Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Багрова Татьяна Анатольевна

Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_svezhiy_vozduh.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 21 «Лукоморье»

Занятие по познавательному развитию

в старшей группе «Свойства воздуха»

г. Урай

Задачи:

Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы.

Расширять и активизировать словарь детей.

Дать элементарные представления о значении чистого воздуха. Прививать бережное отношение к окружающей среде.

Ход занятия:

Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Такой большой, что занимает весь мир.

Такой маленький, что в любую щель пролезет.

Верно ребята это воздух, он есть везде: вокруг нас, и под землей, и на земле, и высоко на небе. Нам с вами предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает. Давайте займем рабочие места и преступим к исследованиям.

Опыт 1.

Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей). Камень-это твердое тело. Какие еще твердые тела вы знаете? (ответы детей). А можно ли взять в руки воздух и сжать его? Значит можно сделать вывод, что воздух не твердое тело.

Опыт 2.

Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей). А что умеет делать вода? (ответы детей). Так что же такое вода? Да вода это жидкость. Назовите другие известные вам жидкости.

Опыт 3..Возьмем таз с газированной водой и опустим кусочки пластилина, пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче.

поэтому он всплывает. вывод: воздух легче, чем вода.

Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный бесцветный и не имеет запаха. Вот наше первое открытие. Но как же тогда нам его обнаружить? Продолжим наши исследования.

Опыт 4.

Возьмем пакет и начнем скручивать его с открытого края. Что происходит с пакетом? (пакет надувается). Почему это происходит? (пакет наполняется воздухом). Действительно, пакет наполнился воздухом, но мы его не видим.

Опыт 5.

Помашите ладонью около лица, подуйте на ладонь. Что вы чувствуете? (ответы детей). Верно, это движется воздух. Делаем вывод: Хотя мы воздух не видим, мы его ощущаем.

Физминутка.

«Ветерок»

Мы подуем на ладошку

И похлопаем немножко.

Мы помашем на лицо.

Как же стало хорошо.

Опыт 6.

А сейчас я предлагаю вам проверить утверждение, что воздух есть везде и занимает место.

Возьмем резиновую игрушку и сожмем её. Что вы услышите? (свист). Это воздух выходит из игрушки.

Закройте отверстие пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей мешает?

Делаем вывод: воздух, находящийся в игрушке мешает её сжать.

Опыт 7.

Посмотрите, что произойдет, когда я буду опускать стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (вода не вливается в стакан)

Теперь я осторожно наклоню стакан. Что произошло? (вода влилась в стакан) Воздух из стакана вышел и вода наполнила стакан.

Делаем вывод: воздух занимает место.

Ребята, а для чего нам необходим воздух? (для дыхания) Верно.

Мы проверили ряд исследований и убедились, что воздух невидим, но его можно ощущать, он занимает место. Знаем главное назначение воздуха. Теперь

давайте убедимся, что мы дышим воздухом.

Опыт 8.

Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? (идут пузырьки)

Да это доказывает, что вы выдыхаете воздух.

Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка при вдохе поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).

Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? (можем, но не долго). А кто еще умеет дышать?

Воздух можно услышать? Что делает артист, играющий на духовых инструментах? (выдыхает воздух)

Вывод: он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются

звуки.

Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему?

Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

На этом наши исследования закончены. Что же нового вы сегодня узнали? (воздух это газ). Какими свойствами он обладает? (бесцветный, прозрачный, без запаха, но хотя его не видим, мы его ощущаем). Каково его назначение? (им дышим).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе "Свойства воздуха"

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»Задачи:1.познакомить детей со свойствами воздуха(не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и подни...

Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.  Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе "Свойства воздуха" (с использованием приемов экспериментально - опытной деятельности)

Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, расширять знания о свойствах воздуха, о его значении для всего живого на Земле....

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада....

Занятия по познавательному развитию в старшей группе "Свойства воздуха"

Цель: Обобщать и уточнять знания о воздухе, о явлениях природы. Закреплять элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для здоровья человека....

Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Свойства воздуха»

Задачи:Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе; Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе "Свойства воздуха"

Программное содержание:1. Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах его обнаружения.2....