Формирование грамматического строя речи дошкольников
консультация по развитию речи (старшая группа)

Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi_doshkolnikov.docx283.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование грамматического строя речи дошкольников»

Изображение выглядит как Мультфильм, зарисовка, рисунок, иллюстрация  Автоматически созданное описание

Воспитатели:

Черненко М.Н.

Шматко М.Н.

Консультация для родителей

«Формирование грамматического строя речи дошкольников»

«Овладение языком

является важным

условием умственного

развития...»

(А.Н. Леонтьев).

Уважаемые родители!

У детей старшего дошкольного возраста могут возникать проблемы в развитии лексико-грамматического строя речи. Дети затрудняются в подборе слов построения предложения, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласуют слова между собой и т.п.

А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.

Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря – это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития. Разные стороны грамматического строя речи ребенок усваивает по разному и на каждой возрастной ступени на передний план выходит что-то одно. Трудность обучения грамматическим значениям родного языка состоит в том, что обучающий сам не осознает этих значений, употребляет их интуитивно, усвоив в процессе естественного восприятия родного языка.

Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.

Предложенные вашему вниманию задания желательно проводить в игровой форме: в виде соревнования («Кто больше?», «Самый сообразительный» и т.д.), с мячом, с игрушками, используя разный иллюстрационный материал. У вас нет времени? На кухне во время приготовления еды можно проводить игры на обогащение словаря ребенка (Например: «Вкусняшки». Давай вспомним самые вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» на тарелочку, затем вы.) В такие игры можно играть, идя по дороге в детский сад и из него, при посещении магазинов, при визите в поликлинику... необходимо только ваше желание и терпение. Обязательно поддерживайте у ребенка желание заниматься, поощряйте малейшие успехи и учите преодолевать трудности. Желаем вам в занятиях успехов, удовольствия в общении!

Предлагаем вашему вниманию перечень игр по формированию грамматического строя речи, которые помогут Вашему ребенку преодолеть трудности в реализации языковых средств, повысить уровень как общего, так и речевого развития, развить способности (сосредоточенность, навыки коммуникации), позволяющие не только подготовить ребенка с ОНР и ТНР к школе, но и раскрыть потенциал его личности, «научить учиться». Данный перечень игр научат Вашего ребенка рассказывать, отыскивать интересные слова, помогут подружиться со словом, а в итоге сделать Вашего ребенка богаче и разнообразнее.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи.

В них можно играть в выходные дни, когда взрослые и дети собираются вместе после рабочего дня в дружной, семейной обстановке.

Изображение выглядит как графическая вставка, смайлик, эмотикон, Мультфильм  Автоматически созданное описание

«ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?»

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребенок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»

Цель: учить составлять описательные загадки о фруктах.

Ход игры: попросить ребенка самостоятельно составить описательную загадку о фруктах: «Круглое, твердое, красное, сладкое, едят» (яблоко), «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (лимон) и т.д.

(можно составлять описательные рассказы о предметах)

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь ... грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился ... грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для ... грибов.

Долго шел он в глушь лесную – поляну там искал ... грибную.

Вдруг под елочкой на кочке видит маленький ... грибочек. 

И обрадовался вмиг наш удачливый ... грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле ... грибница!

Стал заглядывать под елки, под березы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные ... грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

А мечтал он всю дорогу, как он сварит суп ... грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и ... грибище!

«НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель: учить образовывать слова при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч.

Ход игры: произнести фразу и бросить мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в  ней звучали ласково.

Шуба теплая – шубка тепленькая

Лиса хитрая – лисичка хитренькая

Заяц белый – зайчик беленький

Сапоги чистые – сапожки чистенькие

Ветка короткая – веточка коротенькая

Шишка длинная – шишечка длинненькая.

«ПОДБЕРИ ПРИЗНАК»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: предложить ребенку назвать слово и задать вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребенок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя...

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые...

Шарф (какой?) – пушистый, вязаный...

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая...

Туфли (какие?) – осенние, красивые...

Платье (какое?) – новое, нарядное, зеленое...

Рубашка (какая?) – белая, праздничная...

Шуба (какая?) – меховая, теплая...

Играйте с ребенком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехами и маленьким победам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема анализа занятий «Формирование грамматического строя речи дошкольников»

Схема анализа занятий «Формирование грамматического строя речи дошкольников»...

Передовой опыт работы на тему : «Дидактическая игра, как средство формирования грамматического строя речи дошкольников».

Данная работа посвящена развитию и формированию грамматического строя языка посредством дидактических игр.Дидактические игры- эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря...

Занятие по формированию грамматического строя речи дошкольников. Тема: Согласование местоимений мой, моя с существительными.

Занятие по формированию грамматического строя речи дошкольников.Тема: Согласование местоимений мой, моя с существительными....

«Формирование грамматического строя речи дошкольников»

Формирование грамматического строя речи дошкольника:некоторые итоги исследований  Исследования отечественных и зарубежных психологов (Н. Хомский, Ж. Пиаже, Д. Слобин, Дж. Брунер, К. Кэзден, ...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Дидактическая игра по формированию грамматического строя речи дошкольников Тouch box

Цель: формирование грамматического строя у дошкольников 4 – 7 лет.Задачи:Обучение и закрепление навыков образования относительных прилагательных.Согласование существительных с числительными.Разв...