Методическая разработка по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста« Путешествие по временам года» с использованием технологии «Сторителлинг»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Сергеева Ольга Константиновна

Цель: Формировать умение составлять рассказы-истории с использованием технологии «Сторителлинг», (настольная игра «Кубики историй»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста« Путешествие по временам года»  с использованием технологии «Сторителлинг»

Цель: Формировать умение составлять рассказы-истории с использованием технологии «Сторителлинг», (настольная игра «Кубики историй»)

Задачи:

Образовательные: продолжать развивать речевое творчество, связную речь у детей с помощью метода «сторителлинг»  с использованием «Кубиков историй»;

Развивающие: Развивать умение обобщать, сравнивать. Способствовать обогащению активного словаря, развитию речи, внимания, мышления, воображения, памяти;

Воспитательные: воспитывать у детей доброжелательные отношения друг к другу, способность преодолевать затруднения, воспитание умения взаимодействовать в группах (парах), умение слушать другого, договариваться.

Оборудование: ноутбук, проектор, 4 стола с атрибутами времени года, часы, макет дерева, мешочек с «Кубики историй»

Предварительная работа: наблюдения за изменениями в природе, рассматривание иллюстраций, открыток с пейзажами и сюжетами времён года.

Беседа с детьми о временах года, заучивание стихотворений о временах года, пословиц, поговорок, отгадывание загадок, составление описательных рассказов по сезонам, рассматривание картин.

       Воспитатель: Дети сегодня утром на столе я нашла вот это письмо, давайте

его прочитаем. «Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Незнайка, мне скоро идти в школу, а я  не знаю что такое времена года. Помогите мне, расскажите  пожалуйста о

временах года.  Незнайка».

Предложения детей.  Как можно ему помочь. Составить сказку  «Волшебное путешествие Незнайки»

     Воспитатель: Перед тем как приступить к заданию предлагаю послушать вам одну  сказку.

 Это не просто сказка, а сказка-загадка. Послушайте её. Далеко-далеко, высоко-высоко в удивительном воздушном дворце жил  Старик - годовик.

«Вышел  он как то погулять, махнул рукавами и стал  пускать птиц. Каждая птица со своим именем.

Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три месяца. Повеял холод и пошел снег.

Махнул старик-годовик второй раз и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.

Махнул старик-годовик четвертый раз и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь».

Воспитатель:

Как вы думаете, о каких птицах идет речь в этой сказке?

Почему эти птицы летели тройками?

Сколько всего времен года?

В каком порядке следовали времена года у старика-годовика?

Мы сегодня с вами отправимся в путешествие, но путешествие у нас будет необычное. Мы будем путешествовать по временам года. Все что мы узнаем будем записывать,  чтобы помочь Незнайке . А помогут нам в этом волшебные часы и наши «кубики историй». Воспитатель показывает часы « Времена  года».

   Воспитатель: Дети, посмотрите на эти часы. Они показывают  все времена года и их месяцы. Отгадайте,  о каком времени года говорится в загадке?

Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет

Когда это бывает?

(Зимой)

 Ответы детей

  Воспитатель: Ребята, правильно. Зима год начинает и год заканчивает.

Воспитатель подходит к   часам и указывает на "зиму".

Мы отправляемся в гости к зиме. Демонстрация ролика о зиме. После  просмотра

обращает внимание детей на разложенные на столе «Кубики историй» и предлагает составить свои истории  о Незнайке в зимней сказке. Что может приключиться.

  Дети    по очереди вытягивают кубик из волшебного мешочка и бросают его на игровое поле. Первый игрок бросает кубик и в зависимости от выпавшей картинки начинает историю со слова «Однажды Незнайка …». Второй участник бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Последний игрок завершает рассказ логической развязкой. Таким образом, плавно переходя от одной картинки к другой, участники сочиняют необычные истории, как Незнайка попал в зимнюю сказку. Воспитатель записывает историю.

Воспитатель: теперь перенесёмся в следующее время года. Предлагает перевести стрелки часов и продолжить путешествие.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает –

Когда это бывает? (Весной)

 Демонстрация ролика о весне.

Предлагает детям с помощью «Кубиков историй» рассказать о весне.

Объясняет, что для составления истории необходимо бросить все кубики на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Дети  сочиняют сказку про весну, в которой главный герой Незнайка 

Воспитатель   записывает продолжение сказки.

Предлагает повернуть стрелки часов и продолжить путешествие.

Воспитатель: Отлично! Занимаем свои места.  Давайте продолжим. А теперь отправляемся в следующее время года.

“Ярко солнце светит. В воздухе тепло

И куда не глянешь. Всё кругом светло

По лугу пестреют. Яркие цветы

Золотом облиты. Тёмные кусты.

Воспитатель: Как вы думаете, в какое время года мы попали? Почему вы так думаете? Назовите признаки лета.

 На экране появляется изображение летних пейзажей. На столе лежат «Кубики историй» с изображением летних картинок.  Педагог предлагает с помощью кубиков составить  продолжение сказки. Какая интересная история может произойти с главным героем летом.

  Ответы детей

Физкультминутка под музыку « А теперь на месте шаг»

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (ходьба на месте)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы получаем. (Рывки руками)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (прыжки на месте)

Мы колени поднимаем-

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте)

От души мы потянулись (потягивания-руки вверх, в стороны) И на место вновь вернулись.

Воспитатель: Прекрасно. В гостях, у какого времени года мы побывали? (у лета). А теперь отравляемся в следующее время года.

"Пусты поля, мокнет земля,

Лес облетает, когда это бывает"

(Осенью.)

Подходит  к часам «Времена года» и указывает на «осень». Демонстрация ролика об осени.

На столе лежат кубики с  осенними  картинками.

 Дети  сочиняют сказочную историю, в которой Незнайка попадает в гости  к осени. Воспитатель напоминает, что кубики  нужно брать по очереди. В сказке должно быть начало, середина  и конец сказки. Первый ребенок начинает историю, второй должен продолжить, так как сказка не должна прерываться, третий ребенок заканчивает историю о Незнайке. Воспитатель записывает.

  Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по временам года. Я вам прочитаю нашу сказку, которую мы сочинили для Незнайки.

 Педагог зачитывает сказку.

 Спрашивает, удалось ли детям помочь  Незнайке.

Подводит итог, предлагает  оформить   макет «Чудо-дерево» и подарить его Незнайке  вместе со сказкой.  Дети  выбирают бумагу, краски, карандаши, картинки  по временам года и украшают  макет дерева.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

Методическая разработка на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка» с использованием, технологии театральной деятельности (инсценировка сказки «Красная Шапочка») и игровой технологии речевого развития

Методическая разработка  на развитие связной речи у детей старшего  дошкольного   возраста  на тему  «Красная Шапочка»с использованием, технологии театральной деятельност...

Методическая разработка «Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста»

СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………..........…..……………...…. 3Глава 1.1. Теоретические основы речевого развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..........……………………....

"Сторителлинг, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

СТОРИТЕЛЛИНГ– педагогическая техника, выстроенная в применении истории с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогическихвопросов воспитания, развития и...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Развитие речевой, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Метод «Сторителлинг» для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Метод «Сторителлинг» для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Связная речь - высшая фор...

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) с использованием развивающих интеллектуальных игр (танграм, пентамино)

Современные тенденции развития дошкольного и начального образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), г.Уфа 2023 г. Уфа: Издательство ИРО РБ, 2023.-2...