КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ «Зима в картинках»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Бучнева Наталья Борисовна

Цель: Обогащать представления детей о приметах зимы, о диких животных через построение образовательной деятельности в форме эффективного общения в процессе составления описательных рассказов с опорой на картинки.

 

Задачи:

Образовательные:

1. Упражнять в описании времени года зима с помощью педагога, рассказывать о приметах зимы с опорой на картинки.
2. Способствовать формированию у детей умения составлять простые предложения, высказывать предположения полным предложением.

Развивающие:

1. Развивать артикуляционные умения и речевое дыхание, умение соотносить речь с движениями.
2. Развивать мелкую моторику с помощью игры - упражнения с массажными мячиками.
3. Развивать коммуникативные навыки в процессе составления коллективного рассказа о зиме.
4. Развитие тактильного восприятия через игру с песком.
5. Способствовать развитию исследовательских действий в процессе проведения элементарных опытов.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к окружающей природе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация Петрозаводского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Петрозаводского городского округа «Детский сад комбинированного вида № 35 «Кораблик»

(МДОУ «Детский сад № 35»)

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ

 «ЗИМНИЙ ЛЕС»

Автор:  

Воспитатель высшей

 квалификационной категории

Бучнева Наталья Борисовна

Категория: «Дошкольный возраст»

Номинация: «Методическая разработка

 занятия, урока, мастер-класса»

Петрозаводск 2019

Цель: Обогащать представления  детей о приметах зимы, о диких животных через построение образовательной деятельности в форме эффективного общения в процессе составления описательных рассказов с опорой на картинки.

Задачи:

Образовательные:

  1. Упражнять в описании времени года зима  с помощью педагога, рассказывать о приметах зимы с опорой на картинки.
  2. Способствовать формированию у детей умения составлять простые предложения, высказывать предположения полным предложением.

Развивающие:

  1. Развивать артикуляционные умения и речевое дыхание, умение соотносить речь с движениями.
  2. Развивать мелкую моторику с помощью игры - упражнения с массажными мячиками.
  3. Развивать коммуникативные навыки в процессе составления коллективного рассказа о зиме.
  4. Развитие тактильного восприятия через игру с песком.
  5. Способствовать развитию исследовательских действий в процессе проведения элементарных опытов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к окружающей природе.

Оборудование: 

  • игрушечный ежик, массажные мячи на каждого ребенка, мнемотаблица "Зима", мнемоквадраты "Зима", мнемотаблицы о диких животных: "Лиса", "Заяц".

Вводная часть:

Педагог организовывает детей на проведение игры - приветствия

"здравствуй небо голубое, здравствуй солнце золотое, здравствуй беленький снежок, здравствуй легкий ветерок"

Воспитатель: «Ребята, Вы любите путешествовать? Я приглашаю Вас отправиться в путешествие в зимний лес! Хотите отправиться  со мной? – Да! А на чем же мы с вами отправимся в зимний лес? Может на поезде? Приготовились?»

Речевое упражнение для верхних дыхательных путей "паровоз везет нас в лес"

Паровоз везет нас в лес.

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух (ходьба с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.

(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

Вот идет сердитый еж:

(низко наклониться, обхватив руками грудь – свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела

Мишке меда принесла.

З-з-з! З-з-з!(звук и взгляд направлять по тексту)

Гуси по небу летят,

Гуси нам в ответ кричат:

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)

Устали? Нужно отдыхать,

Сесть и сладко позевать.

(дети садятся на стульчики - пенечки и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга).

Основная часть:

Перед детьми на экране появляется черно - белая картинка лесной поляны.

Воспитатель: «Ребятки, где мы с вами оказались? Правильно, в лесу! Мы с вами оказались на лесной полянке. Ребята, мне кажется, что с нашей полянкой что-то случилось… посмотрите какая она хмурая, темная... какая еще полянка? Как вы думаете, что случилось с лесом?» (высказывания детей).

Воспитатель: «Кажется, злой волшебник заколдовал лес. Что же нам делать, как спасти лес? (предположение детей) А может мы с вами превратимся в добрых волшебников и расколдуем его, сделаем лес красивым, нарядным?»

Игра - превращение :

Мы ногами Топ, топ, топ

Мы руками хлоп да хлоп

Ты два раза повернись и в волшебника превратись! (звучит аудиозапись «волшебное превращение)

Воспитатель: «Ребятки! Да вы теперь настоящие волшебники! А у меня для вас есть сюрприз - в корзинке волшебные картинки» (мнемоквадраты с изображением зимних примет, картинки заклеены). Если с их помощью мы расскажем о зиме, то лес снова станет красивым!

(Дети по очереди берут из корзинки карточки) Картинки необычные, чтобы увидеть, что на них изображено, надо опустить их в волшебное зелье(дети опускают картинки в растительное масло  выкладывают их на мольберт  и рассказывают о зиме. Воспитатель при необходимости помогает детям вопросами, описательными прилагательными. (Зимой идет снег; зимой солнце светит, но не греет; деревья стоят голые; птицы прилетают к кормушке и клюют зернышки; медведь и ежик ложатся в спячку; белка меняет шубку на серую; лиса охотится на мышей под снегом, занимает чужые норки; зимой люди надевают теплую одежду; дети лепят из снега снеговиков, катаются на лыжах и на санках).

Воспитатель: «Ребята, какие же вы молодцы! Столько всего интересного знаете о зиме! Смотрите, мы справились с заданием, лес снова стал красивым! (на экране появляется красочная картинка с изображением зимнего леса).

Сюрпризный момент:  в группе раздается звук фырчанья ежа (аудиозапись).

Воспитатель: Ребята, кто же это фыркает у нас в группе? Катя, посмотри! Маша, посмотри! Рома, кто это? Правильно, это ежиха со своими ежатами притаились на лесной полянке! Думаю, они хотят с нами поиграть».

Упражнение с массажными мячиками:

Ежик выбился из сил,

ягоды, грибы носил.

Мы потрем ему бока,

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж по тропке побежал

И спасибо не сказал!

Воспитатель от имени ежихи благодарит ребят за интересную игру. Обращает внимание детей на схематическое изображение заячьих ушей, выглядывающих из-за сугроба.

Воспитатель: «Ой, ребята, а кто это прячется? (заяц)  посмотрите,зайка очень грустный… Давайте спросим у зайки, что случилось? Педагог делает вид, будто зайка говорит ему что-то на ухо, при этом меняет свое выражение лица: удивленное, озадаченное…

Педагог: Зайка  рассказал мне, что ему очень понравились ваши рассказы о зиме. Он со своими друзьями веселыми зверушками тоже бы хотели кататься на санках, на лыжах, лепить снежки, петь и танцевать, готовится к Новому году. Но вот беда! В песочном лесу совсем нет снега!

Педагог: Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь зайке? (да!)

Давайте крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:

Песочный  зайка нам помоги,

В лес волшебный  перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три,

В песочном лесу  окажемся мы!

Педагог: А вот и песочный лес, где живут друзья песочного зайца. ( дети садятся за световые песочницы)Посмотрите. Как здесь пусто и тоскливо. Один песок. Но этот песок не простой. Он волшебный. Он может чувствовать прикосновения. Слышать. Говорить

Ритуал «входа» в Песочную страну

Упражнение «Здравствуй, песок!»  Дети различными способами дотрагиваются до песка

Педагог: Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?..

Дети: (сухой, шершавый, мягкий)

Педагог: Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!». Послушайте… Он с вами здоровается. Вы все слышите?.. Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом

Педагог: А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Вы слышите, как он смеется?...

Педагог: Давайте его погладим между ладонями. Возьмите в руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем в руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков. Песочек, мы тебе поможем!

Педагог: Молодцы, ребята, вот мы и развеселили песок!

 А теперь давайте мы с вами нарисуем снежинки на песке, чтоб песочный лес тоже стал снежным! (дети рисуют снежинки на песке, песочницы загораются цветом)

Педагог: Ребята, посмотрите, как красиво стало в песочном лесу, мы помогли зайке и его друзьям, теперь их лес стал снежным!  (Зайка благодарит детей)

Ребятки, а нам пора возвращаться в детский сад. На чем мы с вами приехали в лес? Правильно, на поезде! Все готовы к отправлению обратно?»

Проводится артикуляционная гимнастика: "Запыхтел паровоз, он вагончики повез. Ту - ту, ту - ту, с ветерком вас довезу!"

Заключительная часть:

Воспитатель: «Вот мы и добрались обратно! Как здорово мы попутешествовали с вами! Ребятки, вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были? Паша, какой лес был в начале нашего путешествия? Матвей, а как мы помогли лесу? Ребятки, о каком времени года мы сегодня говорили? Зима, она какая? Катя, а еще? Маша, а еще?  Каких животных мы встретили в лесу? Как фырчали ежата? Пофырчим вместе? А как пыхтел паровоз? Мира, покажи! Молодцы, ребятки, спасибо вам за интересное путешествие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей раннего возраста Тема: «В гостях у бабушки в деревне» Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна Город Кропоткин МАДОУ ЦРР детский сад №14

Конспект образовательной деятельности  по развитию речи для детей раннего возрастаТема: «В гостях у бабушки в деревне» Воспитатель: Койносова Елена СтаниславовнаГород Кропоткин МАДОУ Ц...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей раннего возраста Тема: «В гости к снеговику»

Тема: В гости к Снеговику.  Цель: Расширять знания об окружающем мире             Формировать умение детей чётко, ясно, громко про...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей раннего возраста Тема: «Ёжик»

Формировать у детей первичные представления о жителях леса, учить детей бережному отношению к животным.              Формировать умение...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Зимующие птицы"

Образовательная деятельность в средней группе на тему "Зимующие птицы" Задачи: 1. Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах. Формировать понятие "Зимующие пти...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей 2 младшей группы на тему «Зима»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей 2 младшей группы на тему «Зима»Интеграция образовательных областей:Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-ком...