Презентация "Особенности и технологии речевого развития детей раннего возраста"
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Особенности и технологии речевого развития детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta.pptx1.1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ И ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Подготовила: Воспитатель Гиголашвили О . А

Слайд 2

К.И. Чуковский: «Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребенка в свободном речевом выражении чувств и мыслей, если он не даст никакого простора их эмоциональным высказываниям, он рискует обесцветить детскую речь, сделать ее анемичной и скучной, убить в ней чудесную детскость и тем самым нанести ей непоправимый вред.»

Слайд 3

ФГОС ДО. Целевые ориентиры по развитию речи детей раннего возраста К достижению 3 лет ребенок должен : владеть активной речью, включенной в общение; уметь обращаться с вопросами и просьбами; понимать речь взрослых; знать названия окружающих предметов и игрушек; стремиться к общению со взрослыми и активно подражать им в движениях и действиях; проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматривать картинки; эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.

Слайд 4

Устная речь стремительно формируется в первые три года жизни ребёнка. Сначала с помощью крика, отдельных звуков и жестов, а затем – с помощью слов и предложений дети сообщают о своих потребностях и желаниях, общаются с близкими людьми. Мышление и поведение ребёнка также тесно связаны с развитием речи. Речь – это продукт слаженной работы многих сенсорно-моторных и психических функций.

Слайд 5

4 этапа в становлении речи детей по А.Н.Леонтьеву: 1-й этап – подготовительный (с момента рождения до 1 года); 2-й – преддошкольный (от 1 года до 3 лет); 3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет); 4-й – школьный (от 7 до 17 лет ).

Слайд 6

Подготовительный этап (от рождения до года). Доречевой или дословесный этап . Ребенок еще не использует языковых средств для выражения своих потребностей. В первые месяцы жизни интенсивно развивается мышление, слуховое и зрительное восприятие, эмоции, моторика. Задержка или нарушение формирования любой из функций может дать искажение работы всей системы в целом. От того, как будет проходить развитие малыша до года, напрямую будет зависеть качество его устной речи .

Слайд 7

Первый месяц жизни ребёнка Крик – это первая голосовая реакция ребенка . У здорового ребенка он громкий, чистый с коротким вдохом и протяжным выдохом. Через несколько недель после рождения в крике ребенка можно заметить различные интонации . По крику ребёнка можно сделать предположения о дальнейшем развитии его речи. Что должно насторожить родителей Отсутствие крика сразу после рождения. Слишком пронзительный или, наоборот, тихий крик, в виде отдельных вскриков и всхлипываний на вдохе.

Слайд 8

Второй месяц жизни ребёнка Крик становится всё более интонированным. С полуторамесячного возраста в норме дети начинают гулить . Появление гуления – важный показательный момент развития речи ребёнка, основа для становления членораздельной устной речи. Что должно насторожить родителей : Однообразный, неинтонированный крик. Отсутствие начального гуления .

Слайд 9

Третий месяц жизни ребёнка Продолжает активно развиваться зрительное и слуховое восприятие. Слуховые раздражители вызывают зрительную реакцию. Реакция на звуки голоса становится все более выраженной. Гуление становится всё более усложнённым и частым. Примерно в это же время у детей появляется улыбка. Что должно насторожить родителей: Отсутствие зрительной и двигательной реакции на различные звуки и человеческую речь . Нежелание идти на эмоциональный контакт с мамой и отсутствие улыбки. Отсутствие частого гуления .

Слайд 10

Четвёртый месяц Ребенок активно поворачивается в сторону звучащего предмета или говорящего человека. Выражает радость при общении с близкими людьми. Усложняются комплексы звуков, издаваемые во время гуления . Если мама начинает «разговаривать» с малышом, он с интересом слушает звуки и старается повторить их, сохраняя интонацию. Что должно насторожить родителей: Отсутствие улыбки и эмоционального контакта с близкими людьми. Отсутствие гуления и интереса к повторению групп звуков, производимых взрослым.

Слайд 11

Пятый-шестой месяцы жизни ребёнка Ребёнок хорошо определяет направление звука в пространстве. Гуление начинает преобразовываться в лепет. Лепет – это многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными ( ма-ма-ма , бу-бу-бу ). Ребенок может различать мимику и тон обращенной речи. Ребёнку нравится общаться с близкими людьми, он любит, когда с ним активно эмоционально разговаривают. Что должно насторожить родителей : Отсутствие интереса к общению с близкими людьми. Отсутствие улыбки на лице малыша при эмоциональном общении с мамой . Отсутствие гуления и лепета, интонационного и ритмического подражания взрослому.

Слайд 12

Седьмой-восьмой месяцы жизни ребёнка Лепет начинает использоваться в арсенале речевых средств ребёнка как соотнесение их с определенными лицами, предметами и действиями. После полугода у ребенка начинает развиваться понимание речи окружающих ( импрессивная речь ). Ребенок учится понимать и выполнять простые просьбы, например: «Помаши ручкой». В процессе общения ребенок пытается подражать звучащей речи взрослых людей , их интонации, темпу, ритму и мелодичности. Что должно насторожить родителей: Отсутствие модулированного лепета и начальных лепетных слов. Отсутствие интонационных и ритмических Подражаний речи взрослых. Отсутствие интереса к общению с близкими людьми.

Слайд 13

Девятый-десятый месяцы жизни ребёнка Активный интонированный лепет. Объём лепетных слов в словаре ребёнка расширяется. Накапливается пассивный словарь. Знает свое имя, оборачивается на зов. В активном словаре ребёнка появляются первые осознанные слова. Что должно насторожить родителей: Неспособность ребёнка прислушаться к чётким неречевым и речевым звукам . Отсутствие лепета различной интонации и лепетных слов. Непонимание ребёнком простых обиходных слов и невозможность показа ребёнком знакомых предметов, частей тела и лица по просьбе взрослого. Отсутствие подражаний речи взрослых. Отсутствие интереса к общению.

Слайд 14

Одиннадцатый-двенадцатый месяцы жизни ребёнка Повышенное внимание ребенка к речи окружающих. Повышение речевой активности ребенка. В речи начинают появляться глаголы повелительного наклонения. К году в активном словаре малыша есть 9-15 слов. При невозможности объяснить своё желание словами, ребёнок может активно прибегать к помощи жестов. Ребёнок пытается общаться не только с близкими людьми, но и с другими людьми и со своими сверстниками. Что должно насторожить родителей: Отсутствие внимания к речи окружающих людей. Непонимание ребёнком обращённой речи. Отсутствие модулированного лепета и лепетных слов. Отсутствие интереса к общению с близкими людьми. Отсутствие подражаний речи взрослых .

Слайд 15

Преддошкольный этап (от года до трёх лет) Речь ребёнка начинает стремительно развиваться. Происходит накопление и активное использование в устной речи большого количества новых слов. Соединение слов в различные виды словосочетаний и предложений. Осваиваются простейшие формы словообразования и словоизменения. Быстро расширяются представления об окружающем мире. Ребёнок понимает значение большого количества обиходных слов, узнаёт и может показать на картинке отдельные предметы и выполняемые действия, способен понять и выполнить простые просьбы и поручения.

Слайд 16

Ребёнок начинает активно общаться с окружающими людьми с помощью речи: вступает в диалог; выражает словесно и с помощью жестов свои просьбы и желания. Происходит становление коммуникативной функции речи. Ребенок начинает обращать внимание на чувства других, демонстрирует свои чувства . Играет и наблюдает за игрой других детей . Не любит ждать. Требует немедленного удовлетворения своих потребностей . Имитирует игру взрослых и других детей . Начинает взаимодействовать с детьми в игре. Вместе с развитием предметной деятельности развивается ситуативно- деловое общение со взрослым.

Слайд 17

В 2,5-3 года в речи ребёнка идёт активный процесс построения простых фраз. Он уже может образовывать сложные предложения, согласовывать слова в роде, числе и падеже. . Способен задавать вопросы: «Где?», «Куда?» «Почему?» «Когда?» Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими по произношению. Малыш начинает сравнивать предметы, устанавливать между ними простейшие связи. Внимание становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать небольшие рассказы или сказки. С развитием речи совершенствуются восприятие и память малыша. Он начинает запоминать и правильно осмысливать содержание коротких сказок, Словарный запас к трём годам составляет От 700 до1500 слов.

Слайд 18

!!!!!!!! Что должно насторожить родителей : Ребёнок не понимает обращённой речи, не узнаёт и не может показать на картинке отдельные знакомые предметы и выполняемые ими действия; не может правильно показать на себе части тела, которые ему называет взрослый; не способен понять и выполнить простые просьбы и поручения. Не происходит накопления активного словарного запаса ребёнка. Ребёнок не хочет общаться с окружающими людьми. К 2 годам молчит, или общается только с помощью лепетных слов и звукоподражаний. К 2,5 годам не может понятно выразить в речи свои желания и потребности; не способен рассказать о каком-то недавнем ярком событии, пересказать знакомую сказку или короткий рассказ. К 3 годам говорит на своём непонятном «птичьем» языке, с большим количеством аграмматизмов (речевых ошибок).

Слайд 19

Что делать, если ребёнок не говорит? Родители обязательно должны обеспечить комплексную помощь ребёнку: специалисты : посетить невролога, психолога, остеопата и логопеда, которые проведут диагностику состояния ребёнка и определят природу речевого нарушения; обследования : ЭЭГ, МРТ и т.д. и обеспечить медикаментозную поддержку; создать насыщенную сенсорную среду и заниматься с ребёнком дома или посещать комплексные занятия специалистов (развивать вестибулярный аппарат, общую и мелкую моторику, понимание речи , фонематический слух, речевой выдох, артикуляционную моторику и т.д.). ВАЖНО!!! Чем раньше родители начинают заниматься с ребёнком и оказывать ему необходимую поддержку, тем легче, быстрее и качественнее он начинает говорить на родном языке.

Слайд 20

Для понимания того, на каком примерно уровне развития находится ребёнок, родители и специалисты могут обратиться к материалам книги «Ребёнок от 0 до 3 лет. Описание норм развития в таблицах и программах.» Мазурова Н.В., Арбекова Н.Е. Ребенок от 0 до 3 лет. Описание норм развития в таблицах и программах Книга состоит из четырех частей. В первой части содержатся общие советы и рекомендации по воспитанию и развитию малыша от рождения до трех лет. Во второй части представлены таблицы соответствия биологического возраста ребенка и темпов его развития. В третьей части книги - 8 подробных программ развития малыша, соответствующие его возрасту и вклейку из цветных фотографий, иллюстрирующих выполнение некоторых упражнений по одной из программ. В приложении- стихи, потешки и пестушки , подборка интересных игр и упражнений для развития малыша.

Слайд 21

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА . !!! Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи . !!!! Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. !!!! ! Крайне нежелательна «подделка» под детский язык. Искажение слов (« смоРи » вместо «смотри», «не беЖи » вместо «не беги», « ваЩе » вместо «вообще» и т. д.). !!!! Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. !!! ! Родители должны приучать малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Слайд 22

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ. 1. Играть с ребенком в игры, развивающие речь, фантазию, мышление. 2. Заниматься не менее 3-х раз в неделю, ежедневно, начиная с 3-5 минут, постепенно увеличивая время. 3. Организовать место для малыша: столик для занятий, удобный стульчик,, зеркало… 4. Разнообразить игры и упражнения (развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, игры на развития слухового внимания и фонематического слуха и т.д.) Занятия должны нравиться ребенку – это обязательное условие . ВАЖНЫЕ УСЛОВИЯ: • выбирать время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует; • вписывать занятия в распорядок дня и придерживаться его каждый раз; • сохранять интерес ребенка к занятию. Если игра или упражнение кажутся ребенку скучными, найдите ему замену. • не отвечать отказом на просьбу ребенка поиграть.

Слайд 23

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА - богатство впечатлений, получаемых ребенком. - установление с каждым ребенком эмоциональных и «деловых» контактов. - жизнерадостная, теплая атмосфера в группе. Речь педагогов, работающих с маленькими детьми, должна соответствовать определенным требованиям : • адресована не только группе детей, но и лично каждому ребенку. • эмоционально окрашенной. • правильной, отчетливой, неспешной; • понятной, касаться интересных для ребенка тем. • более сложной, чем речь ребенка, как по структуре и форме фраз, так и лексически.

Слайд 24

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования : -ориентация на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения ; -технология должна носить здоровьесберегающий характер ; -основу технологии составляет личностно - ориентированное взаимодействие с детьми ; -реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей ; -организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности ; -учет индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Слайд 25

Современные образовательные технологии, направленные на развитие речи детей раннего возраста 1. Здоровьесберегающие технологии. а) артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика б) пальчиковая гимнастика в ) логоритмические упражнения 2 . ИКТ Презентации, мультфильмы, музыка. 3.Технология обучения образной речи. 4.Технология обучения составлению загадок. 5.Использование элементов сказкотерапии 6. « Технология активизирующего обучения речи как средства общения » Автор: О. А. Белобрыкина . 7.Технология « Азбука общения » Автор: Л. М. Шипицына 8. Мнемотехника. 9. Развитие слухового восприятия (звуковые игрушки). 10.Развитие артикуляционной моторики (упр. : мимические, для жевательно-артикуляторных мыщц , для губ и языка..)

Слайд 26

Новые технологии по развитию речи детей раннего возраста Аква-гимнастика –работа по развитию мелкой моторики рук у детей посредством воды . Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук. Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т. е. "рисование" с помощью нити.

Слайд 27

- психологический комфорт, - увлекает, вызывает интерес, - развивает мелкую моторику рук , - развивает аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, - оказывает тонизирующее и оздоравливающее действие. «Пальчиковые игры и игры в воде» - это упражнения на знакомство с водой и ее свойствами, проговаривание стихов и чистоговорок с движениями, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сочинение сказок при помощи пальцев и различных мелких игрушек . Аква-гимнастика

Слайд 28

Игра «Маленькая лодочка». И.П.) складываем ладошки в форме чашечки, обе ладони соединены вместе . Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку. Мы на лодочке вдвоем К бабе в гости поплывем .

Слайд 29

Игра «Морская звезда». И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.

Слайд 30

Игра «Рыбка». И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде. Рыбки малютки По морю плывут, Скачут, резвятся и хвостиками бьют.

Слайд 31

Игра «Заполни чашечку». И.П. – С помощью груши или пипетки набираем воду и заполняем формочку для льда водой.

Слайд 32

Игра «Морская буря». И.П. – соломенную трубочку погружаем в воду и дуем с разной силой, имитируя большие и маленькие волны.

Слайд 33

БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА Использование мелких упражнений развивает артикуляционный аппарат, формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы. Данная методика помогает в формировании у детей определённых умений и упражнений, направленных на преодоление трудностей при постановке звуков. В них входят: -упражнения по развитию артикуляционного аппарата; -игры на развитие речевого дыхания; -различные нетрадиционные игры и упражнения на развитие мелкой моторики; -массаж ладоней; -массаж кистей рук; -игры с пальчиками; -упражнения для плеч и шеи; - самомассаж лица и шеи; -упражнения для развития общей моторики; -упражнения на развитие ритмов; - артикуляционная гимнастика.

Слайд 35

НИТКОГРАФИЯ Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач: развивать зрительное восприятие; формировать зрительно-моторную координацию; формировать плавность, ритмичность и точность движений; познавательно-речевое развитие.

Слайд 36

Игра «Выложи фигуру по контуру»

Слайд 37

Игра «На что похоже» Круг напоминает мяч, яблоко, солнце, тарелку, часы, колесо, обруч, барабан и т. д. Овал – яйцо, дыню, мыло, картошку, сливу, зеркало. Грушевидная фигура напоминает грушу, лампу, гирю, грибок, матрешку. Вытянутая, заостренная с одного конца фигура – морковку, ракету, сосульку, ножик .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПубликацияИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ...

LEGO технологии в речевом развитии детей раннего возраста в контексте ФГОС

LEGO  технологии в речевом  развитии детей раннего возраста в контексте ФГОС...

Технология лэпбук как средство позновательно – речевого развития детей раннего возраста

Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, не только эффективно помогает ребёнку овладеть культурой речи, но и способствует более довер...

Игровые технологии как средство речевого развития детей раннего возраста.

Игровые технологии как средство речевого развития детей раннего возраста....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....