Конспект НОД по развитию связной речи "Как помочь птицам зимой"
план-конспект занятия по развитию речи

Дроздова Татьяна Евгеньевна

Обучение связному, последовательномуизложению событий по серии сюжетных картин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи

«Как помочь птицам зимой?»

Цель:

        

                Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.

Задачи:

1.Расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков.

2.Развитие долговременной памяти.

3.Развитие словесно-логического мышления и произвольного внимания, зрительной памяти.

4.Закрепление умения распространять предложения  с помощью наводящих, подсказывающих вопросов педагога и самостоятельно.

5.Закрепление умения составлять повествовательный план рассказа с опорой на картины серии.

6.Обогащение повествования рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, синонимами).

7.Составление повествовательного рассказа с опорой на серию сюжетных картин и план, состоящий из пиктограмм (схематичного рисунка).

8.Стимулирование положительных эмоций.

9.Воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.

Предварительная  работа:

  1. Подготовительные лексико-грамматические упражнения по серии сюжетных картин.
  2. Рассматривание серии сюжетных картин.

«Кормушка для птиц»

«Как помочь птицам зимой?»

  1. Наблюдения в природе за поведением птиц.
  2. Прогулка в лес (парк).
  3. Подкормка птиц.
  4. Составление описательных рассказов о птицах по предметным картинкам и на основе наблюдений.
  5. Изготовление птиц из гофрированной бумаги на занятиях по ручному труду.
  6. Рисование: иллюстрация к одному из рассказов о зимующих птиц
  7. Аппликация: «Снегири на ветках»
  8.  Дидактические игры коррекционного часа воспитателей:

«Четвёртый лишний»

«Узнай по описанию»

«Назови признаки»

«Назови действия»

  1. Чтение художественной литературы:  

В.Бианки «Синичкин календарь».

М.Пришвин «Птицы под снегом».

Г.Скребицкий «На лесной полянке».

Оборудование:

-Видеоролик «Поможем птицам дожить до весны»;

-Схематические изображения фрагментов скороговорки;

-Маленькие модели деревьев для каждого ребёнка и большая модель дерева для логопеда.

-Серия сюжетных картин;

-Пиктограммы у логопеда и маленькие пиктограммы в конвертах на каждого ребёнка;

-Простые карандаши;

-«Кубик Эмоций»

-Мяч.

I. Вводная часть.

 

Интеллектуальная  разминка.

1. Ребята, со мной и с воспитателями вы разучивали разные скороговорки.

- Что такое скороговорка?

(Ожидаемый ответ: скороговорка – это стихотворение, которое надо рассказывать в быстром темпе. В скороговорке одни и те же слова повторяются много раз. Много одинаковых звуков).

2. Посмотрите, на доске – картинки.

С их помощью я зашифровала скороговорку.

-Подумайте, про кого эта скороговорка?  Догадались?

-Про кого? (про воробья)

(Логопед вывешивает предметную картинку с изображением Воробья).

-Молодцы! Давайте с помощью этих картинок вспомним и произнесём всю скороговорку.  Готовы?

                       

                                         «Сидел воробей на сосне,

                                         Заснул и свалился во сне.

                                          Если бы он не свалился во сне,

                                          До сих пор бы сидел на сосне».

3.А кто такой наш Воробей? (это зимующая птица).

-А других зимующих птиц вы знаете?  Назовите их?

(Логопед выставляет на наборном полотне зимующих птиц)

-Почему зимующие птицы круглый год живут у нас?

-Почему их называют «зимующими»?

(Ожидаемый ответ: Эти птицы не боятся морозов и могут добывать себе еду даже в холодные зимы. Они достают спящих насекомых из трещин коры деревьев, из щелей домов и заборов, клюют плоды деревьев и кустарников).

II. Основная  часть.

1. Сообщение цели занятия.

        -Сегодня мы будем закреплять умение составлять правильный, красивый рассказ.

        История, про которую мы будем говорить, произошла с одной маленькой зимующей  птичкой.

А с какой - вы узнаете, отгадав загадку.  Выходите в круг!

2.                              «В серой шубке перовой,

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орёл, а всё же птица».  (воробей)

-Как говорится про воробья в загадке?  

-Какой он?  (герой)

        -У каждой птицы, в том числе и у воробья, свой характер.

-Давайте поиграем в игру  «Скажи, какой я?»

-Воробей у нас спрашивает, какой он?

Проводится лексическая игра «Скажи, какой я?»  (с мячом)

(Мяч бросается произвольно. Ожидаемые ответы: шустрый, драчливый, боевой, суетливый, удалой, громкий, весёлый, игривый, взъерошенный.

        По желанию, дети могут объяснять значения слов.

Например: «суетливый» - хочет везде успеть.  И т.д.)

4.Физминутка.

(По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения)

Птички прыгают, летают,        (Дети прыгают, «летают»)

Птички прыгают, поют.    

Птички крошки собирают,     («собирают с земли»)

Зёрнышки клюют, клюют.     («клюют с ладошки»)

Пёрышки почистили,             (Чистящие движения рук по телу)

Клювики почистили,              (Движения пальцев  по носикам)

Дальше полетели,

В парк прилетели.

(Дети садятся за столы.  На столах – макеты деревьев (небольшие веточки деревьев, прикреплённые к дощечкам) и птицы (снегири, воробьи, синички -  сделаны из гофрированной бумаги на занятиях по ручному труду).

        На столе логопеда – птица и макет большого дерева).

5. В какой удивительный «парк»  прилетели наши птицы!

-Чтобы не замёрзнуть зимой, птицам приходится много летать.

-Давайте поможем нашим птицам согреться!

Проводится  грамматическая  игра «Доскажи  словечко». 

(Объяснение правил игры: Я буду начинать предложение, а вы мне помогайте его закончить и одновременно выполняйте действия со своими птицами)

-Сидела птица на земле. И вдруг птица с земли – взлетела.

                                          К дереву – подлетела.

                                          Вокруг дерева – облетела.

                                          До дерева -  долетела

                                          На ветку дерева – села.

                                          С ветки на ветку – перелетела.

                                          Опять вокруг дерева – облетела.

                                          От дерева – отлетела.

                                          Что-то испугалась и – улетела.

- И все птицы слетелись на одно большое дерево.

(Дети прикрепляют с помощью скрепок своих птиц к веткам «дерева логопеда»)

6.    Собрались все птицы на одном дереве и галдят:

-«Чирик, чирик! А вы не слышали, какая история произошла с одним воробышком? Говорят, он замёрз в нашем парке и чуть не погиб! Но ему повезло – его нашли дети и спасли его.  – Нет, не слышали, не слышали!»

-Ребята, а вы знаете эту историю? (да)

-Конечно, мы с вами уже обсуждали историю, которая произошла зимой с воробьём.  И рассматривали картинки.  Вот  они!

(Проблемная ситуация: На доске – серия сюжетных картин. Но картины расположены в произвольном порядке.

        Дети должны сами заметить ошибку в последовательности расположения картин и обратить на это внимание логопеда.)

        

        Если дети сами не заметили ошибку, логопед говорит:

- Пока мы были в «парке», один шустрый воробышек  умудрился поиграть с картинками – он перепутал их порядок,  и получилась какая-то путаница.

        

        Проводится игра  «Путаница». (установление причинно-следственных связей)

        

-Давайте вспомним, что было в начале рассказа, что в середине, что в конце и расставим картинки по порядку.

-Какой эпизод рассказа художник нарисовал на 1й картинке?

-Что хотел сказать художник, рисуя первую картину?

(Таким образом, обговаривается содержание всех картинок и восстанавливается их последовательность).(дети дают полное описание сюжета каждой картины)

7.   -Все картинки встали на свои места по порядку.

- Но какой же рассказ может быть без названия?

-Какое название мы дали нашему рассказу? («Как помочь птицам зимой?»)

- А почему мы его так назвали? (Потому что рассказ нас учит помогать птицам зимовать, заботиться о них, подкармливать их).

- А теперь вспомним, как зовут детей? (Таня и Алёша).

8.   -Когда вы рассказывали по картинам – ваши предложения были такими длинными!

-А вот у меня так не получается. Может, поучите меня?  

-Тогда давайте поиграем в игру «Добавь слово». Выходите в круг.

Проводится игра на распространение предложений «Добавь  слово».(с мячом)

-Я начинаю, а вы друг за другом прибавляйте по одному подходящему слову,  чтобы получилось красивое, длинное предложение.

(Логопед предлагает детям запомнить предложение. Он передаёт мяч первому ребёнку и просит составить новое предложение, добавив в исходное любое подходящее слово. Если ребёнок справился с заданием, он передаёт мяч следующему.

        При затруднениях логопед помогает наводящим (подсказывающим) вопросом или вопросительным местоимением).

(Ожидаемые примерные предложения:

-Дети гуляли... Дети гуляли в парке...Дети гуляли в парке зимой... Дети гуляли в парке морозной  зимой... Дети долго гуляли в парке  морозной  зимой... Таня и Алёша долго гуляли в парке  морозной  зимой...

-Воробышек лежал....

-Дети взяли........)

-Ну, спасибо! Научили меня составлять длинные предложения.

(Логопед предлагает детям присесть на корточки на ковре)

9. Работа над интонационной выразительностью.

-Когда мы говорим о радостных, весёлых событиях или о грустных, печальных – мы говорим одним и тем же голосом или меняем интонацию? (мы меняем голос)

-Вот послушайте:

«Дети увидели на снегу замёрзшего воробышка». (голос логопеда – радостный)

- Я правильно голосом показала состояние детей?

(Ожидаемый ответ: Ваш голос был весёлый, радостный, а об этом надо сказать с грустью, с печалью)

- А теперь?:

«Таня и Алёша испугались, что воробушек погибнет».(голос логопеда – злой)

(Ожидаемый ответ: Вы сказали злобно, сердито, а надо голосом показать переживание, испуг, потому что дети переживали за жизнь птицы)

10.  Физминутка.

(По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения)

«Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки.

На окно поставим,

Остывать оставим.

А остынут – поедим

И воробушкам дадим.

Воробушки сели,

Оладушки съели,

Шу, улетели!»           (дети садятся за свои места)

11. -Ребята, а что нам, кроме картинок, помогает составлять рассказ? (План)

-Сейчас мы будем составлять   план   нашего будущего рассказа.

-Ну-ка, посмотрите, что в ваших конвертах лежит?  

- Что это? (схемы)

 (Проблемная ситуация: Дети должны заметить несоответствие количества карточек-схем с количеством картинок и обратить на это внимание логопеда).

        Проводится работа по подбору карточек-схем к картинкам и определение недостающей схемы:

        

        -Какая главная мысль отражена на первой картине?

(Дети нашли на снегу воробья)

-Вот и найдите среди схем ту, которая отображает это действие.

-Положите её первой.

(Одновременно логопед на доске выставляет 1ю карточку-схему)

        -Какая главная мысль отражена на второй картине?

(Дети с воробышком торопятся домой)

-Найдите ту схему, которая отображает это действие, и положите её.

(Одновременно логопед на доске выставляет 2ю карточку-схему)

        -Теперь поговорим о третьей  картинке.

-Какая главная мысль отражена на ней?

(Дети кормят воробышка).

-Посмотрите, у вас есть схема для этой картинки? Положите её.

        Таким образом, логопед подводит детей к тому, что не хватает карточки-схемы к 4й картинке.

        -Какая главная мысль отражена на четвёртой  картине?

(Дети вешают кормушку).

-Вот и подумайте, что должно быть нарисовано на 4й карточке-схеме?

(Дети, а от них стрелка к кормушке).

-Логопед раздаёт чистые карточки для схем и одновременно объясняет задание:

«Возьмите простые карандаши и нарисуйте 4ю карточку схему»

(Дети выполняют задание под тихую  аудиозапись голосов птиц.

Одновременно, логопед на доске выставляет 4ю карточку-схему).

12. Установка на самостоятельное составление повествовательного рассказа.

- Сегодня вы многое вспомнили, выполнили много разных упражнений, заданий.

- И теперь вы будете  сами «писателями»!

- Вспомните всё, о чём мы говорили на прошлых занятиях, сегодня, и расскажите свой, самый-самый  интересный рассказ.

-Вам помогут и картинки, и план рассказа.

А) Логопед опрашивает 2-3 детей (индивидуальные рассказы)

Б) Рассказывание детьми по цепочке

(Логопед даёт установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить).

                (На коррекционном часе воспитатель закрепляет навыки рассказывания в подгруппах и индивидуально)

III. Подведение  итогов  занятия.

1.Молодцы, ребята!  Я очень довольна вашими рассказами. Они были такими подробными, интересными!

2. -Да и нашим птичкам понравились ваши рассказы.

-Вы посмотрите, как они оживились!

(Детям предлагается просмотреть видеоролик с записью на тему «Птицы у кормушки».  

        Во время просмотра видеоролика логопед даёт пояснения:

-Птицы у кормушки оживились, они радостные, шустрые, громкие;

-Логопед обращает внимание детей на разные способы подкормки птиц: можно сделать кормушки, покормить с ладошки, насыпать корм на перила балконов, на дорожку;

-Логопед напоминает детям, что в начале и в середине зимы они уже вешали кормушки на участке детского сада. Недавно дети делали новые кормушки и сегодня на прогулке они их тоже повесят на участке;)

3. Наше занятие подошло к концу.

Список  используемой   литературы

1. Алябьева Е.А.  Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

2. Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР.     М.: Издательство «Гном и Д», 2005.

3. Ильякова. Н.Е. Серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР.    М.: Издательство «Гном и Д», 2007.

4.Лалаева Р.И.  Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова. – СПб.:СОЮЗ,1999.

5.Скоролупова О.А.   Занятия с детьми по теме «Зима».  М.: Издательство «Скрипторий», 2008.

6.Теремкова Н.Э.   Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.  Альбом 2.    М.: Издательство «Гном и Д», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию связной речи. Тема занятия: «Зима»

Цель: развитие лексико-грамматических средств речи в контексте изучаемой темы.Речевые задачи:1.​ Расширять и активизировать словарь существительных по данной теме.2.​ Развивать умение о...

Конспект НОД по развитию связной речи на тему: «Зима»

Конспект НОД по развитию связной речи на тему: «Зима»                                    старшая группаЦель:...

НОД по развитию связной речи на тему: "Как помочь птицам зимой?"

Составление рассказа по серии сюжетных картин с использованием пиктограмм...

Конспект занятия по развитию речи "Как помочь птицам зимой"

Занятие разработано в соответствии с ФГОС для детей старшей группы по обучению детей составления рассказа по серии сюжетных картин....

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Зима. Зимние явления в природе"

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Зима. Зимние явления в природе" подготовительная группа...

Конспект НОД по развитию речи "Как помочь птицам зимой"

Расширять представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде....

Серия сюжетных картинок по развитию связной речи детей " Как помочь птицам зимой"

Демонстрационный материал для детей старшего дошкольного возраста...