Конспект интегрированного итогового занятия по познавательному и художемственно-эстетическому развитию детей старшей группы , тематические модули "Мир природы " и "Лепка"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сарафанова Тамара Павловна

Основой материала конспекта является проблемная ситуация, которую должны решить дети. Занятие проходит ввиде игры-соревнования между двумя командами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного  итогового занятия по познавательному  и художественно-эстетическому развитию детей старшей группы, тематические модули  «Мир природы» и «Лепка»

Образовательные области:

Познавательное развитие и художественно-эстетическое развитие

Программное содержание:

1.Закрепить знания детей о природе.
2.Формировать устойчивый интерес к природе.
3. Упражнять в совместной командной деятельности (прислушиваться к мнению товарищей по команде, уметь убеждать в своей правоте, быть выдержанным.). 
4. Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление, умение обосновывать свой ответ. 
5. Закреплять навыки детей в  продуктивной деятельности .

6. Развивать творческую активность в продуктивной деятельности, умение  выполнять  коллективную  работу.

7. Воспитывать в детях любовь и заботливое, бережное отношение к природе.

Методы и приемы:

Беседа, загадывание загадок, проблемные ситуации, вопросы-ответы, прослушивание музыкальных записей, работы командами, блиц-опрос, самостоятельная лепка по выбору детей с использованием природного и бросового материала, чтение стихов, дидактические игры.


Предварительная работа: 


 Беседы о мире природы, дидактические игры экологического содержания, чтение стихов, загадки  на тему «Мир природы», НОД по познавательному развитию,  занятия продуктивной деятельностью  по теме «Мир природы».  Накануне разделить детей (с учетом их желания) на две команды, выбрать капитанов, придумать названия команд. 

Материалы и оборудование: 

    Аудиозаписи «Звуки леса», «Звуки насекомых»,  экологические знаки, изображения двух деревьев без листьев, листья дуба и березы  из зеленой бумаги с заданиями, цветы и птицы, солнце, магнитная доска, песочные часы.

                                            Ход занятия.

   Ребята, за окном хорошая погода,  и по вашим лицам я вижу, что настроение у вас тоже хорошее. Давайте возьмем друг друга за руки и скажем: «Ты мой друг, и я твой друг, улыбнемся всем во круг». Послушайте внимательно две загадки:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

                      Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.                             (весна)

В шубе летом.

Зимой раздеты….                                    (деревья)

В:        Весна и деревья. Деревья весной….

Что происходит  с березкой, с ольхой?

С дубом могучим, с ивой плакучей?

С черемухой и рябинкой,

С кленом и осинкой?

(прослушать ответы детей)

Вырастают,  оживают,

Набухают почки,

Появляются  на ветках

Зеленые листочки.

-Молодцы, ребята!  Я  предлагаю вам отправиться в лес весенний, посмотреть какие изменения произошли с деревьями.

 

                В  гости к лесу мы идем,

За спиной рюкзак несем…

И давайте вместе вспомним,

Как в гостях себя ведем?

Дети рассказывают стихотворение:

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,

Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять! Ты пришел не убивать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить. Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги, ведь они нам не враги.

 Воспитатель обращает внимание детей на два дерева без листьев. Чтобы деревья проснулись и на них зашумела листва, нужно ответить на вопросы.

Воспитатель зачитывает вопросы для каждой команды по очереди. За правильные ответы прикрепляются зеленые листочки к дубу и березе.

Вопросы о животных.

- Какие животные спят зимой (барсук, медведь, еж) и почему? (зимой им нечего есть)
- Почему в одних случаях заяц – белый, а в других – серый? ( белый заяц бывает зимой, а весной и летом – серый. Так он спасается от своих врагов )

-Почему некоторых животных называют домашними?

- Правильно ли считать , что мышка домашнее животное, ведь она живет рядом с человеком? (она не приносит человеку пользу)

Вопросы о птицах
- Какие птицы прилетают первыми? Зачем они ходят по полю вслед за пахарем? (Грачи. Ищут червяков, личинок жуков. Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из – под снега, первых червяков). 
- Какие птицы прилетают весной позже всех? Почему? (Ласточки и стрижи. Потому что они питаются насекомыми, а они появляются позже).

- Назови, каких перелетных птиц вы знаете? (ласточка, грач, скворец, жаворонок, цапля, дрозд, трясогузка, иволга, соловей, утка, лебедь, аист, кукушка, журавль, чайка). 
- Назови, каких зимующих птиц вы знаете?(филин, дятел, синица, снегирь, воробей, ястреб, галка, сорока, ворона, клест, тетерев, голубь, сова, глухарь, свиристель).

Вопросы о насекомых
- Куда зимой пропадают насекомые? (прячутся под корой деревьев, под сухими листьями, забиваются в щели домов, заползают под землю и впадают в спячку). 
- Назовите основные признаки насекомых.(у них 6 лапок, на теле насечки и голова отдельна от туловища)
- Чей это звук?

- Кто из насекомых приносит пользу?

- Вредные насекомые. Кто они? Чем вредны?

 

                         Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

 ( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

   По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

  ( дети останавливаются и приседают.)

 - Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

  (  дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

    Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

  (  дети останавливаются, трясут одной ногой),

    Каждой лапкой потрясу!

   (  трясут другой ногой).

5. И потопаю потом

  (  дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

Ну что ж ребята, мы не много отдохнули , теперь продолжим.

                 Конкурс  «Что обозначают экологические знаки?»

За правильные ответы прикрепляет цветы около деревьев.

 Воспитатель показывает «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»  итак, в черном ящике находится проблемная ситуация, которую вы должны объяснить. 

1-я ситуация (для команды «Березки») 
Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром. 
— Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко! 
— А в нем яичко. 
— Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик. 
— Мы будем заботиться о нем! 
Девочки взяли яичко с собой. 
Ведущий. Правильно ли девочки поступили? 
Дети. Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло. 

2-я ситуация (для команды «Дубки») 
Две сестренки гуляли по лесу. 
— Какой красивый цветок! Интересно, как он называется? 
— Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет! 
— Давай сорвем его и отнесем маме. 
Девочки сорвали цветок и пошли домой. 
Ведущий. Правильно ли поступили девочки? 
Дети. Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут. 

Вопросы о растениях.
- Для чего нужна трава? (для красоты, живут насекомые, как корм для животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух). 
- Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (у хвойных деревьев вместо листьев – иголки, хвоя, они не боятся мороза). 
- Какое дерево летом и зимой остается зеленым? (ель, сосна). 
- Какую пользу приносят деревья? (листья деревьев собирают пыль и грязь, обогащают воздух чистым кислородом). 

 «Блиц-опрос». За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов.  Минута пошла.
Вопросы для команды «Березки». 
— Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.) 
— Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.) 
— Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это?(Насекомые.) 
— Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.) 
— У какого дерева белый ствол? (У березы.) 
— Как называется дом муравьев? (Муравейник.) 
— Как назвать детеныша коровы? (Теленок.) 
— Сколько ног у жука? (Шесть.) 
— Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.) — Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.) 
— Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.) 
— Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.) 
— Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью.) 
— Сколько ног у паука? (Восемь.) 

Вопросы для команды «Дубки». 
— На каком дереве растут желуди? (На дубе.) 
— Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.) 
— Карась, щука, сом, окунь – это ..(рыбы 
— У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.) 
— Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.) 
— Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.) — У какой птицы красная грудка? (У снегиря.) 
— Кто в лесу плетет паутину? (Паук.) 
— У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.) 
— Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.) 
— Чем питается бабочка? (Нектаром.) 
— Собака — дикое или домашнее животное? (Домашнее.) 

Вот, ребята, ожили наши деревья в лесу,  благодаря солнцу, весне, теплу и, конечно же нам.

Лес у нас ожил, зашумела листва,  солнышко засияло, выросли цветы ,  прилетели птицы, а что -то насекомых не видно. А давайте,  ребята,  поможем лесу – населим его разными насекомыми.

Давайте пройдем в творческую мастерскую и по вашему желанию слепим разных насекомых.  Можно использовать природный материал, бросовый материал и т. д.

Самостоятельная работа детей. Воспитатель напоминает  детям о правильной осанке во время работы за столами.  Дети делают пальчиковую гимнастику.

                          Пальчиковая гимнастика «С кем дружит цветок».

(Для этой игры руки нужно сложить "цветочком": соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки.)

Цветочек дружит с бабочкой,(большие пальцы переплетите в замок

-Цветочек дружит с пчёлами,(покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки.)

Цветочек дружит с солнышком,(поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)

С дождинками весёлыми. (постучите  указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки.  Это - капли дождя.

    Дети работают по своему замыслу под музыку  « Голоса леса». Готовые работы располагают  около деревьев  на цветах, в траве.  Дети любуются  получившейся работой, делятся впечатлениями, говорят, о том, что им понравилось больше всего.

Занятие  закончено.

Литература:

1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

2.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию -СПб.: Детство-Пресс, 2004.

3.Вострухина Т.В. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

4. Маневцева Л.М. Мир природы и ребенок. – СПб.: Детство- Пресс, 2000.

5.Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе.- Волгоград: Учитель, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Кто готовит нам еду»

Конспект комплексного  занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Кто готовит нам еду»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы Тематическое занятие (аппликация) «Пусть всегда будет мир!» «Белый голубь-символ мира!»

Задачи :1.Познакомить детей с голубем как символом мира.2. Продолжать развивать умение аккуратно наносить клей на детали, приклеивать и вытирать салфеткой излишки клея.3.Воспитывать внимание и ст...

Конспект интегрированного занятия по познавательному и художественно – эстетическому развитию в старшей группе на тему: « Осеннее волшебное дерево»

Цель: Закрепить приемы аппликации в технике торцевания. Развивать мелкую моторику, развивать тактильные ощущения, развивать воображение. Продолжать знакомство с осенней природой. Воспитывать интерес к...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Зимние явления природы»

Занятие по формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Интегрированное занятие по познавательной и продуктивной деятельности для детей старшей группы Тема "Прогулка по весеннему лесу"

Интегрированное занятие по познавательной и продуктивной деятельности для детей старшей группы Тема "Прогулка по весеннему лесу"...

Конспект интегрированного занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию в старшей группе . Тема: «Мозаичная аппликация «Фонтан»»

Конспект интегрированного занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию  в старшей группе . Тема: «Мозаичная аппликация «Фонтан»»...