План-конспект интегрированной НОД с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие в Японию"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Зудилина Светлана Владимировна

НОД "Путешествие в Японию" предназначена для подготовительной к школе группы. Цель данного занятия: познакомить дошкольников с геогафическим положение страны восходящего солнца, культурой, традициями и обычаями японцев. Содержание НОД интегрируется со следующими образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие и физическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_yaponiyu_konspekt.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад № 64»

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы № 34

города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

План – конспект

интегрированной непосредственно-образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

Тема: «Путешествие в Японию»

     

                                                                                   Автор:

                                                                           Зудилина Светлана Владимировна

                          воспитатель

                                                                       высшей  квалификационной категории

Интеграция  образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие:

1. Познакомить с географическим  положением Японии: находится на востоке;  ее омывают Тихий океан и 4 моря;  находится на 4 островах, которые образовались от действия вулканов; это  страна зелёных гор и морских заливов.  

2. Обогатить представления  о достопримечательностях  страны: в Японии необычные многоярусные храмы и замки;  необычной формой крыши;  высокие красивые горы.  

3. Расширить кругозор детей  об обычаях  японцев: очень гостеприимные люди; приветствуют друг друга поклоном корпуса; прежде чем войти в дом, снимают обувь; сидят на циновках, выпрямившись на коленях, поджав под себя ноги.  

4.  Познакомить    с традиционной едой   японцев: рис, кальмары, креветки, моллюски; с национальными блюдами – суши, роллы; а также с приборами для еды – кушают  палочками -  «хаси».

4. Познакомить с национальной японской одеждой – кимоно: это халат с широкими рукавами;  вместо пуговиц используются веревочки, ремни; запахивается на груди на правую сторону и крепится широким поясом – «оби».

Развивать способность находить признаки различия между женским и мужским кимоно (по расцветке, росписи, материалу ткани).

5. Обогатить представления детей о народном творчестве японцев – оригами.

6. Формировать элементарные представления о японском национальном доме – «минке»:  в  японских домах  нет стульев, кресел, диванов, которые есть в наших домах;  стол  на низких ножках;  вокруг разложены бамбуковые циновки, маленькие подушечки).

7. Познакомить  с чайной церемонией японцев:  чаепитие в Японии – красивая и мудрая церемония; зеленого   чая наливают в чашку  столько, чтобы выпить его 3-мя глотками;  чашку  держат правой рукой, поместив ее на левой ладони; выпивают в три глотка; во время чайной церемонии ведут беседы, читают необычные стихи – «хокку».

Социально – коммуникативное развитие:

1. Формировать интерес и уважение к культурным традициям других народов.

2. Развивать умение участвовать в совместных играх с другими детьми.

3. Закреплять правила вежливого поведения в гостях.

4. Формировать    опыт безопасного  обращения с ножницами в ручном труде.

Речевое развитие: 

1. Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию  словаря.  Обогатить  словарь  детей словами:  «кимоно», «сакура»,  «хаси», «икебана»,   «иероглифы», «циновки», «бамбук»,  «конничива», «сайо: нара», «морепродукты», «хокку».   Активизировать словарь: «Япония», «суши», «оригами».

2. Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть корректным собеседником; воспитывать культуру речевого общения.

3. Развивать восприятие художественного слова через знакомство детей с хокку – японскими трехстишиями.

Физическое развитие: 

1. Развивать мелкую моторику  рук,  совершенствовать координацию руки и глаза в  складывании  «журавлика» из бумаги, а также  в игре «Переложи палочками сахар в чашку».

2. Предупреждать  утомляемость воспитанников, удовлетворять потребность детского организма в двигательной активности.

Художественно – эстетическое развитие: 

1. Закрепить умение моделировать из бумаги журавлика в  технике  "оригами".

2. Добиваться красивого выполнения  танцевальных упражнений под музыку,  согласования ритма движений с музыкальным сопровождением в японской народной игре «Если весело тебе, то делай так!»

3. Совершенствование  умения читать японское стихотворение  - хокку - медленно, нараспев.

Методы и приемы:

- Наглядные: демонстрация наглядных пособий,  просмотр слайдов и  видеоролика,  прослушивание  аудиозаписи; показ способов действий.

- Словесные: беседа, рассказ воспитателя,  рассказы  детей, чтение стихов,  вопросы, объяснение, указания.

- Практические методы: игровое упражнение («переложи палочками сахар в тарелку»), упражнения конструктивного характера  (рисование иероглифов и  складывание фигуры журавлика).

 - Игровые: игра малой подвижности, создание игровой ситуации.

Оборудование и материалы: мультимедиа, видеописьмо, видеоролик с видами Японии,  презентация «Япония – страна восходящего солнца»,   японский столик, глиняный чайник и маленькие чашечки, икебана, поделки – оригами  для оформления столика, палочки для еды, чашки   по количеству детей, сахар, циновки из бамбука, маленькие  подушечки, ветка сакуры, манекен, кимоно, иероглифы, аудиозапись минусовки  песни «Если весело тебе, то делай так».  

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и  методы организации совместной деятельности

Коммуникативная

1.  Свободное общение по теме НОД

Двигательная

1. Динамическая пауза «Если нравиться тебе, то делай так»

Игровая

1. Народная игра «Если нравится тебе, то делай так»

2. Игровое упражнение  «Переложи палочками сахар в чашку»

3. Игровая ситуация «Возвращение домой»

4. Сюрпризный момент «Видеописьмо из страны восходящего солнца»

Познавательно-исследовательская

2. Рассматривание  японской национальной одежды – кимоно, икебаны, поделок – оригами

Восприятие художественной литературы и фольклора

1. Чтение японских  стихотворений – хокку  

Музыкальная

1. Слушание    японской народной  музыки

2. Динамическая пауза «Если нравиться тебе, то делай так»

Конструирование

1. Конструирование «журавлика» методом оригами

Логика образовательной деятельности

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Организа-

ционный момент

Воспитатель  предлагает детям  встать в круг на ковре.

-- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Оказывается, в разных странах по-разному здороваются. Хотите узнать как? Вот, например, в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди. Во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки. Жители Крайнего Севера трутся носами. Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Давайте с вами поприветствуем, друг друга по-разному, как вам запомнилось. А я, тоже пройду по кругу и поздороваюсь с вами, пожелаю вам здоровья и успехов на занятии.

Дети располагаются  в кругу на ковре.

Приветствуют друг друга,  как кто запомнил.

Формирование  положительного эмоционального  настроя  на предстоящую образовательную деятельность.

Обогащение представления о многообразии вариантов приветствия в разных странах.

Мотивация

Предлагает посмотреть видеописьмо, которое пришло из этой страны.

«Охайо. Доброе утро. Попробуйте угадать, откуда я родом? Там далеко-далеко на востоке, там, где раньше всего восходит солнце, там, где Тихий океан и 4 моря  омывают скалистые берега,  там,  на  четырех островах,  расположилась эта удивительная и прекрасная страна, где я живу. Наши острова очень неспокойны, потому что они образовались от действия вулканов.  Вулканы – это горные вершины, извеграющие лаву. Моя страна - это  страна зелёных гор и морских заливов. У нас  можно увидеть самую разнообразную природу. Я  хочу предложить вам познакомиться поближе с моей Родиной. Жду вас в гости. Сайо: нара, до свидания».

Вопросы:

- Догадались,  откуда получили видеописьмо?

- Как догадались, что из Японии?

Воспитатель:

- Совершенно верно, эта девушка  из Страны Восходящего Солнца - Японии. И сегодня я хочу вас познакомить с этой удивительной страной, в которую мы отправимся в путешествие. Япония находится далеко от России. А поможет нам попасть в эту страну волшебная веточка вишни, которую в Японии называют «ветка сакуры».

Смотрят видеоролик.

- Из Японии.

- По прическе. По одежде. По глазам. По цвету кожи.

Создание   интереса к теме НОД.

Знакомство с географическим положением Японии.

Обогащение словаря словами: «ветка сакуры».

Демонст-

рация видео-

фильма  о Японии

Предлагает закрыть глаза. Звучит японская музыка.  Предлагает  открыть глаза. На фоне японской музыки  демонстрируется видеоролик с видами Японии.

Вопрос:

- Когда вы  смотрели картины о Японии,  что интересного увидели?

Дети смотрят, обсуждают увиденное.

- В Японии необычные многоэтажные храмы и замки.

- Много цветов.

- Высокие красивые горы.

Необычной формы крыши.

Обогащение  первичных представлений  о природе, архитектуре, достопримеча-

тельностях  Японии.

Знакомст-

во с традици-

ями приветст-

вия  

Вопрос:

-Как называют людей, которые живут в Японии?

- У японцев, как и у русских, и у других народов при встрече принято приветствовать, здороваться. Но делают они это на своем языке, на - японском.  «Здравствуйте»  на японском языке будет звучать «конничива».  Давайте поздороваемся по – японски - скажем  «конничива».   Если  даже  мы не знаем японского языка, можно просто поприветсвовать друг друга поклоном корпуса.

Демонстрирует слайды № 3.

Предлагает поздороваться с японцами без слов, поклоном корпуса.

Показывает, как здороваться.

- Японцы.

Слушают воспитателя.

Здороваются  «по - японски».

Повторяют за воспитателем.

Расширение представлений детей о традиции приветствия.

Обогащение  словаря словами: здравствуйте - «конничива».

Рассматри-

вание японского наряда - кимоно

 У Японцев есть свой национальный костюм.

Предлагает подойти к манекену и рассмотреть японский наряд .

Вопрос:

- Нам какую одежду русских он похож?

- Национальная одежда японцев – кимоно. Кимоно – это халат с широкими рукавами. Вместо пуговиц используются веревочки, ремни. Запахивается на груди на правую сторону и крепится широким поясом – оби.

Вопрос:

- Это кимоно мужское или женское? Как догадались?

Обобщает ответы детей:

- Мужские кимоно шьют из темных   тканей  -  чёрных, тёмно -  синих, зелёных и коричневых.  Расцветка женских кимоно может быть любой.  Особая красота женских кимоно  в росписи.

Дети  подходят к манекену, рассматривают женскую национальную одежду.

- На халат.

Слушают воспитателя.

- По расцветке.

Слушают воспитателя.

Знакомство с национальной японской одеждой – кимоно.

Обогащается словарь детей словами: «кимоно», пояс – «оби».

Воспитание культуры речевого общения.

Формирование  умения сравнивать мужское и женское кимоно, находить признаки различия и сходства.

Знакомст-

во с японским националь-

ным  домом

Демонстрирует слайд № 4.

Предлагает зайти в «японский дом», (декорированный угол в группе),  который называется «минка» Знакомит с обычаями японцев.

Вопрос:  

-Прежде чем войти в дом, японцы всегда снимают обувь. Для чего они снимают обувь?

Обобщает ответы детей:  

- Снимают обувь, чтобы содержать в чистоте циновки, на которых они сидят во время еды, а также, чтобы не повредить бамбук, из которых сделаны циновки.

Предлагает пройти в дом, сняв обувь  и сесть  на подушки, поджав ноги под себя.  Спина должна быть прямая. Показывает, как сесть правильно.

Демонстрирует слайд № 5.

Воспитатель предлагает  рассмотреть слайды и сравнить японский дом   с русским домом.

Вопросы:

-Что вы можете о нем сказать?

- Чем он отличается от дома, где вы живете?

Вопрос:

- Кто догадался, почему  у японского стола низкие ножки?

Подходят к декорированному углу -  «японский дом». Рассматривают его.

- Чтобы не испачкать.

«Заходят в дом», соблюдая обычай японцев снимать обувь»,  рассаживаются, поджав под себя ноги.

Рассматривают слайды,   сравнивают,  отвечают на вопросы.

- В японских домах почти нет мебели. Нет стульев, кресел, диванов, которые есть в наших домах.

- Кроватей тоже нет; спят японцы прямо на полу, на матрасах, которые утром убирают в шкаф.

- Столы на низких ножках.

- Если бы были высокие ножки, то неудобно было бы  кушать; они ведь сидят на полу.

Формирование элементарных представлений о жилище японцев.

Расширение представлений об обычаях японцев: прежде чем войти в дом, снимают обувь; сидят на циновках, поджав под себя ноги.

Закрепление правила вежливого поведения в гостях.

Обогащение  словаря словами: «минка», «циновки», «бамбук».

Упражнение  в умении

сравнивать: находить признаки сходства и различия.

Беседа о националь-

ной  японской еде

Демонстрирует слайд № 6.

Вопрос:

-  А что  любят кушать   японцы?

Вопрос:

-  А почему  они это любят есть?

Вопрос:

- Какие национальные блюда особенно любят японцы?

Воспитатель дополняет:

- Верно. Суши – это японский деликатес из риса и маринованной рыбы, обернутый в морские водоросли.

Вопрос:

- Чем кушают японцы?

Воспитатель дополняет:

- Верно. Палочки для еды в Японии  называются хаси. Блюда, съеденные палочками, считаются гораздо вкуснее. Палочки в Японии являются священным символом. Они способствуют развитию  человека. С малых лет японец имеет свои собственные палочки.  Я уверенна, что вы тоже  не раз пробовали есть палочками. Покажите мне, как вы это делаете.

Рассматривают слайд,  отвечают на вопросы.

- Любят кушать рис и разные морепродукты (разную рыбу, кальмаров, креветки, моллюсков).

- Потому что живут на островах, а вокруг  море и океан, где много рыбы и морских животных.

- Японцы любят суши.

- Палочками для еды.

Знакомство   с традиционной едой   японцев: рис, кальмары, креветки, моллюски; с национальными блюдами – суши, роллы; а также с приборами для еды – едят палочками «хаси».

Обогащение словаря:   палочки – «хаси»; активизация словаря: «суши».

Формирование умения вести диалог с воспитателями, со сверстниками; быть корректным собеседником.

Игровое упражне-

ние «Перело-

жи палочками сахар в чашку».

Предлагает  подойдите  к столу, на котором стоят  маленькие чашечки, есть сахар и японские палочки и попробовать каждому положить кусок сахара к себе в чашку.

Подходят к столу, берут палочки, и  кладут сахар  в свою чашку.

Развитие  мелкой  моторики  рук.

Рассказ воспитате-

ля о чайной церемонии с чаепитием

Воспитатель:

- А теперь самое время угостить вас зелёным чаем. Берите свои чашки и садись на подушки. (Воспитатель  рассказывает  и наливает детям чай.)

Демонстрирует слайд № 7.

Пить чай  в Японии – особая традиция. Это красивая и мудрая церемония. Я заварила  для вас зеленый  чай.  Именно такой  пьют  в Японии.   Чая наливают в чашку  столько, чтобы выпить его 3-мя глотками.  Чашку японцы держат правой рукой, поместив ее на левой ладони. Выпивают в три глотка. Во время чайной церемонии ведут беседы, читают необычные стихи – «хокку».

Вот одно такое стихотворение:

«Бабочка, не спи,

Проснись же поскорей,

Давай с тобой дружить!»

Или еще:

«Долгий день напролет

Поет – и не напоется

Жаворонок весной».

Когда чаепитие закончено, чайную чашку японцы подносят к голове и кланяются.

Предлагает поставить чашки на стол и пройти на ковер.

Слушают рассказ воспитателя о чайной церемонии, пьют чай.

Знакомство с чайной церемонией японцев; с необычными японскими стихами – «хокку».

Динами-

ческая пауза – игра «Если нравится тебе, то делай так»

Воспитатель:

- Японцы очень любят играть.

 Предлагает поиграть в  игру «Если нравится тебе, то делай так»

- Если  весело  тебе, то делай так:  

- Если  весело  тебе, то делай так:  

- Если весело  тебе, то и другим ты покажи

 - Если весело тебе, то делай так:

Все остальные куплеты будут отличаться только движениями: во втором - два щелчка пальцами; в третьем - два хлопка по коленям; в четвертом - два притопа ногами.

Пятый  куплета - после каждой строчки: «Если весело живется, делай так!» - нужно выполнять все действия, которые выполнялись в предыдущих куплетах: два хлопка в ладоши, два щелчка пальцами, два шлепка по коленям, два притопа и крик «хорошо!»

Дети выполняют движения  в соответствии с текстом под фонограмму песни.

- на слова — идут  в круг, после слов — остановка и два хлопка в ладоши

-идут из круга, снова два хлопка в ладоши

- одновременно со словами приседают, чуть пружиня в коленях, с небольшим разворотом то вправо, то влево

- одновременно со словами кружатся на шагах вокруг себя и делают два хлопка в ладоши

Удовлетворение потребности  детского организма в двигательной активности.

Совершенствование   умения красиво выполнять  танцевальные движение под музыку, согласовывая ритм движений с музыкальным сопровождении-

ем.

Закрепление умения участвовать в совместных играх  с другими детьми.

Беседа о письмен-

ности  японцев.

Рисование иерогли-

фов.

Воспитатель  предлагает детям сесть.

Вопрос:

- На каком языке говорят японцы? Обращает внимание детей на таблицу с иероглифами.

Воспитатель:

- Так пишут японцы. Пишут иероглифами. Иероглифы – это значки. Каждый значок обозначает какое – то слово.

Рассказывает о значении   значков. Предлагает взять листики бумаги, фломастеры и нарисовать любой иероглиф.

Садятся.

- На японском.

 Рассматривают таблицу.

Слушают воспитателя.

 

Берут фломастеры, листочки и рисуют понравившейся иероглиф.

Формирование   представления  о письменности японцев.  Обогащение   словаря детей: «иероглифы».

Развитие  внимания, мелкой  моторики рук.

Оригами

«Журав-

лик»

Воспитатель:

- Чтобы научиться так писать, японские дети сначала  тренируют руку: учатся есть палочками, складывать фигурки из бумаги.

Древнее  японское искусство складывания фигурок из бумаги  называется  оригами. Символом счастья в Японии является журавлик, сделанный из бумаги.

Древняя японская легенда гласит, что если сложить из бумаги тысячу журавликов, исполнится желание. Некоторые люди так и делают -  покупают  специальные наборы квадратиков бумаги и часами делают птичек.

Предлагает сделать бумажных журавликов.

 Объясняет и одновременно показывает:

«Нужно взять заготовку: лист бумаги, сложенный  по диагонали. Сделать разрезы по нанесенным линиям и квадрат развернуть. Передний кончик протянуть под туловищем и заткнуть в последнюю прорезь хвостовой части. Перышки можно слегка загнуть».

Помогает детям, в случае затруднений.

Дети слушают воспитателя.

Дети берут бумажные заготовки  и вместе с воспитателем  делают разрезы по нанесенным линиям. Затем передний конец протягивают под туловищем в последнюю прорезь хвостовой части. Для прочности хвост приклеивают к туловищу.

Обогащение представления о народном творчестве японцев - оригами.

Активизировать словарь словами: «оригами».

Совершенствование координации руки и глаза в складывании «журавлика» из бумаги.

Формирование   опыта безопасного  обращения с ножницами.

Игровая ситуация «Возвра-

щение домой».

Воспитатель:

-  Путешествие подходит к концу. Давайте  попрощаемся с Японией по - японски – «сайо: нара». Но чтобы попасть домой,  предлагаю рассказать стихотворение  про сакуру. Рассказывать будем каждый по одной строчке. Помните, что японские стихи – хокку, читают медленно, нараспев. Итак, начали:

«Как хорошо,
Когда, на рассвете проснувшись,
Выглянешь в сад –

И увидишь вдруг,

Что бутоны превратились

В цветы на вишне».

Предлагает закрыть глаза, звучит японская музыка. Предлагаю открыть глаза.  Демонстрирует слайд № 8.

Дети прощаются по - японски, читают стихотворение про сакуру, закрывают глаза, затем открывают и «оказываются в Сызрани».

Обогащение   словаря детей: «сайо: нара» - до свидания

Совершенствование  умения читать японское стихотворение  - хокку - медленно, нараспев.

Заключительная часть.

Рефлексия.

Вопросы:

- Где мы были?

-  Что  нового узнали?

- Что  запомнилось интересного?

- Куда бы  хотели совершить путешествие в следующий раз?

Дети  делятся впечатлениями, высказывают пожелания о последующих путешествиях.

Формирование   навыка  самоанализа и самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по улицам города Математики».

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.Тема: «Путешествие по улицам города Математики».Интеграция образовательных областей: «Познани...

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по улицам города Математики».

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.Тема: «Путешествие по улицам города Математики».Интеграция образовательных областей: «Познани...

План-конспект НОД (познание,подготовительная к школе группа) Тема: «Путешествие в космос»

Стимулировать к проявлению волевых качеств, формировать умения использовать вербальное и не вербальное свойства общения. Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать....

План-конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по реке времени в прошлое города Сызрани»

План-конспект об истории города Сызрани,об основных  видах ремесел ,о бережном отношении к хлебу и о любви к родному краю....

План-конспект образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну Здоровья»

Задачи1.       Формировать осознанное представление о здоровом образе жизни: о необходимости соблюдения правил личной гигиены, режима дня, правильного питания для развити...

ПЛАН-КОНСПЕКТ образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну Здоровья»

Задачи1.            Формировать осознанное представление о здоровом образе жизни: о необходимости соблюдения правил личной гигиены, режима дня, п...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в сказку двенадцать месяцев»

Конспект  интегрированного  занятия  для  детей  подготовительной  группы. Интегрируемые  области: "Речевое  развитие", "Познавательное  раз...