Конспект игровой обучающей ситуации по образовательной области «Речевое развитие»
материал по развитию речи (средняя группа)

Котенкова Виктория Владимировна

Конспект игровой обучающей ситуации по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе на тему «Посуда»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект игровой обучающей ситуации по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе на тему «Посуда»

Задачи:

- учить детей составлять несложный описательный рассказ по картинке, опираясь на образец; продолжать развивать связную речь;

- закрепить представление детей о посуде; учить при описании предмета правильно называть его признаки и назначение; закреплять умение образовывать названия разных видов посуды от однокоренных слов с использованием суффиксов –ниц (а) и –онк (а)Обратить внимание, что не все они образуются одинаково.

- совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными);

развивать звуковую культуру речи; закрепить правильное произношение звука Щ, учить слышать этот звук в словах, отчётливо и ясно его произносить. Закреплять умение интонационно выделять заданный звук в словах.

Предварительная работа: проведение занятия по ознакомлению с окружающим по теме «Посуда», чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», проведение занятия по изобразительной деятельности «Укрась блюдце и чашку».

Оборудование и материалы:

Картинки с изображением посуды, щенка, щётки, ящика; кукла Маша, магнитная доска, чайник. Разрезная картинка чайника.

Раздаточный материал: конверты с разрезными картинками посуды (кроме чайника, силуэты чайных пар разных цветов и рисунков)

Ход образовательной ситуации

Вводная часть (мотивация)

Воспитатель вносит куклу Машу. Она здоровается с ними, и рассказывает, что она мыла посуду и нечаянно уронила поднос, на котором та стояла. Посуда разбилась, и остались одни осколки (показывает конверты с разрезанными на части картинками)

Педагог предлагает помочь Маше собрать осколки и вернуть ей посуду. Но сначала дети должны отгадать загадки (какую посуду разбила Маша)

Основная часть

Воспитатель загадывает детям загадки:

На каждую отгаданную загадку показывает

картинку-отгадку.

Для питья он предназначен, хрупок, из стекла, прозрачен. Можно сок в него налить, с удовольствием попить, воду можно из-под крана. Нет нужней чего ….? (стакана)

Она всем очень нравится, на блюдечке, красавица, с одной рукой милашка, беленькая (чашка)

Макароны, суп, котлеты

Подают всегда в … (тарелке)

Круглая, глубокая, гладкая, широкая,

Гончаром кручённая, в печи обожженная, от кувшина – низка, глиняная….(миска)

Для чаепития важны

конфеты, коржики, ватрушки

и обязательно нужны

под кофе, чай большие (кружки)

Воспитатель спрашивает: Как называются все эти предметы, одним словом? Правильно, посуда.

Давайте теперь соберём для Маши разбитую посуду.

Воспитатель спрашивает:

Кто из вас собрал разбитую чашку?

Для чего она нужна?

Какая она? Расскажи о ней по схеме. Воспитатель предлагает детям схему Ткаченко по теме «посуда».

А какую ещё посуду вы знаете?

Воспитатель показывает детям другие иллюстрации с посудой : (вилка, ложка, сковорода, кастрюля и т. д. (кроме чайника)

Воспитатель сообщает, что Маша обеспокоена, что среди картинок нет чайника.

Воспитатель прикрепляет к доске часть картинки чайника.

Дидактическая игра «Чего не хватает чайнику?» : воспитатель интересуется, чего не хватает чайнику, добиваясь ответов: носика, ручки, крышки. По мере называния частей, воспитатель прикрепляет их к доске, любуется красивым чайником, затем достаёт настоящий чайник.

Задаё т вопросы:

-какой он?; -что у него есть?; -для чего он нужен?

Педагог предлагает послушать рассказ о чайнике (по схеме Ткаченко) :

Это чайник, он белый с красивыми красными цветочками. У него есть носик, ручка и крышка. В нём кипятят воду, чтобы пить чай.

А какая посуда ещё есть?

Воспитатель показывает картинки с сахарницей (две разные сахарницы).

Что это? Маша не понимает, две разные вещи, а называются одинаково.

Воспитатель объясняет, что эти предметы нужны для того, чтобы класть в них сахар, поэтому оба предмета называются сахарница.

А это что? (показывает на солонку) воспитатель говорит: солонка. Маша: а почему солонка, а не сольница? Воспитатель: не все предметы называются похоже. В русском языке есть слово солонка, а другого похожего на сахарница или чайник – нет. А вот посуду для салата (показывает) можно назвать по-разному: похоже со словом сахарница и со словом чайник.

Маша: дети, какие же это названия посуды для салата(салатник и салатница).

Воспитатель: Молодцы!

Маша предлагает поиграть с мячом.

Игра «Скажи наоборот»

Воспитатель: я буду бросать мяч и называть слово, а вы должны вернуть мяч и сказать как будет наоборот.

Ложка чистая - ложка грязная,

Тарелка глубокая - тарелка мелкая,

Чашка большая - чашка маленькая,

Сковорода тяжёлая - сковорода лёгкая,

Кастрюля высокая - кастрюля низкая,

Нож широкий - нож узкий,

Чайник горячий - чайник холодный,

Вилка острая - вилка тупая,

Миска старая - миска новая,

Поднос белый - поднос чёрный,

Кружка старая – кружка новая,

Сахар сладкий, а перец горький,

Хлеб мягкий - хлеб твёрдый,

Сахарница стеклянная -сахарница железная

Игра «Подбери чайную пару».

Воспитатель раздаёт детям цветные чашки из картона. Дети быстро на столе должны найти блюдце такого же цвета.

Воспитатель. Ребята, а кто знает, когда пилят дерево, слышится какой звук? щ-щ-щ. (Показывает, как произносится этот звук)

Давайте скажем «Щ» все вместе. Мы с вами будем сейчас пилить. (Берет за руки ребенка и имитирует с ним движения. Одновременно произносит: щ-щ)

Воспитатель. Ух, поработали на славу! Только выпачкались немножко в опилках. Надо почистить одежду.

Показывает три щетки: обувную, одежную и зубную) Какая вам нужна? ( Дети выбирают нужную: мы чистим зубы зубной щеткой, обувь – обувной, одежду – одежной щеткой.) Все почистились щеткой.

Воспитатель. А я знаю стихотворение небольшое про эти щетки. Хотите послушать?

Этой щеткой чищу… зубы,

Этой щеткой – башмаки.

Этой щеткой чищу брюки (юбку).

Все три щетки мне нужны.

Давайте все вместе повторим его.

А теперь попробуйте определить есть ли звук Щ в словах.

Если вы услышите звук Щ, то поднимите блюдце вверх. Воспитатель произносит слова и показывает картинки: Щенок, а если два (щенка, а много? (щенят); ящик, два чего? (ящика, а много (ящиков); поднос, тарелка, плащ, вилка, овощи, чайник, щётка, две чего (щётки, а много чего (щёток)

Воспитатель: Молодцы!

Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель говорит, что Маше пора уходить, что её ждёт дома мишка с посудой. Маша благодарит ребят за помощь.

Воспитатель предлагает попрощаться с Машей.

Подводит итог занятия: ребята, что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой ситуации по образовательной области «Речевое развитие»для детей старшей группы на тему «Три поросенка»

Конспект игровой ситуации по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшей группы на тему "Три поросенка"...

Конспект игровой обучающей ситуации по образовательной области «Речевое развитие» «М.Ю. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный»

Конспектигровой обучающей ситуациипо образовательной области «Речевое развитие»«М.Ю. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный»...

Конспект игровой обучающей ситуации по образовательной области «Речевое развитие» «А. Барто «Кораблик»

Конспектигровой обучающей ситуациипо образовательной области «Речевое развитие»«А. Барто «Кораблик»...

Конспект игровой обучающей ситуации по образовательной области «Речевое развитие» «К.Чуковский «Елка»

Конспектигровой обучающей ситуациипо образовательной области «Речевое развитие»«К.Чуковский «Елка»...

Конспект игровой обучающей ситуации по образовательной области «Речевое развитие» «А. Барто «Грузовик»

Конспектигровой обучающей ситуациипо образовательной области «Речевое развитие»«А. Барто «Грузовик»...

Конспект игровой обучающей ситуации по образовательной области «Речевое развитие» «А. Барто «Зайка»

Конспектигровой обучающей ситуациипо образовательной области «Речевое развитие»«А. Барто «Зайка»...