Букварик: СКАЗКИ И РАССКАЗЫ С БУКВОЙ «Ж»
учебно-методический материал (старшая группа)

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

 Физиологический слух есть у крохи еще в утробе матери, а вот развитие фонематического слуха происходит после рождения малыша — от реакции на звуки в период новорожденности до умения узнавать их, разделять слово на слоги и отдельные звуки в дошкольном возрасте.

      Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму.

       Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

     Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Можно использовать сказки и рассказы, после прослушивания (прочтения) которых, ребёнок называет слова с заданным звуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zh.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКИ  И  РАССКАЗЫ

С  БУКВОЙ  «Ж»

       Жук

Однажды Жанна увидела большого оранжевого (жука) .

—  Папа, что это за (жук)? — спросила Жанна.

—  Этот (жук) — жужелица, — ответил папа.

Жанна хотела поймать (жука), но он пожужжал, пожужжал и улетел.

 

       Жираф

Каждый знает, что это (жираф).

У (жирафа) длинные ноги и шея.

Вы думаете: этот (жираф) живёт в Африке?

Нет, этого (жирафа) Женя и Жанна видели в зоопарке.

Однажды Женя смотрел фильм про (жирафа).

 

Рассказы с вопросами.

  

1. Однажды Миша и Жанна поехали с лыжами в Лужники.

      Кто...? Куда...? С чем...?

    Там на каждой дорожке было по две лыжни.        Что там...?

    Поэтому Мише и Жанне можно было ехать на лыжах рядом.

          Кому...? На   чём...?

 

2. Жора нашёл под пнём норку ежа.       Кто...? Чью...?

   Там лежали пять ежат. Они ждали маму.      Кто...? Что делали...? Кого...?

   Жора только погладил ежат и ушёл.         Кто...? Кого...? Что сделал...?

   Ежихе это не понравилось, и она увела ежат.      Кто...? Кого...?

   Когда Жора опять прибежал к старому пню, там ежат уже не было.

                   Кто...? Кого...? Когда...?

 

3. Однажды Женя и Жора лежали на пляже и загорали. 

      Кто...? Что делали...? Где...?

  «Пошли за мороженым,— предложил Жора, — а то очень жарко».

      Кто.,.? Что  предложил...?

   И они побежали к палатке за мороженым.   Что сделали...? Куда...?  За чем...?

  

Женя и ёжик.

       У Жени живёт ёжик. Днём ёжик ждёт темноты под книжным шкафом. Женя каждый день готовит еду своему колючему шарику. Но чтобы ёжик поел, нужно выманить его из-под шкафа.

 

Женя ошибся.

Напиши, Женя, что делают животные: ёжик, медвежонок, журавль, ужи. Женя улыбнулся и написал. И вот что у него получилось:

Ежик лазает по деревьям. Медвежонок ползает. Журавль колется. Ужи летают. Женя, конечно, пошутил и нарочно допустил ошибки. Исправьте их.

 

Кто хозяин?

Большую  чёрную собаку звали Жук.  Два мальчика, Коля и Ваня,  подобрали Жука улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним. И когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

— Собака моя,— говорил Коля, — я первый увидел Жука и подобрал его!

— Нет, моя,— сердился Ваня, — я перевязывал ей лапу и таскал для неё вкусные кусочки!

— Моя! Моя! — кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на Землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

—  Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал овчарок.

—  Чья собака? — сердито закричал он.

—  Моя, — сказал Коля. Ваня молчал.

                                                                                                                (По В. Осеевой)

  

Жадная жаба.

       Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук и говорит Ужу:

— Надо бы нам крышу покрасить.

— Покрасить можно, — говорит осторожный Уж. — Только какой краской?

— Жёлтой,— важно сказал Жук.

— Но у нас нет жёлтой краски.

— Тогда оранжевой.

— И оранжевой тоже нет.

— Пойдём попросим у жадной Жабы. У неё целая бочка оранжевой краски.

А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждёт.

— Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?

— Не дам, — отвечает Жаба. — Жалко краску.

Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять принялась за джем. Тут прилетел Шмель и жужжит:

— Дай немножечко джема, Жаба.

— Не дам, жалко джема.

— Ах ты, жадина! — рассердился Шмель да как ужалит Жабу. Жаба с перепугу — прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:

— Пожалей меня несчастную!

Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу. 

 

Про друзей.

Друзей у цыплёнка было мало. Он иска, друзей по цвету. Если жёлтый — значит,  друг. Если серый — нет. Если бурый — тоже нет. Цыплёнок увидел жёлтую ниточку и пошёл по ней. Шёл, шёл и увидел жёлтую гусеницу.

— Так это ты мой жёлтый дружок? — сказал цыплёнок.

— Да, это я,— проворчала гусеница,— жёлтый дружок.

— А что ты тут делаешь?

— Тяну жёлтый телефон.

— А зачем?

— Не догадываешься? Голубой колокольчик, что живёт в лесу, и синий колокольчик что живёт на лужайке, решили позвонить друг другу.

— Динь-день, динь-день! — так весь день звонили колокольчики друг другу и желали дождя и солнца.

— Неужели им нечего больше сказать? — засмеялся цыплёнок.

 

Жу-жу-жу.

(В сокращении.)

В маленьком домике с большой дверью жила пчела Жу-жу-жу. Никого она не обижала, ни с кем не дружила. Одна жила. Однажды налетел неосторожный ветер и захлопнул дверь пчелиного домика. Покрутилась пчела возле двери — открыть невозможно. Руки заняты тяжёлым ведром со свежим мёдом. Кто поможет дверь открыть? Муравьи работой загружены — муравейники сооружают. Кузнечик тоже не может: тренируется в прыжках. Жук заважничал — жуть! Не тревожь, не раздражай! Отвяжись! Только трутни прилетели, как на пожар. Да не помочь, а чужим мёдом поживиться.

И не стало у пчёлки Жу-жу-жу ни двери, ни дома, ни капельки мёда. Вот ужас! Неожиданно прилетели пчёлки — дружные, вежливые. Окружили бедняжку. В беде поддержали. И стала пчела Жу-жу-жу весело жить в новом доме с новыми подружками. Не хуже других — труженица.

                                                                                                       (По Б. Ливанову)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "В гостях у Букварика"

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «В гостях у Букварика». Данный материал будет полезен воспитателям...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»...

Игра "Интернет - букварик"

Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме "Информационная безопасность"....

Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Букварика».

Цель: систематизировать знания, умения, представления детей по речевому развитию.Задачи:Формировать умения обобщать, классифицировать;Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и син...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для начального обучения чтению старших дошкольников «Цветной букварик»

Речевая  направленностьДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программадля начального обучения чтению старших дошкольников«Цветной букварик»Возраст обучающихся: 5 - 7 лет....