Конспект открытого просмотра занятия с элементами сказкотерапии «Этот волшебный театр…» ОО «Речевое развитие» (развитие речи) (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по развитию речи

Кантеева Вера Петровна

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтоб его все поняли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_teatralizatsii.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого просмотра занятия с элементами сказкотерапии

 «Этот волшебный театр…»

ОО «Речевое развитие»

(развитие речи)

 (подготовительная к школе  группа)

Программное содержание

Обучающие задачи:

  • закреплять умения  детей использовать в речи простые распространенные  предложения; отвечать на вопросы и обращения взрослого, расширять словарный запас;
  • совершенствовать творческое воображение, ассоциативную память, монологическую и диалогическую речь; 
  • закреплять умения  детей владеть своим голосом, менять его силу (понижать и повышать основной тон голоса;
  • слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук;
  • упражнять четко и  правильно произносить звуки в словах, отрабатывать  технику звучащего слова, четкую сценическую речь;

Развивающие задачи:

  • способствовать развитию вербальных  (интонация, лексика, синтаксис) и  невербальных  (мимика, жесты, поза) средств общения;
  • упражнять детей в проговаривании слов и фраз с различной интонацией;
  • совершенствовать артистические навыки детей;
  • развивать творческую самостоятельность в передаче художественного образа театральной постановки;
  • развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами;                              
  • способствовать формированию выразительной речи детей.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей чувство коллективизма, взаимодействия, сопереживания, сочувствия;
  • воспитывать культуру речевого общения.
  • вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;

Методы и приемы:

  • словесные: введение в игровую ситуацию, использование художественного слова (чтение стихотворения), беседа, декламация стихов, ответы детей.
  • наглядные: рассматривание иллюстраций «Театры Саранска»)
  • игровые: д/игры «Отгадай словечко», игра-драматизация, игра-приветствие.

Оборудование: иллюстрации, маски героев.

Словарная работа: знакомство с новыми словами «театральные маски», «актер»

Предварительная работа:

  • беседы о театре;
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок «Мы в театре»;
  • чтение скороговорок.

План

I. Орг. Момент. Игра-приветствие «Хоровод настроения»

II. Беседа о театре (с иллюстрациями театров Саранска) 

III. Пантомимический этюды

IV. Артикуляционная гимнастика

V. Упражнение «Громко-тихо»  

VI. Произнеси скороговорку  «Мышка»

VII. Физкультминутка «Как живешь?»

VIII Д/и«Подскажи словечко»

IX.Пальчиковая гимнастика «Любимы е сказки»

X. Инсценировка сказки «Заяц –симулянт»

XI.Итоги занятия

Ход занятия

Под песню «Улыбка» ребята входят в группу.

I. Орг. Момент.  Игра-приветствие

Воспитатель: 

Гостям вы «Здравствуйте!» скажите,

Друг друга за руки возьмите.

В круг вас встать я прошу

Игру-приветствие начну.

 (Дети поворачивают голову по кругу, смотрят в глаза партнёру, пожимают руку и улыбаются)

- Все друг другу улыбнулись, и наше настроение стало еще лучше!

- Присаживайтесь в зрительном зале на первые ряды.

(Стулья стоят полукругом. Дети рассаживаются на стулья)

II. Беседа о театре (с иллюстрациями театров Саранска)

Воспитатель: Пришла я к вам, ребята, не с пустыми руками, а с волшебным сундучком.

(Воспитатель открывает сундук, достает коробочку, из неё театральные маски)

Воспитатель: Ребята, что это такое? 

Дети: Маски.

Воспитатель: Правильно, это – маски, непростые – театральные.

Они являются символом театра. А где их можно увидеть? 

Дети: В театре

Воспитатель: Ребята, а в нашем городе есть театры?

Дети: Кукольный, музыкальный, драматический

(Рассмотрим иллюстрации. В каком театре вы были?)

Воспитатель: А кто, по-вашему, самый главный в театре?

Дети: Зрители

Воспитатель: Ребята, а кто показывает спектакли, сказочные представления в драматическом театре?

Дети: Люди

Воспитатель:  А вы знаете как, называют этих людей в театре?

Дети: Актёры.

Воспитатель: Актёры играют разные роли. Они на сцене могут превращаться в кого угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу. А могут превратиться в маленького беззащитного котенка.

III. Пантомимические этюды

(Воспитатель раздает картинки с изображением животного.

 Дети смотрят и по заданию воспитателя показывают пантомиму по очереди)

1.        «Озорной щенок» — исполнитель вскакивает, кивает головой, машет хвостом и т. д.

2.        «Щенок ищет» — заглядывает под стол, стул, оглядывается, прислушивается и т. д.

3.        «Гордый петушок» — идет, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и т. д.

4.        «Пугливый мышонок» — сжимается в комочек с испуганным выражением мордочки и т. д.

5.        «Злая собачка» — с широко открытыми глазами, зло лает, рычит.

6.        «Пчела» — с широко открытыми глазами, жужжит.

7.        «Лягушка» — с растопыренными лапками, неторопливо прыгает и квакает.

8.        «Озорная кошка» — глаза бегают, спинка изогнута, шипит, фыркает.

IV. Артикуляционная гимнастика

Воспитатель:  Чтобы  говорить  красиво и  правильно произносить  звуки,  выполним упражнение для язычка.

(Дети с воспитателем выполняют артикуляционную гимнастику)

1. Покусайте кончик языка — «мама шинкует капусту».

2. Сделайте языком кольцо, заведя его под верхние зубы.

3. Язык, как жало змеи.

4. Язык, как тоненькая иголочка — «ставим укольчики» поочередно в каждую щеку.

5. Почистите верхние и нижние зубки языком.

6. Закройте глаза, представьте ночь — «сели на лошадку и поехали». Цокайте.

7. Достаньте кончиком языка нос.

8. Надуйте губы. Улыбнитесь, не открывая зубы.

9. Погладьте зубками губы.

10. Натяните губы на зубы, широко открыв рот.

11. Нарисуйте надутыми губами солнце.

12. Представьте, что заводите мотоцикл — поехали. На пути — гора. Взбирайтесь(усиливается звук).Теперь спускайтесь. Остановитесь.

13. Язык поднимите кверху: «Ша-ша-ша, Наша шуба хороша»

V. Упражнение «Громко-тихо»

(Дети произносят вместе с воспитателем стихотворный текст с изменением силы голоса)

Была тишина, тишина, тишина... (тихо)

Вдруг грохотом грома (громко)

сменилась она (голосом средней силы).

И вот уже дождик (голосом средней силы)

тихонько (очень тихо) –

ты слышал? (тихо)

Закапал, закапал, закапал по крыше

(голосом средней силы).

VI. Произнеси скороговорку

«Мышка»

Мышка залезла под крышку,

Чтобы под крышкой сгрызть крошку,

Мышке, наверное, крышка –

Мышка забыла про кошку!

VII.  Физкультминутка

«Как живешь?»

Цель:

Воспитатель: − Как живешь?

 − Вот так! С настроением показать большой палец.

Воспитатель: − А плывешь?

− Вот так! Любым стилем.

Воспитатель: − Как бежишь?

− Вот так! Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.

Воспитатель: − Вдаль глядишь? − Вот так! Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.

Воспитатель: − Ждешь обед?

 − Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку рукой.

Воспитатель: − Машешь вслед? − Вот так! Жест понятен.

Воспитатель: − Утром спишь? − Вот так! Ручки под щечку.

Воспитатель: − А шалишь? − Вот так! Надуть щечки и сдуть кулачками

VIII.   Д/и  «Подскажи словечко»

(Дети отгадывают загадки)

Воспитатель:
1. Мы ответим без подсказки,

кто сумел спасти ребят.

Это знаем мы из сказки   («Волк и семеро козлят»)
2. Как один малыщ в лесу

встретил рыжую лису.

От неё уйти не смог.

Что за сказка?  («Колобок»)


3. Маша в коробе сидит

Далеко она глядит   

Кто несет её ответь

быстрыми шагами?(медведь)


4. У Аленушки-сестрицы

унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

 далеко они глядят      (Гуси-лебеди)


5. Бабушка девочку очень любила

Шапочку красную ей подарила

Девочка имя забыла свое

А ну подскажите мне имя её…    (Красная шапочка)

IX. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

Воспитатель:

Вы, ребята, много сказок знаете. Вспомним некоторые из них с помощью пальчиковой гимнастики

Один, два, три, четыре, пять –

Будем пальчики считать

Будем сказки называть: (хлопок, кулачок)

Эта сказка – «Теремок»,

Эта сказка – «Колобок»,

Эта сказка – «Репка»

Про внучку и про дедку.

«Волк и семеро козлят» – (поочерёдно загибать пальчики на каждое название сказки)

Этим сказкам каждый рад! (сжать, разжать кулачок)

X. Инсценировка сказки Сергея Михалкова «Заяц –симулянт» 

(Два мальчика и девочка разыгрывают сценку)

Сказительница: Наступил как-то Медведь Зайцу на любимую мозоль.

Заяц: Ой, ой! Спасите! Умираю!

Сказительница: Испугался добряк Медведь. Жалко ему стало Зайца.

Медведь: Извини, пожалуйста! Я ведь не нарочно! Я нечаянно тебе на ногу наступил.

Заяц: (застонал) Что мне от твоих извинений! Остался я теперь без ноги! Как я теперь прыгать буду!..

Сказительница: Взял Медведь Зайца и отнес к себе в берлогу. Положил на свою койку. Стал Зайцу лапку перевязывать.

Заяц: (Заяц завопил громче прежнего хотя ему на самом деле было совсем не так больно.): Ой, ой! Я сейчас умру!..

Сказительница: Стал Медведь Зайца лечить, поить и кормить. Утром проснется, первым делом интересуется:

Медведь: Ну, как лапка, Косой? Заживает?

Заяц: Еще как болит! Вчера вроде лучше стало, а сегодня так ломит, что и вовсе встать не могу.

Сказительница: А когда Медведь уходил в лес, Заяц срывал повязку с ноги, скакал по берлоге и распевал во все горло:

Заяц: 

Мишка кормит, Мишка поит
Ловко я провел его!
А меня не беспокоит
Ровным счетом ничего!

Сказительница: Обленился Заяц, ничего не делая. Стал капризничать, на Медведя ворчать:

Заяц: Почему ты меня одной морковкой кормишь? Вчера морковка, сегодня опять морковка! Искалечил, а теперь голодом моришь? Хочу сладких груш с медом!

Сказительница: Пошел Медведь мед и груши искать. По дороге встретил Лису.

Лиса: Куда ты, Миша, такой озабоченный?

Медведь: (рассказал все Лисе) Мед и груши искать!

Сказительница: Не за тем идешь! Тебе за врачом идти надо!

Медведь: А где его найдешь?

Сказительница: А зачем искать? Разве ты не знаешь, что я второй месяц при больнице работаю? Проводи меня к Зайцу, я его быстро на ноги поставлю.

Сказительница: Привел Медведь Лису в свою берлогу. Увидел Заяц Лису — задрожал. А Лиса посмотрела на Зайца и говорит:

Лиса: Плохи его дела, Миша! Видишь, какой у него озноб? Заберу-ка я его к себе в больницу. У меня Волк по ножным болезням большой специалист. Мы с ним вместе Зайца лечить будем.

Сказительница: Только и видели Зайца в берлоге.

XI.   Итоги.

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы рассказывали о театре, об актерах. Показывали сказку. Вы справились с заданиями. Молодцы.

Что вам  понравилось на занятии.

Список использованных источников

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -

М.: ТЦ Сфера, 2006.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
  2. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
  3. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
  4. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.
  6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.
  7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
  8. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
  9. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого просмотра занятия по познавательному развитию в первой младшей группе №13

Конспект открытого просмотра занятия по познавательному развитию в первой младшей группе №13....

Конспект открытого речевого занятия с элементами ТРИЗ «Знакомство с игрой квест» в средней группе №1 «Почемучки»

Конспект открытого речевого занятия с элементами ТРИЗ «Знакомство с игрой квест» в средней группе №1 «Почемучки»Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о транспорте.Про...

Календарно - тематическое планирование Образовательная область «Речевое развитие» (развитие речи) Подготовительная группа

МесяцТема НОДПрограммное содержаниеИсточник1-я неделя сентября «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козел».Учить использовать при пересказе выразительные средства языка, ин...

Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)

Тема: «Дифференциация с - з». Автор-разработчик: Меркушева В.А, Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ д/с № 73 Приморского района СПб. Возрастная адресованность: 5-6 лет Цель: закрепление прави...

Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)

Тема: «Зимующие птицы. Звук и буква «Ц».Автор-разработчик: Меркушева В.А., Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-ПетербургаВозрастная адресован...