Животный мир Бурятии
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Долгор Нимацыреновна Цыжипова

Развитие речи

Рисование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи "Дикие животные Бурятии"

\

Цель: Создание условий для закрепления и систематизации знаний детей о диких животных родного края, их образе жизни, повадках, названии детенышей. Грамматически правильное оформление фразы при построении предложений различных типов.

Образовательные задачи:

- Обеспечить применение на практике навыка составления предложений различных типов.

- Добиваться усвоения словообразования притяжательных прилагательных.

- Вызвать желание подбирать наиболее образные определения.

- Обеспечить условия для закрепления навыка употребления имен существительных и прилагательных в косвенных падежах.

Развивающие задачи:

- Обеспечить развитие умения согласовывать числительные с именами существительными и прилагательными

- Обеспечить развитие умения составлять сложноподчиненные предложения с союзами потому что, поэтому

- обеспечить развитие умения проводить операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения и на их основании приходить к выводам .

- обеспечить условия для формирования пространственных представлений

Воспитательные задачи:

- Пробудить гордость за уникальность и красоту родного края

- Способствовать появлению интереса в изучении и охране животного мира Прибайкалья

- Создать положительную мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование: интерактивная доска, сюжетные картинки по теме " Дикие животные и их детеныши", разрезные картинки, картинка несуществующего животного, аудио и видео ролики.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Ребята, прислушайтесь. Что это? ( На доске фото Байкала, слышен плеск волн).

- Правильно, это плещется Байкал. Кто-то спешит к нам в гости. Вы его узнали? Фотография нерпенка

Нерпенок приплыл к нам в гости и прислал вам звуковое письмо, послушаем.

2. Сообщение темы занятия.

- Дорогие дети! Прошу вашей помощи. Я живу в Байкале и хорошо знаю обитателей озера, а вот животные, живущие по его берегам, мне мало знакомы. Не могли бы вы мне о них рассказать подробнее.

-Вы поняли, кому посвящено сегодня наше занятие?

3. Д/и "Разноцветные шарики".

На доске подарок нерпенка связка воздушных шаров.

-Эти шары не простые, в каждом спрятался дикий зверь. Если вы правильно отгадываете загадку, то получаете право открыть шарик. Тогда животное появляется на экране. Нужно обосновать свое мнение, доказать, почему вы решили, что это тот или иной зверь, какие признаки вам в этом помогли.

(Например: я думаю, что это ежик, потому что ежа нельзя потрогать, он колючий. У него на спине иголки, а нитками он не пользуется).

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко (олень).

Пришла из лесу птичница в рыжей шубке

кур посчитать (лиса).

С ветки на ветку ловко, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач (белка).

Бежит с горушки, прижав ушки (заяц).

Есть на речках мастера -

Строят дом без топора (бобры).

Зимой в берлоге спит,

А летом ульи ворошит (медведь).

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами - кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь!

Страшен в гневе этот зверь (рысь).

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много. а нитки не одной (ежик).

- Молодцы! И загадки разгадали, повадки и внешний вид животных вспомнили.

4. "Волшебная полянка". Составление предложений по картинкам.

- Посмотрите на мою замечательную полянку. Животные пришли погулять на нее семьями. Мама, папа и детеныши. Расскажите нерпенку, кто с кем гуляет, не забудьте сосчитать малышей и украсить свои предложения красивыми определениями.

Дети составляют различные предложения.

(Например: У медведицы два неуклюжих медвежонка. Лисичка гуляет с тремя хитрыми лисятами и т. п.)

5. Физминутка.

- Что - то засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем. Изобразите диких животных (дети под музыку выполняют задание).

6. Д/и "Волшебные волны".

- Ребята, я снова слышу плеск Байкальских волн. Это нерпенок разыгрался вместе с вами. Ой, а волны не простые, в спирали скручиваются и предлагают вам поделить животных по способу питания - на хищных и травоядных. Расскажите нерпенку, кто чем питается. Выбирайте животное, объясняйте чем оно питается и отправляйте в нужную стопку

Примерные ответы детей: Лиса питается сырым мясом, мышами, зайцами, курочками, поэтому лиса хищное животное.

Заяц любит морковку, капусту, кору деревьев, поэтому он травоядное животное.

- Молодцы, справились с заданием, и Байкальские волны успокоились.

7. Несуществующее животное.

- Я слышу чьи- то шаги. К нам спешит какой-то зверь.

Дети рассматривают животное и пытаются угадать по изображению, кто это.

Вывод: такого животного в природе не существует. Это озорник нерпенок над нами подшутил, создал из нескольких животных одно новое. Вы догадались каких зверей он использовал?

- Назовите, чьи части тела были использованы.

Ответы детей: заячьи уши, ежинные лапы, волчья морда и т. д.

- Молодцы, всех узнали!

8. Итог занятия.

- Посмотрите на доску, что вы заметили? (Нерпенок изменился. Вокруг него салют). Почему, как вы думаете?

Нерпенок радуется, он теперь знает диких животных, их повадки, может про них всем рассказать.

Звучит музыка "В мире животных", а дети еще раз называют животных,.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию подготовительной группе

«Ёжик».


Цель: учить детей «рисовать» смятой бумагой по контуру и внутри контура.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умения рисовать гуашью, используя оттиск смятой бумагой.
  • Наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида ежа.
  • Расширять знания детей о еже: внешний вид, повадках, среде обитания.

Развивающие:

  • Развивать фантазию, творческое воображение.
  • Развивать воображение и восприятие окружающего мира, познавательных способностей.
  • Способствовать развитию любознательности.
  • Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения.

Воспитательные:

  • Воспитывать заботливое отношение к живой природе.
  • Воспитание интереса к творчеству в целом и к нетрадиционному виду рисования в частности.
  • Воспитывать аккуратность во время работы, усидчивость, желание сделать красивую работу.

Материал: иллюстрации, игрушка ёжик, два образца (на одном контур ежа, на другом - ёж, нарисованный методом оттиска смятой бумагой), альбомные листы, трафарет ёжика, простые карандаши, бумага для сминания, гуашь, стаканчики с водой, кисточки, подставки для кисточек, салфетки.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом на стульчики и посмотреть, что за гость пришёл к ним в группу. После чего он вносит в группу корзинку прикрытую салфеткой.

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел один лесной зверь. Сейчас он прячется в корзинке и появится только тогда, когда вы отгадаете про него загадку:

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно… (ёжик)

2. Основная часть.

Воспитатель: Да, правильно! Ёжику стало одному скучно, и поэтому пришёл к нам в детский сад. Дети, давайте рассмотрим нашего гостя. Как выглядит ёжик?

Дети: Он колючий, у него много иголок.

Воспитатель: Для чего же ежу нужны иголки?

Дети: Защищаться от врагов.

Воспитатель: А ещё носить на иголках листочки, ягоды, грибы. Посмотрите, какие части тела есть у ежа?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно: туловище, голова, лапки, носик, глаза, иголки, хвост, уши. Какой формы туловище у ежа?

Дети: Вытянутое, овальное.

Воспитатель: Какой формы голова у ежа?

Дети: Круглая.

Воспитатель: Правильно, круглая с заострённой мордочкой, а носик слегка приподнят вверх. Какие глазки у ёжика?

Дети: Круглые, чёрные.

Воспитатель: Какого цвета ёжик?

Дети: Серый.

Воспитатель: Дети, ёжик - серый, но носик, глазки, лапки, хвостик, усы у него чёрные. Дети, а вы знаете, что ёжик к нам пришел из леса посмотреть, как вы тут живёте, что делаете в садике. Давайте, расскажем ёжику, что мы делаем в саду.

Дети: Играем, гуляем, рисуем, лепим, читаем.

Воспитатель: Дети, а ёжик тоже хочет рассказать свою историю и показать, как живут ежи в природе. Он принёс для вас интересный фильм. Хотите посмотреть?

Просмотр презентации «Ёжик».

Воспитатель: Дети, мы с вами отгадали загадку, рассматривали ежей и много узнали о них. Посмотрите, кажется, наш гость заскучал, давайте спросим - что случилось? Вы не догадываетесь, в чём же дело?

Ответы детей.

Воспитатель: Наверное, ему так понравилось у нас, что ёжик тоже захотел, чтобы у него было много друзей. Дети, давайте поможем ёжику - нарисуем для него друзей. И ему будет веселее в лесу. Поможем ёжику?

Дети: Да!

Воспитатель: Но сначала мы с вами немного отдохнём.

Физкультурная минутка «Ёжик».

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке. (ходьба на месте)

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша (ладошками шуршим)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгай - ка.

В огороде чьём - то ловко

Раздобыл косой морковку. (прыжки на месте)

Воспитатель: А сейчас, дети, я приглашаю вас в творческую мастерскую, где есть всё, чтобы нарисовать для ёжика друзей.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Взгляните на свои столы. Всё ли у нас готово для творчества?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, гуашь есть, а кисточек нет. Не порядок. Сейчас исправим. Где у нас тут кисточки? Дети, кисточки пропали! Чем же мы будем рисовать?

Ответы детей.

Воспитатель: Так – так – так. Кто-то решил над нами подшутить и поменял наши кисточки на смятую бумагу. Что же нам делать?

Ответы детей.

Воспитатель: А что, если мы попробуем рисовать ёжика смятой бумагой? Тут, ещё что-то есть. Посмотрите. Что это? Это ватные палочки.

Обсуждение техники выполнения.

Воспитатель: Сегодня мы с вами нарисуем ежа необычным способом. Посмотрите! Перед вами лежат листы с изображением силуэта ежа, но чего же у них не хватает?

Дети: Иголок.

Воспитатель: А зачем ежу иголки?

Дети: Чтобы защищаться от врагов.

Воспитатель: Правильно, чтобы ёж смог себя защитить от врагов, у него должно быть много иголок, а смятая бумага поможет иголкам «вырасти».

Демонстрация техники рисования.

Воспитатель: Я сминаю лист бумаги, обмакиваю его в краску очень осторожно, а потом прижимаю - сначала по контуру ежа, а затем внутри (показ).

Вот какой колючий получился ёжик. А что я ещё забыла дорисовать ежу?

Дети: Глаза и нос.

Воспитатель: Правильно, глазки и носик мы нарисуем ватной палочкой. Посмотрите, какой замечательный получился ёжик!

Запомнили, как рисовать? Нужно стараться не выходить за линию контура. Постарайтесь, чтоб ёжик получился красивый и аккуратный.

Ворсовой кистью аккуратно, не заходя за контур ежа, затонируем лист бумаги акварельными красками синим и зеленым цветом, используя технику - рисование «по-сырому».

Синим цветом в верхней части листа рисуем туман.

Желтым и оранжевым цветом в нижней части листа - опавшую листву.

Воспитатель: Ну что, дети, хотите нарисовать ёжика необычным способом?

Дети: Да.

Воспитатель: Но сначала, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик».

Ёжик, ёжик, колкий,

(пальцы двух рук сплетают в замок)

Покажи иголки.

(двигают кистями вправо – влево)

Вот они, вот они, вот они.

(кисти держат переплетёнными в замок, а пальцы выпрямляют)

Ёжик, ёжик, колкий,

(двигают кистями с выпрямленными пальцами)

Спрячь свои иголки.

(вправо – влево)

Раз – и нет иголок.

(пальцы складывают в замок)

Воспитатель: Ну вот, наши пальчики отдохнули, теперь можно приступить к работе.

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель осуществляет индивидуальную и фронтальную работу.

3. Заключение.

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, что у вас получилось. Ёжик, посмотри, сколько друзей у тебя стало!

Дети, ёжик что-то ещё хочет нам сказать. Ему очень понравились друзья, он сказал, что они в таких же колючих шубках, как и он, и что они получились очень веселыми, забавными. Он благодарен вам, но ему уже пора возвращаться в лес. Давайте скажем ёжику: До свидания!

Итоги ООД, анализ и оценка детских работ.

Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились, давайте вместе полюбуемся нашими ёжиками. Посмотрите, какие замечательные ёжики у вас получились. И теперь нашему ёжику не будет скучно, потому что у него появились друзья!

Дети, кого мы сегодня рисовали?

Вам понравилось помогать ёжику?

Что же нового вы сегодня узнали про ежей?

А что больше всего вам запомнилось и понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация- игра "Загадки про диких животных Бурятии"

В электронной презентации представлены загадки о диких животных Бурятии. Картинка-отгадка спрятана за текстом....

Открытое мероприятие "Региональное приобщение дошкольников. Растения и животные зимой в Бурятии"

Конспект открытого занятия «Региональное приобщение дошкольников. Растения и животные зимой в Бурятии»Цель: обобщение систематизации знаний о диких животных и растениях в зимний период род...

Конспект экскурсии в мини-музей «Животный и растительный мир Республики Бурятия» в рамках эколого-патриотического проекта «Сбережём природу родного края» в подготовительной группе

В данном материале представлен конспект экскурсии в мини-музей «Животный и растительный мир Республики Бурятия» в рамках эколого-патриотического проекта «Сбережём прир...

Дикие животные в Республики Бурятия

Дикие животные в Республики Бурятия...

игра викторина животные красной книги Бурятии

Формировать знанаия детей о животных Красной книги Бурятии....