"Речевые игры для детей"
картотека по развитию речи (средняя, старшая группа)

Речевые игры  формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_dlya_detey_5.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевые игры для детей 5–6 лет»

«Угадай слово»

Цель: способствование развитию умения детей подбирать к глаголам существительное.

Ход игры.

Педагог предлагает детям по набору слов догадаться, о ком идет речь. Примерный набор слов:

Мяукает, прыгает, крадется. Кто это?

Прыгает, летает, клюет, чирикает. Кто это?

Воет, дует, гудит. Кто это?

Лает, кусается, грызет. Кто это?

Мычит, жует, пасется. Кто это?

Прыгает, плавает, квакает. Кто это?

«Закончи фразу»

Цель: способствование формированию умения детей составлять сложноподчиненные предложения.

Ход игры.

Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает.

Я люблю печенье, потому что они…

Я беспокоюсь за дедушку, потому что…

Я хочу дружить с, потому что…

Мы любим. слушать, потому что

«Слово заблудилось»

Цель: способствование развитию умения детей работать с многозначными словами (ножка); уточнить представления детей о предметах и их частях.

Ход игры.

Воспитатель рассказывает:

- Жило – было на свете слово ножка. Однажды слово заблудилось и стало искать хозяина. Помогите слову ножка найти тех, к кому оно относится.

Дети отбирают предметы и объекты, у которых есть ножки (стол, стул, кресло и т. д. ; гриб, человек, животное).

«Кому угощение?».

Цель: способствование формированию умения детей употреблять трудные формы существительных в речи.

Ход игры:

Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать, кому что. Просит помочь. Предложить картинки с изображением диких и домашних животных.

Вопросы: Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

«Кто кем был или что чем было».

Цель: способствование активации словаря, расширению знаний об окружающем мире.

Ход игры:

Воспитатель спрашивает, кем или чем раньше был цыпленок? (яйцом). Лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком). Бабочка (гусеницей), ботинки (кожей). Рубашка (тканью), рыба (икринкой). Шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом).

«Подбери словечко»

Цель: способствование расширению словарного запаса, умения детей согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч детям и спрашивает, про что можно сказать свежий? (воздух, огурец, хлеб, ветер).

Старый (дом, пень, человек, ботинок).

Свежая (булочка, новость, газета, скатерть).

Старая (мебель, сказка, книга, бабушка).

Свежее (молоко, мясо, варенье).

Старое (кресло, сиденье, окно).

«Скажи, какой?»

Цель: способствование формированию умения детей называть не только предмет, но и его признаки и действия.

Ход игры:

Воспитатель, отгадайте, про какой предмет я говорю: круглое, сладкое, румяное — что это? (Яблоко.)

Дополните словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету. И так далее.

Игра «Кто кем хочет стать?».

Цель: способствование развитию умения детей употреблять трудные формы глагола в речи.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта.) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками.) Детям предлагается придумать предложение со словом «хотим» или «хочу».

«Назови как можно больше предметов».

Цель: способствование развитию внимания и активации словаря.

Ход игры:

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед.

"Кто кого обгонит?"

Цель: способствование формированию умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Ход игры:

Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?" Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху). Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу). Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд). Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед). Человек и машина… (Машина обгонит человека).

«Посчитай - ка».

Цель: способствование формированию умения детей образовывать множественное число имени существительного.

Ход игры:

Например: Счет до 5 со словом лиса. Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей.

Игра «Где начало рассказа?».

Цель: способствование развитию умения детей передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Ход игры:

Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

Игра «Что изменилось?».

Цель: способствование развитию внимания, связной речи, умения описывать предмет.

Ход игры:

На столе расположены предметы в определенной последовательности. Посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в Играй-городок" по теме "Речевые игры для детей – логопатов с диагнозом ОНР." (совместно логопед и воспитатель)

Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.ВВЕДЕНИЕ.Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когд...

Речевые игры для детей "Играем вместе" с 18.05.- 24.05.2020г.

Лексическая тема: Весна - Лето.  Программа "Мозаика"Тема: Весенние травы и цветы. Насекомые. Младшая группа.Тема: Деревья весной. Средняя группа.Тема: Деревья весной. Старшая группа.Тем...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 6 – 7 лет "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять с...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 5 – 6 лет "Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовы...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

quot;Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и ...