможет  в этом игра «Выбери партнера глазами».

Дает указания,   кто,  чем будет заниматься в парах (один вырезает, другой – наклеивает).

Дети принимают предложение воспитателя поиграть в игру. Встают в круг, опускают глаза и по команде воспитателя «найди пару», поднимают глаза, находят пару и встают попарно.

Распределяют обязанности между собой; вырезают льдины из синтепона, наклеивают, создавая из них  композицию «льдины  в  море вокруг Антарктиды».

Закрепление  умения  разрезать  синтепон  квадратной  и прямоугольной формы на более маленькие многоугольники разного размера и формы.

Совершенствова-

ние  навыков аккуратного наклеивания.

Совершенствова-

ние умений делиться на пары, формирование  коммуникативных навыков общения.

Исследова-

тельская деятель-

ность.

Сравнение Северного и Южного полюсов, нахождение различий и сходств.

Воспитатель:

- Осталось только  написать Умке, чем северный полюс отличается от южного полюса, а также, что между ними общего.

Предлагает разделиться на 2 команды и ответить на вопрос: чем Южный полюс отличается от Северного и есть ли между ними что – то общее.

Воспитатель:

- А помогут  поделиться на 2 команды бейджики. У кого на груди картинка – «пингвин» - собираются в одну команду, а у кого – «белый медведь» - в другую.

Предлагает командам по очереди называть по одному отличию.

Предлагает командам по очереди называть по одному  сходству.

Дает указания, управляет деятельностью детей. За правильный ответ команда получает снежинку.

Подводит итоги соревнования между командами. Подсчитывает вместе с детьми, какая команда получила больше всего снежинок.

Делятся на 2 команды, садятся на пол.  

По очереди называют отличия Арктики от Антарктиды:

- Арктика – это замерзший океан, окруженный землей. Антарктида – это материк, покрытый льдом и окруженный океаном.

- На разных полюсах живут разные животные: на Южном полюсе – пингвины, на Северном полюсе  – белые медведи.

- Антарктида – это место на Земле, которое не принадлежит никому; никогда не была заселена населением; там никто не живет постоянно. Там живут только ученые – полярники, благодаря которым мы знаем о погоде, жизни птиц и животных Антарктиды, да летом можно встретить туристов. На Северном полюсе же постоянно проживают люди.

- В Антарктиде намного холоднее, чем в Арктике. Там снег не тает никогда. Летом в Арктике лед тает значительно.

Дети называют сходства:

- Оба полюса самые холодные места на Земле: здесь бушуют метели, дуют ветра, сильные морозы, лед.

- Животные этих мест приспособились к суровым условиям: у них теплый мех и толстый слой жира под кожей.

- Долгая ночь и такой  же длинный  полярный  день есть на обоих полюсах.

- И там и там зимой можно встретить полярное сияние.

Закрепление    умения сравнивать Арктику и Антарктику, устанавливать признаки сходства и различия.

Формирование социальных навыков: работать в группах,   высказывать свою точку зрения, договариваться, приходить к единому мнению, радоваться победе.

Написание адреса на бандероль.

Воспитатель:

- Карта готова, видео тоже сняли. Нашу бандероль можно отправлять. Но чтобы она дошла до адресата, что нужно сделать?

Вопросы:

- Что мы напишем? Куда:

- Кому:

- Что еще пишут, когда отправляют письмо, посылку?

- Что мы напишем? Откуда:

- От кого:

Воспитатель:

- Сегодня  я постараюсь отправить нашу бандероль Умке. Будем ждать от него ответа.

- Написать адрес.

- Антарктида. Страна вечных льдов и снегов. 

 - Медвежонку Умке.

- Указывают адрес отправителя.

- Самарская область, город Сызрань, улица Достоевского 6, детский сад № 64.

- От детей подготовительной  группы «Почемучки».

Закрепление   знания написания почтового адреса получателя письма, а также адреса отправителя.

Заключи-

тельная часть.

Рефлексия.

Вопросы:

- Где мы были?

- Что там делали?

-Что понравилось?

Дети делятся впечатлениями, эмоциями.

Формирование   навыков самоанализа и самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ и технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе. Тема: «Государственные символы России»

НОД "Государственные символы России"  предназначена для детей подготовительной группы. Цель данного занятия: расширить представления о государственных символах России. Содержание НОД интегрируетс...

План-конспект интегрированной НОД с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие в Японию"

НОД "Путешествие в Японию" предназначена для подготовительной к школе группы. Цель данного занятия: познакомить дошкольников с геогафическим положение страны восходящего солнца, культурой, традициями ...

План-конспект образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в страну Здоровья»

Задачи1.       Формировать осознанное представление о здоровом образе жизни: о необходимости соблюдения правил личной гигиены, режима дня, правильного питания для развити...

ПЛАН-КОНСПЕКТ образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с использованием личностно-ориентированной технологии с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Ответственность за поступки»

Задачи:1.     Формировать навык выбора способа правильного поведения в различных ситуациях.2.     Воспитывать чувство ответственности за своё поведение перед др...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в страну сказок»

Развивает умение находить нестандартные подходы к решению задач;тренирует  аналитическое мышление, ....