«Чтение сказки Петушок и бобовое зернышко».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Меняйлова Анна Викторовна

Цель: Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

Задачи: - формировать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки; - познакомить с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко» - развивать связную речь, добиваться четкого произношения звуков в словах и фразах, развивать интонационную выразительность речи; - воспитывать чувство доброты, отзывчивость, дружелюбное отношение к друг другу, учить оказывать взаимопомощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное

Образовательное Учреждение

 Чертковский детский сад №4

Конспект по развитию речи в средней группе

Тема: «Чтение сказки Петушок и бобовое зернышко».

Подготовила: воспитатель

Меняйлова А.В.

                                               П. Чертково 2022г.

Цель: Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

Задачи:

- формировать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки;

- познакомить с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко»

- развивать связную речь, добиваться четкого произношения звуков в словах и фразах, развивать интонационную выразительность речи;                                                              - воспитывать чувство доброты, отзывчивость, дружелюбное отношение к друг другу, учить оказывать взаимопомощь.

Материалы для работы: пластм. тарелочки, бобы.

Ход занятия:

1.Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, к нам кто-то стучится, пришёл почтальон, он принёс телеграмму. В ней написано, что к нам кто-то торопится. Чтобы узнать кто это,  необходимо отгадать загадку:

Спозаранку я встаю, Звонким голосом пою

Травку разгребаю, Зёрна собираю

У меня есть гребешок. Кто я дети? (петушок)

Воспитатель: Ребята, петушок заблудился и забыл из какой он сказкиПетушок, а почему ты не разговариваешь? У тебя болит горлышко? Ты простыл? Давайте поможем ему найти сказку.

Воспитатель подводит детей к выставке книг.

- Ребята, в каких сказках можно встретить петушка?

«Заюшкина избушка»«Зимовье зверей»«Кот, петух и лиса»«Петушок и курочка».

В. - правильно, молодцы! Давайте вспомним какой петушок в сказке «Заюшкина избушка» (сильный, смелый, отважный,в этой сказке он защищает зайца.

Воспитатель: Верно, молодцы, а в сказке «Кот, петух и лиса»(непослушный).

Воспитатель: Ребята, а что любят клевать, кушать петушки и курочки?

Дети: зёрна, а ещё бобы: фасоль и горох.

А сейчас давайте сядем за столы, у вас на столах стоят тарелочки. Вам задание - разложите по тарелочкам. Вам нужно в одну тарелочку выбрать и положить только горох, а в другую только фасоль.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились с этим заданием.

Бобовые едят не только петушки и курочки, но и люди, но только специально приготовленные, сваренные.

2.Основная часть:

Про бобовое зёрнышко даже есть сказка. Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко». Садитесь по удобнее и слушайте внимательно.

Чтение сказки.

Ребята как называется эта сказка? Какой герой вам больше всего понравился?

Дети: Хозяюшка, курочка, кузнец, корова,

Воспитатель: А почему они вам больше всего понравились?

Дети: добрые, заботливые.

Воспитатель: Вспомните как курочка обратилась к корове?

Дети: коровушка-голубушка.

Воспитатель: Какими словами она обратилась?

Дети: Вежливо, ласково.

Ребята, а вы знаете ласковые слова?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я буду называть слова, а вы повторите их ласково:

Зерно- зёрнышко Петух- петушок Курица- курочка  Хозяйка- хозяюшка

Масло- маслице Корова- коровушка Дом- домик Забор- заборчик Дерево- деревце

Воспитатель: какие молодцы! А в нашей сказке, вспомните ребята какие слова говорила курочка петушку, когда просила не торопиться,

Дети: Петя не торопись, петя не торопись!

Воспитатель: А почему курочка просила его не торопиться?

Дети: опасно для здоровья, можно подавиться.

Потому, что когда кушают нельзя разговаривать и торопиться! Послушался петушок курочку?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что с ним случилось?

Дети: Подавился.

Воспитатель: Правильно, он подавился. Петушок какой в этой сказке?

Дети: Непослушный, торопливый.

Воспитатель: эта сказка учит всех не торопиться во время еды, есть не спеша, тщательно пережевывать пищу. Ребята вы устали сидеть? Сейчас немного отдохнём.

Физкультминутка.

Петушокпетушок - (дети стоят, руки в стороны, назад).

Золотой гребешок - (руки домиком над головой).

Масляна головушка – (руками обводят голову)

Шелкова бородушка – (показывают рукой бороду)

Что ты рано встаешь? – (руки в стороны, пожимают плечами)

Голосисто поёшь, детям спать не даёшь – (грозят пальчиками)

Петушок встрепенулся.

Раз нагнулся, два нагнулся. - (наклоны).

Крыльями похлопал (взмахи руками в стороны)

Ножками потопал (топают ногами)

Шею вытянул, согнул (подбородок тянем вперёд, потом к груди)

И по улице шагнул (маршируют на месте) 2 раза.

3.Заключительная часть.

Воспитатель: Ой петушок мне сказал, что он нашёл свою сказку и ему надо идти. Петушок хвалит ребят и обещает снова прийти в гости.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное

Образовательное Учреждение

 Чертковский детский сад №4

Рассказ – описание по картине

«Растения весной» в средней группе.

                     

Подготовила: воспитатель

Меняйлова А.В.

                                               П. Чертково 2022г.

Цель: учить детей составлять рассказ по картине без повторов и пропусков существенной информации. Обучать умению придумывать название по картине.

Задачи:

- способствовать развитию умения внимательно рассматривать сюжет картины, отвечать на вопросы по её содержанию;

- воспитывать взаимопомощь.

Оборудование: сюжетная картина «Растения весной», сюжетные картинки по теме «Весна», картинки – раскраски к рассказу для сюрпризного момента.

Словарная работа: март, апрель, май, лес,растения…

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня на улице пасмурно, а в нашей группе как-то необычно светло! Светло от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и подарить хорошее настроение нашим гостям!

Я подготовила для вас загадку, послушайте внимательно.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса,

Значит к нам пришла… (весна).

Народ любит весну и называет её Весна – красна.

А сейчас я прочту вам стихотворение, а вы назовёте три весенних месяца.

Пришла весна и каждый рад,

Спешит весна и месяц… (март).

За ним другой стучится в дверь,

Он называется… (апрель).

И третий месяц вспоминай

Как называется он? (май)

Назови, Петя, три весенних месяца!

Какой первый?

Какой второй?

И какой же третий?     (ответы ребенка)

А сейчас, Аня, какой месяц?    (ответ ребенка)

Ребята, какие признаки весны вы сейчас наблюдаете в природе?

(ответы детей: солнце пригревает сильней, тает снег, день становится длинней, на деревьях появились почки, возвращаются птицы из теплых краев, поют, выглянула первая зеленая травка, появились первые цветы)

А как люди приготовились к приходу весны?

(ответы детей: сменили зимнюю одежду на весеннюю, строят скворечники)

Физ. минутка «Весенние заботы»

Хорошо весной, я знаю:        (дети хлопают в ладоши)

Я с друзьями птиц встречаю,        (машут «крыльями»)

Лодочки в ручье пускаю,         (изображают руками лодочку)

С папой грядки я копаю,         (показывают движения лопатой)

С мамочкой цветы сажаю.        (руками изображают распустившийся цветок)

2.Основная часть.

Проходите, ребята, к доске и присаживайтесь на стулья.

Посмотрите, что перед вами? (картина)

Сегодня мы будем составлять рассказ по картине. Чтобы составить красивый рассказ, надо её рассмотреть.

Давайте сначала рассмотрим ту часть картины, которая открыта для вас (часть картины закрыта цветной бумагой).

- Какое время года изображено на картине? (весна)

- Как вы догадались, что это весна? (тает снег, появились проталины, распустились подснежники)

- Какие деревья вы видите на картине? (ответы детей)

- Как назвать деревья одним словом, у которых на веточках иголки? (хвойные)

- На картине они какие? (зеленые, стройные, низкие, высокие)

- Как назвать деревья одним словом, у которых на веточках скоро появятся листья? (лиственные)

- А лиственные деревья на картине какие? (голые, низкие, высокие)

- Ребята, деревья растут в лесу, парке, во дворе вашего дома. Ведь так?

А где растут эти деревья? (в лесу)

- Лес – это большой участок земли, заросший деревьями.

Итак, эту часть картины мы рассмотрели. Остается объединить всё сказанное в рассказ. Послушайте сначала меня.

Пришла весна. Солнышко стало пригревать сильней. Тает снежок и на земле появились первые проталины. Распустились голубые подснежники. Их нежные лепестки тянутся к солнышку. Хвойные деревья в лесу стоят зеленые, а лиственные пока ещё голые. Запахами наполняется весь лес.

А теперь предлагаю вам составить рассказ! (ответы 2-3 детей)

Теперь рассмотрим вторую часть картины (вос-ль открывает ту часть картины, которая до этого момента была закрыта).

- Как вы думаете, какая погода в этот день? (солнечная, ясная, безветренная, теплая)

- Кто гуляет в лесу? (мама с дочкой)

- Как они одеты? (легко, сменили зимнюю одежду на весеннюю)

- Что они рассматривают? (подснежники)

- Почему они их не рвут? (ответы детей)

Этих цветов очень мало, поэтому рвать их нельзя. Если сорву я, если сорвешь ты, то в лесу не останется красоты! Ведь так?

- Как вы думаете, мама с дочкой рады весне? Как вы догадались? (ответы детей)

Итак, мы рассмотрели вторую часть картины. Остается объединить всё сказанное в рассказ. Послушайте меня.

Выдался хороший теплый день. Мама с дочкой надели весеннюю одежду и пошли гулять в лес. Там они увидели подснежники и стали любоваться их красотой. Они знали, что цветы рвать нельзя. Прекрасное время – весна!

Выходи, Катя, к доске и составь рассказ по второй части картины! (ответы 2-3 детей)

Ребята, а сейчас я составлю рассказ по всей картине!

(после своего рассказа воспитатель предлагает составить рассказ 1-2 детям)

Художник назвал эту картину «Растения весной».

А как бы вы, ребята, назвали её? (ответы детей)

3.Заключительная часть.

Ребята, вы молодцы, мне очень понравилось, как вы занимались. Вы подбирали замечательные слова, из которых получился красивый рассказ.

А что вам больше всего понравилось на занятии? (ответы детей)

А к нашему рассказу у меня есть иллюстрации. Только они не цветные. Я предлагаю вам взять карандаши и раскрасить их в яркие цвета. 

Муниципальное Бюджетное Дошкольное

Образовательное Учреждение

 Чертковский детский сад №4

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

Подготовила: воспитатель

Меняйлова А.В.

                                               П. Чертково 2023г.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

Тема: «Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

Цель. Ознакомление детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.

Задачи:

1. Развивать умение на слух воспринимать информацию и слуховую память.

2. Совершенствовать интонационную выразительность речи посредством игры – драматизации.

3. Закрепить правильное произношение звука [з].

4. Воспитывать интерес к авторской литературной сказке.

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о писателе Д. Мамине - Сибиряке с целью формирования понятия об авторской литературе.

2. Чтение произведения «Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка (из репертуара для детей 3–4 лет) с целью повторить необычное название сказки – характеристику зайца.

3. Чтение первой части сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост».

Ход НОД

Вводная часть:

- Шире наш чудесный круг,
 Я твой друг и ты мой друг.
 Влево, вправо повернитесь.
 И друг другу улыбнитесь.

В: Ребята, вы любите играть? У меня в руках мяч и в игре мы сейчас вспомним название насекомых

Дети(перечисляют названия насекомых)

.Основная часть:

В: Почему они называются именно «насекомые»?

Д: На животе у них насечки

В: И у каждого насекомого свой голос- слушайте внимательно

Игра «Угадай насекомое по звуку» на развитие фонематического звука.

Дети дают ответы. - Послушайте, кто так пищит: з-з-з-з? (комар) Попробуем вместе спеть звонкую комариную песенку! Теперь песенку комара споёт Саша, (и т. д.) Сейчас комары звенят тихо, а теперь громко.

 А теперь давайте покажем, как рычал медведь, чтобы прогнать комариков. Послушайте Р-р-р-р-р-р. А теперь сами (индивидуально и хором). Давайте громко порычим, а теперь тихо (так повторяем несколько раз).

В: Молодцы ребята, наши язычки потрудились на славу.

Пальчиковая гимнастика : «Комар».
Дружно пальчики считаем – 
Сжимают и разжимают пальцы.
Насекомых называем. 
Бабочка, кузнечик, муха, 
Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.
Это жук с зелёным брюхом. 
Это кто же тут звенит? 
Вращают мизинцем.
Ой, сюда комар летит! 
Прячьтесь! 
Прячут руки за спину.

Сегодня на занятии мы  будем читать сказку Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост».. Родился Д. Мамина-Сибиряка 6 ноября 1852 года в заводском посёлке Висимо-ШайтанскомПермской губернии (Свердловская область) в семье бедного заводского священника и учительницы местной школы Материально семья жила довольно скромно, но в доме было много книг, и любовь к чтению, интерес к литературе появился уже в детстве С детства мечтал стать писателем.

В 1890 – 1900 годы писатель обратился к произведениям для детей, ставшим классикой детской литературы.  Для детей и о детях им было написано более 130 произведений различных жанров (рассказы и сказки).

Цикл «Алёнушкины сказки» (1894 – 1897 г.) Мамин-Сибиряк. Написал для больной дочери Цикл «Алёнушкины сказки». За свою жизнь писатель написал более 150 рассказов, сказок очерков, повестей для детей и взрослых. 

Физкультминутка

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Снова дальше мы идем,

Появился водоём.

Прыгать мы уже умеем

Раз – два, раз – два!

Позади теперь вода

Воспитатель читает «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост», А теперь немного отдохнем.

Физкультминутка

Солнце  вышло из-за тучки, 
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.) 
Руки в стороны потом 
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.) 
Мы закончили разминку. 
Отдохнули ножки, спинки.

Заключительная часть:

Воспитатель дает детям возможность обменяться впечатлениями.

В: Вам понравилась сказка?

Д: Да

В: Кто пришёл в болото?

Д: Медведь

В: Как комары пытались прогнать медведя?

Д: Пищали «Я тебя съем»

В: Кто победил, маленькие комарики или сильный медведь?

Д: Комары

-Вот ведь каким незадачливым оказался медведь Миша – Короткий хвост, – замечает воспитатель. – Думал, что велик и силен, никто его не осилит. Однако ошибся косолапый и мохнатый. Комары его перехитрили, из болота выгнали. А вот комаром Мамин-Сибиряк восхищается. И смел комар, и настойчив! Как он его уважительно называет?.»

Д: Комар Комарович

В: Как называется сказка? Кто ее автор? Вы молодцы и отлично поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Занятие по речевому развитию. Возрастная группа 4-5 лет....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Конспект непрерывной образовательной деятельности  по развитию речи в средней группе.Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»(Образовательная область «Речевое развитие»)...

НОД по развитию речи в средней группе Тема: Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

- Формировать умения у детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста;- познакомить с зерновой культурой – бобами, ввести в активный словарь детей сл...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Русские сказки (мини - викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Русские сказки (мини - викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»....

ООД Речевое развитие "Русские сказки (мини- викторина). Чтение сказки "Петушок и бобовое зернышко" 29.03.2021

Мини-викторина па русским сказкам и чтение сказки про петушка , который подавился бобовым зернышком....

ООД на тему: «Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Цели: Помочь вспомнить названия и содержание уже известных детям сказок; познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко; воспитывать интерес и любовь к русской сказке....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»»...