Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Губанова Мария Александровна

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh.docx25.16 КБ
Файл vozduh.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»

Задачи:

1.познакомить детей со свойствами воздуха(не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) И СПОСОБАМИ ЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ

2.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

3.Развивать наблюдательность ,умение делать выводы, анализировать.

4.Воспитывать у детей познавательный интерес, умение  видеть удивительное в окружающем мире.

Материал : воздушные шары разных цветов и размеров , полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка ,трубочки, пластмассовые стаканчики,2 баночки с плотными крышками ,мелкие камушки,4 больших таза с водой ,горячая вода в термосе ,2 пустые бутылки , технические средства обучения (компьютер,  проектор , мультфильм «Фиксики»)

Действующие  лица :  , дети (д) .

Ход :

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, они сегодня посмотрят, как мы с вами будем играть.

Повернись налево к другу

Левую дай руку другу

Шаг назад, и два – вперед!

Влево – вправо поворот!

Покружимся, повернемся

Снова за руки возьмемся.

Три шага вперед, дружок

Станет тесным наш кружок!

Покружились, потолкались

Повернулись, разбежались!!!

Вижу, Вы, готовы, присаживайтесь. Сегодня мы отправляемся в нашу лабораторию, которую создали в нашей группе.

– Что такое лаборатория?

Мы будем лаборантами.

– Кем, вы будете? (лаборантами).

Чтобы начать проводить опыты. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:

  • Внимательно слушать старшего лаборанта.
  • Не шуметь, не мешать, друг другу выполнять, все задания.
  • Соблюдать правила безопасности.

Приготовились: « 1,2,3,4,5

Вокруг себя верчусь, в лаборанта превращусь».

Внимание на монитор посмотрите, какие герои в лаборатории сегодня у вас в гостях.

Как , зовут этих героев? (Фиксики)

Что же сегодня приготовили для вас эти замечательные герои ,они предлагают нам поиграть, и побыть лаборантами профессора Почемучкина.

Посмотрите ,какие красивые шары вокруг: красный, зеленый ,ой, а что случилось с синим шариком? Он какой –то грустный ,маленький (ответы)

2. «Воздух-невидимка»

Н:- А что нужно сделать , чтобы шарик  стал круглым и упругим?

Д:- Надо его посильнее надуть. 

Н:- Правда? Сейчас я его надую (надуваю).Вот какой он красивый получился! Что с ним произошло? Почему он стал круглым? (ответы)

Н:-Как  вы думаете можно воздух увидеть?

Н :- А вы видите воздух? А   почему, как вы думаете?

Н:- А что означает слово прозрачный ?-не имеет цвета.

Н:- Посмотрите , что у нас в группе есть?

Н:-Ребята , хотите  посмотреть какой он? .

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите ,что в нем (он пуст)

Н:-Да, он пуст ,его можно сложить в несколько раз. Смотрите , какой он тоненький.

Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с  пакетом?

Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха . На что похож?(ответы).

Н:- Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух .Что изменилось? Пакет опять стал пустым . Интересно, почему?

(ответы)

Н:- Получается ,что воздух вокруг нас он прозрачный, бесцветный, и невидимый?

  1. «в воде есть воздух»

Мы с вами выяснили, что воздух вокруг нас.

 А как вы думаете, а есть ли воздух внутри нас,?(ответы)

Н:-как это можно  проверить! Н.

 Ребята , давайте подуем в трубочку , опущенную в стакан с водой тихо , тихо. И  посмотрим , что произойдет.

Мы дуем в трубочку , и появляются пузырьки.

Как вы думаете, откуда берутся пузырьки.

Через нос приходит в грудь,
И обратный держит путь .

Он не видимый , и всё же

Без него мы жить не можем.

К:-А давайте подуем сильнее и посмотрим ,  что произойдет.

К:- Появляются очень много пузырьков .

Вывод: воздух не только вокруг нас, но у в нутри.

Как вы думаете можно ли почувствовать  движение воздуха?

А когда дует ветер, то что мы ощущаем? (поток воздуха)

А как вы думаете с помощью, чего перемещаются парусники?

Предлагаю провести эксперимент.

4. «Движение воздуха» № 6 стр 139

Вывод: с помощью потока воздуха предметы могут перемещаться.

5. «воздух легче воды»

Н:- А у меня есть сундучок. Давайте вместе посмотрим ,что же там есть(открывают , смотрят)

Н:- Что это? (ответы)

Н:-А как вы думаете , что с камешками можно делать?( ответы)

Н:- давайте эти камушки в воду опусти и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?

Н:- Ребята, что мы видим , когда опускаем камешки в воду?

Н:-Интересно , а почему камешки тонут?(ответы)

Н:-Получается , что камешки тяжелые ,поэтому они и тонут.

Н:-Да , много я узнала о воздухе, а вот интересно , если мы шарики опустим в воду , они утонут?( ответы)

Н:- Почему вы так думаете?(ответы)

Н:- А давайте проверим ( опускают шарики в чашку с водой )

Н:- Странно , камешки утонули , а шарики нет. Почему так происходит , ребята ? Вы как думаете?(ответы)

Н:- Оказывается  шарик не тонет ,потому что он наполнен воздухом, а значит он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тону, вытесняя воздух из воды , так появляются пузырьки.

6. «воздух при нагревании  расширяется»

Н:- Ребята , а давайте посмотрим , что думают о воздухе наши  друзья Фиксики( смотрим отрывок  из мультфильма « Фиксики» , серия Воздушный шарик)

Н:- Интересно , как же так получается? Фиксики утверждают , что если нагреть воздух в шарике он подымится, а вы ребята , как думаете?(ответы)

Н:-А давайте проверим так ли это (садитесь на стульчики , сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру стеклянную бутылку, надеваю шарик , и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим , что произойдет)

Н:- Посмотрите , что происходит с шариком (ответы).

Н:-Дествительно, шарик надулся , как вы думаете почему? Получается , что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается .Правы наши друзья Фиксики , что горячий воздух  легче холодного.

7. «воздух не имеет запаха»

Н:-Ребята, давайте посмотрим , что еще есть в нашем сундучке.

Н:-Что это? Наверное , это волшебные баночки.

Н:-Посмотрите, а в них что-нибудь есть?(ответы)

Н:-ПРАВИЛЬНО, ВОЗДУХ, А КАК ОН ВКУСНО ПАХНЕТ , ПОНЮХАЙТЕ , ЧЕМ ПАХНЕТ?

Н:-Действительно , пахнет апельсином.

Н:-Ребята , а давайте проверим , что же лежит во второй баночке. Чем пахнет воздух в этой баночке

Н:Как вы думаете ,почему обе баночки пусты ,а пахнут по – разному(ответы)

Н:-Получается ,что собственного запаха у воздуха нет .Чистый  воздух ничем не пахнет .Запах ему придают другие вещества ,которые с ними соприкасались .А я то думаю ,почему везде по разному пахнет ,на улице один запах ,в помещении другой запах, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи .

8. Игра «Шарик»

Н:-А сейчас мы с вами поиграем в игру , которая называется  «Шарик» Мы будем передавать шарик друг другу и рассказывать  все , что мы сегодня узнали о воздухе .

Н:-Молодцы ,ребята , мне с вами было очень интересно, а вам понравилась

Н:-А  я вам хочу подарить воздушные шары.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»

Задачи:

1.познакомить детей со свойствами воздуха(не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) И СПОСОБАМИ ЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ

2.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

3.Развивать наблюдательность ,умение делать выводы, анализировать.

4.Воспитывать у детей познавательный интерес, умение  видеть удивительное в окружающем мире.

Материал : воздушные шары разных цветов и размеров , полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка ,трубочки, пластмассовые стаканчики,2 баночки с плотными крышками ,мелкие камушки,4 больших таза с водой ,горячая вода в термосе ,2 пустые бутылки , технические средства обучения (компьютер,  проектор , мультфильм «Фиксики»)

Действующие  лица :  , дети (д) .

Ход :

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, они сегодня посмотрят, как мы с вами будем играть.

Повернись налево к другу

Левую дай руку другу

Шаг назад, и два – вперед!

Влево – вправо поворот!

Покружимся, повернемся

Снова за руки возьмемся.

Три шага вперед, дружок

Станет тесным наш кружок!

Покружились, потолкались

Повернулись, разбежались!!!

Вижу, Вы, готовы, присаживайтесь. Сегодня мы отправляемся в нашу лабораторию, которую создали в нашей группе.

– Что такое лаборатория?

Мы будем лаборантами.

– Кем, вы будете? (лаборантами).

Чтобы начать проводить опыты. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:

  • Внимательно слушать старшего лаборанта.
  • Не шуметь, не мешать, друг другу выполнять, все задания.
  • Соблюдать правила безопасности.

Приготовились: « 1,2,3,4,5

Вокруг себя верчусь, в лаборанта превращусь».

Внимание на монитор посмотрите, какие герои в лаборатории сегодня у вас в гостях.

Как , зовут этих героев? (Фиксики)

Что же сегодня приготовили для вас эти замечательные герои ,они предлагают нам поиграть, и побыть лаборантами профессора Почемучкина.

Посмотрите ,какие красивые шары вокруг: красный, зеленый ,ой, а что случилось с синим шариком? Он какой –то грустный ,маленький (ответы)

2. «Воздух-невидимка»

Н:- А что нужно сделать , чтобы шарик  стал круглым и упругим?

Д:- Надо его посильнее надуть. 

Н:- Правда? Сейчас я его надую (надуваю).Вот какой он красивый получился! Что с ним произошло? Почему он стал круглым? (ответы)

Н:-Как  вы думаете можно воздух увидеть?

Н :- А вы видите воздух? А   почему, как вы думаете?

Н:- А что означает слово прозрачный ?-не имеет цвета.

Н:- Посмотрите , что у нас в группе есть?

Н:-Ребята , хотите  посмотреть какой он? .

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите ,что в нем (он пуст)

Н:-Да, он пуст ,его можно сложить в несколько раз. Смотрите , какой он тоненький.

Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с  пакетом?

Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха . На что похож?(ответы).

Н:- Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух .Что изменилось? Пакет опять стал пустым . Интересно, почему?

(ответы)

Н:- Получается ,что воздух вокруг нас он прозрачный, бесцветный, и невидимый?

  1. «в воде есть воздух»

Мы с вами выяснили, что воздух вокруг нас.

 А как вы думаете, а есть ли воздух внутри нас,?(ответы)

Н:-как это можно  проверить! Н.

 Ребята , давайте подуем в трубочку , опущенную в стакан с водой тихо , тихо. И  посмотрим , что произойдет.

Мы дуем в трубочку , и появляются пузырьки.

Как вы думаете, откуда берутся пузырьки.

Через нос приходит в грудь,
И обратный держит путь .

Он не видимый , и всё же

Без него мы жить не можем.

К:-А давайте подуем сильнее и посмотрим ,  что произойдет.

К:- Появляются очень много пузырьков .

Вывод: воздух не только вокруг нас, но у в нутри.

Как вы думаете можно ли почувствовать  движение воздуха?

А когда дует ветер, то что мы ощущаем? (поток воздуха)

А как вы думаете с помощью, чего перемещаются парусники?

Предлагаю провести эксперимент.

4. «Движение воздуха» № 6 стр 139

Вывод: с помощью потока воздуха предметы могут перемещаться.

5. «воздух легче воды»

Н:- А у меня есть сундучок. Давайте вместе посмотрим ,что же там есть(открывают , смотрят)

Н:- Что это? (ответы)

Н:-А как вы думаете , что с камешками можно делать?( ответы)

Н:- давайте эти камушки в воду опусти и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?

Н:- Ребята, что мы видим , когда опускаем камешки в воду?

Н:-Интересно , а почему камешки тонут?(ответы)

Н:-Получается , что камешки тяжелые ,поэтому они и тонут.

Н:-Да , много я узнала о воздухе, а вот интересно , если мы шарики опустим в воду , они утонут?( ответы)

Н:- Почему вы так думаете?(ответы)

Н:- А давайте проверим ( опускают шарики в чашку с водой )

Н:- Странно , камешки утонули , а шарики нет. Почему так происходит , ребята ? Вы как думаете?(ответы)

Н:- Оказывается  шарик не тонет ,потому что он наполнен воздухом, а значит он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тону, вытесняя воздух из воды , так появляются пузырьки.

6. «воздух при нагревании  расширяется»

Н:- Ребята , а давайте посмотрим , что думают о воздухе наши  друзья Фиксики( смотрим отрывок  из мультфильма « Фиксики» , серия Воздушный шарик)

Н:- Интересно , как же так получается? Фиксики утверждают , что если нагреть воздух в шарике он подымится, а вы ребята , как думаете?(ответы)

Н:-А давайте проверим так ли это (садитесь на стульчики , сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру стеклянную бутылку, надеваю шарик , и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим , что произойдет)

Н:- Посмотрите , что происходит с шариком (ответы).

Н:-Дествительно, шарик надулся , как вы думаете почему? Получается , что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается .Правы наши друзья Фиксики , что горячий воздух  легче холодного.

7. «воздух не имеет запаха»

Н:-Ребята, давайте посмотрим , что еще есть в нашем сундучке.

Н:-Что это? Наверное , это волшебные баночки.

Н:-Посмотрите, а в них что-нибудь есть?(ответы)

Н:-ПРАВИЛЬНО, ВОЗДУХ, А КАК ОН ВКУСНО ПАХНЕТ , ПОНЮХАЙТЕ , ЧЕМ ПАХНЕТ?

Н:-Действительно , пахнет апельсином.

Н:-Ребята , а давайте проверим , что же лежит во второй баночке. Чем пахнет воздух в этой баночке

Н:Как вы думаете ,почему обе баночки пусты ,а пахнут по – разному(ответы)

Н:-Получается ,что собственного запаха у воздуха нет .Чистый  воздух ничем не пахнет .Запах ему придают другие вещества ,которые с ними соприкасались .А я то думаю ,почему везде по разному пахнет ,на улице один запах ,в помещении другой запах, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи .

8. Игра «Шарик»

Н:-А сейчас мы с вами поиграем в игру , которая называется  «Шарик» Мы будем передавать шарик друг другу и рассказывать  все , что мы сегодня узнали о воздухе .

Н:-Молодцы ,ребята , мне с вами было очень интересно, а вам понравилась

Н:-А  я вам хочу подарить воздушные шары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе "Свойства воздуха"

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»Задачи:1.познакомить детей со свойствами воздуха(не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и подни...

Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Свойства воздуха»

Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения....

Занятия по познавательному развитию в старшей группе "Свойства воздуха"

Цель: Обобщать и уточнять знания о воздухе, о явлениях природы. Закреплять элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для здоровья человека....

Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Свойства воздуха»

Задачи:Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе; Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности....