Главные вкладки

    Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.  Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способствовать  овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.   Формировать познавательный интерес.  Обобщить  ранее полученные знания о свойствах воздуха. Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poznavatelnoe_zanyatie_po_ekologii_o_vozduhe.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»

     Хайченко Вера Николаевна, воспитатель;

    Нечепаева Галина Григорьевна, воспитатель;

    МАДОУ «Детский сад комбинированного вида» (г. Губкин)

    Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

    Развивающие задачи:

    Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.                                                                                                       Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности. Развивать  коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.

    Образовательные задачи: Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.  Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способствовать  овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.   Формировать познавательный интерес.  Обобщить  ранее полученные знания о свойствах воздуха. Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

    Воспитательные задачи: Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми возможными способами. Воспитывать  интерес и желание расширять свой кругозор.                                                                                          Воспитывать аккуратность при работе с водой.

    Ход занятия:

     Воспитатель приглашает детей в группу.

    Воспитатель: Ребята, вы любите сюрпризы? (Ответы детей)

    -  Я вам сегодня приготовила сюрприз. Утром я позвонила вашему другу Петрушке и пригласила его к вам в гости. Вы хотите с ним встретиться?

    Дети: Конечно, хотим, только где он, наверно спрятался от нас.

    Воспитатель: Давайте поищем Петрушку.

    Дети ищут Петрушку, зовут его. Входит Петрушка – в руках он держит сдутые шарики.

    Ребята здороваются с Петрушкой.

    Воспитатель: Петрушка, что случилось с твоими шариками?

    Петрушка: Я приготовил подарки детям, воздушные шарики, даже сам надул их, посмотрите ребята - скажите, что с ними случилось?

    Ответы детей:  В шариках нет воздуха и они сдулись.

    Петрушка: А, что такое воздух?

    Воспитатель: Петрушка, подходи к ребятам, и они расскажут тебе много интересного о воздухе.

    -  А кто из вас, ребята, видел воздух? (Ответы детей).

    - Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

    - Посмотрите, дети, у нас в группе есть мини – лаборатория. Хотите с Петрушкой позаниматься исследованиями?

    Дети: Да, хотим.  

     Воспитатель: Пройдёмте в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия. Для опытов в нашей лаборатории я приготовила вам халаты.

    - Оденьте их, пожалуйста. (Дети надевают халаты с бейджиками)

    - Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями. Узнаем много интересного и нового о воздухе.

    Опыт 1. Как увидеть воздух?

    На столе стоят прозрачные 2 ванночки с водой. Воспитатель предлагает детям взять трубочки и  подуть на свою ладошку.

    Воспитатель: Дети, что почувствовала ваша ладошка?

     Дети: Тёплый ветерок.

    Воспитатель: Ребята,  воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем. - А можно ли увидеть воздух, которым мы дышим? Давайте попробуем, проведём опыт.

    Дети погружают трубочку в ванночку с водой и дуют. На воде появляются пузырьки.

    Воспитатель: Ребята, откуда взялись пузырьки?

    Дети: Это воздух, который мы выдыхали.

    Воспитатель: Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?

    Дети: Поднимаются вверх.

    Воспитатель: Воздушные пузырьки плывут вверх, потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков в ванночке не будет.

    Воспитатель: Вот мы и доказали, что воздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые стремятся вверх. 

     Воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

    Дети: Мы его вдыхаем через нос.

    Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

    Дыхательная гимнастика «Разноцветные ленточки»

    Дети берут разноцветные ленточки и дуют на них.

    Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием и Петрушка всё правильно делал.

    -  Петрушка, скажи нам, пожалуйста, что будет, если в воду бросить бумагу.

    Петрушка: Она размокнет.

    Воспитатель: Дети, а можно ли достать бумагу сухую из воды?

    Дети: Конечно, можно. Сейчас Петрушка, мы покажем тебе этот опыт.

    Опыт 2. Сколько места занимает воздух?

    На столе стоят 3 таза с водой и стеклянные стаканы, на дно которых прикреплен кусочек салфетки. Воспитатель предлагает детям убедиться, что салфетка в стакане сухая.

    Дети быстро переворачивают стакан вверх дном и опускают его в воду.

    Воспитатель: Ребята, попробуйте, какой стала бумага?

    Дети: Бумага сухая.

    Воспитатель: Дети, почему бумага сухая?

    Дети: В стакане был воздух, и он не дал воде намочить бумагу. (Дети повторяют опыт вместе с Петрушкой)

    Воспитатель: Воздух хотя и невидим, но занимает место!

    - Ребята, а вы любите трудиться?

    - Чем вы любите заниматься?  (Варианты ответов детей)

    - Дети, а воздух тоже работает. Я вам предлагаю  посмотреть, как работает воздух.

    Опыт 3. Воздух работает.

     Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Возьмите веер и помашите перед своим лицом. Что вы почувствовали?

    Дети: Лёгкий ветерок.

    Воспитатель: Ребята ветер – это движение воздуха.

    Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать, как плывут облака, колышутся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев.

    Просмотр слайдов.

    1- слайд. По небу плывут облака.

    2 - слайд. Колышутся листочки на деревьях.

    2- слайд. Качаются ветки деревьев.

    После просмотра воспитатель уточнят с детьми, почему это происходит.

    Ответы детей (Воздух может двигаться).

    - Воспитатель: Дети, а как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?

    (Ответы детей)

    Опыт 4. Воздух можно услышать.
    Воспитатель: Ребята, а можно ли воздух  услышать? (Ответы детей)

    -  Музыканты, которые играют на духовых инструментах, очень часто его слышат. Как вы думаете почему?

    Дети: Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки.

    Воспитатель: Правильно, ребята, звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать - звуки не передаются.

    Дети, возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них.

    - Что вы услышали?

    Дети: Мы услышали звуки.

    Воспитатель: Дети, звук возникает, когда происходит быстрое движение воздуха.

    -Молодцы, ребята, и Петрушка молодец очень хорошо работали. Хотите немного отдохнуть?

    Дети: Да, хотим.

    Физминутка с выполнением движений.

    Мы работали, устали.

    Воздух дружно изучали.

    А теперь пришла пора

    Отдохнуть нам детвора.

    Встали, дружно потянулись

    Хлопнули в ладоши

    И  друг к другу повернулись

    Всем друзьям мы улыбнулись

    Наклонились: раз и два,

    Чтоб не болела голова.

    -Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего? (Ответы детей)

    - Дети, а ещё хотите поиграть с Петрушкой?  (Ответы детей)

    Дидактическая игра: «Кому нужен воздух»

    Ребёнок берёт карточку с картинкой, называет предмет и говорит, нужен ли этому предмету воздух.

    Воспитатель: Молодцы! Ребята, давайте вспомним, что же интересного мы узнали о воздухе.

    - воздух легче воды;
    - воздух есть внутри предметов;
    - воздух есть внутри людей;
    - без воздуха не возможна жизнь;
    - воздух работает;

    - воздух можно услышать.

    Воспитатель: Петрушка, теперь ты знаешь, что такое воздух, и почему сдулись твои шарики.

    Петрушка: Конечно, знаю. Спасибо, ребята, мне очень понравилось играть с вами. Вы мне поможете надуть шарики.

    Дети: Да, поможем.

    Воспитатель: Ну, а на прощание мы устроим праздник мыльных пузырей.

     Дети с Петрушкой дуют мыльные пузыри.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Невидимка-воздух»

    Тема: «Невидимка-воздух»Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.Цель: (образовательная) Обобщить и уточни...

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка»

    Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:  1.Обучающая: Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойст...

    Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Свойства воздуха»

    Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения....

    Конспект интегрированного итогового занятия по познавательному и художемственно-эстетическому развитию детей старшей группы , тематические модули "Мир природы " и "Лепка"

    Основой материала конспекта является проблемная ситуация, которую должны решить дети. Занятие проходит ввиде игры-соревнования между двумя командами....

    Конспект интегрированного занятия по познавательному и художественно – эстетическому развитию в старшей группе на тему: « Осеннее волшебное дерево»

    Цель: Закрепить приемы аппликации в технике торцевания. Развивать мелкую моторику, развивать тактильные ощущения, развивать воображение. Продолжать знакомство с осенней природой. Воспитывать интерес к...

    Конспект занятия по исследовательской деятельности для старшей группы "Невидимка воздух".

    Цель:  познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух - условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интер...

    конспект познавательного занятия по математическому развитию в старшей группе тема «Сюрприз"

    Поддержание интереса к интеллектуальной деятельности, проявление настойчивости, целеустремленности...