Сценарий конспекта по речевому развитию "На морском дне".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Толокнова  Елена Геннадьевна

Использование игровых методов в решении коррекционно-развивающих задач у детей с нарушениями речи-это объективная необходимость, которая создаёт прочную мотивацию, вызывает интерес.Способствует не только преодолению речевых недостатков, но и развитию у него познавательной активности, мыслительных операций, творческих способнотей. Позволяет решать коррекционные и педагогические задачи в естественных условиях игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 комбинированного вида Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга

Сценарий конспекта по образовательной области

«Речевое развитие»

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «На морском дне»

                                                                     Составила:  Толокнова Е.Г.    

           

г. Санкт-Петербург

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

ЦЕЛЬ: Создать условия для расширения и закрепления  знаний  у детей об обитателях  морей и океанов.

Задачи:

Образовательные:

Активизировать и расширять словарь в рамках лексической темы.

Совершенствовать грамматический строй речи (употребление в речи предлогов, предложно - падежных конструкций, слов антонимов).

Побуждать детей к воплощению своих впечатлений в игровых видах деятельности.

Формировать композиционные навыки  и умение работать в коллективе.

Развивающие:

Развивать общие речевые навыки: длительность речевого выдоха, четкость дикции, правильность звукопроизношения, интонационную выразительность речи.

Развивать любознательность и интерес к животному миру.

Развивать вкусовую чувствительность, мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Развивать воображение и фантазию.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту и многообразие подводного мира.

Оборудование: предметные картинки, игрушки морских животных и их детёнышей, ёмкости с водой,  индивидуальные стаканчики, трубочки для коктейля, тарелочки, сухой бассейн.

Предварительная работа: рассматривание морей и океанов на глобусе, энциклопедий, иллюстраций; дидактические игры, чтение художественной литературы, плоскостная лепка «Морское царство».

Примерный ход совместной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Мотивация к деятельности

«На            Педагог предлагает детям рассмотреть рыбок в тазике.  

        Проблемная ситуация.

Звучит  музыка и голос:

- Ребята, приглашаю вас в своё морское царство, увидеть красоту и многообразие морского мира.  Но в моём морском царстве случилась беда. Детёныши потеряли своих мам.  Я прошу вас помочь  детёнышам найти своих мам.

Дети рассматривают рыбок.

2.Решение ситуации.

-Как вы думаете, чей это голос?

-Как мы поступим? Что будем делать?

-  А на чём можно туда добраться?

Слайд 1 Появляется подводная лодка.

Слайд 2  Видеоролик «На морском дне»

Это голос морской царицы.

Мы отправимся на морское дно.

На  лодке, катере, теплоходе, корабле, на подводной лодке.

Садятся в «подводную лодку».

3.Развитие дыхания. «Обитатели моря»

-Что – то пусто вокруг, никого нет.

Что могло случиться?

- Давайте найдём обитателей подводного царства и назовём их.

Они уплыли, спрятались, испугались…

Дети садятся за столы, берут трубочки для коктейля, сдувают песок с картинок.

Находят морских обитателей, называют.

4 Речевая игра «На морском дне»

- Расположите морских обитателей на морском дне:

Кит выныривает из воды.

Краб прячется в камнях.

Акула плывёт за коньком.

Морской конёк подплывает к кораллам.

Дельфин отплывает от черепахи.

Зубатка охотится за рыбой клоун.

Морская черепаха подплывает к водорослям.

Морская звезда лежит на дне.

Скат размахивает хвостом над морской звездой.

Осьминог передвигается по дну.

Дети  по одному выполняют инструкцию, прикрепляют картинку на ковролин и повторяют предложение.

 5 Координация речи с движением «Подводный мир»

-Давайте теперь походим по морскому дну.

Посмотри скорей вокруг!

Что ты видишь, милый друг?

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар,

А вот это – рыба – шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

 

(делают ладошку у лба козырьком)

(приставляют пальцы колечками к глазам)

(разводят ладони в стороны)

(изображают  морского конька)

(руки в виде шара над головой)

(руки на поясе)

(показывают шар)

(разводят пальцы на руках в стороны)

6  Сухой бассейн.

-Ребята, мы с вами искали обитателей морского дна, но так и не нашли их. Может они спрятались здесь? /сухой бассейн/

-Вот мы и помогли Морской царице найти детёнышам их мам.

-Дети по очереди на ощупь, с закрытыми глазами

находят и называют морских обитателей:

Кит

Краб

Акула

Морской конёк

Дельфин

Рыба клоун

Морская черепаха

Морская звезда

Скат

Осьминог

Пополнение экспрессивного словаря словами – антонимами. Развитие вкусовой чувствительности.

Игра «Скажи наоборот».

-Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем в подводную лодку, закроем глаза и послушаем шум морских волн. Аудиозапись.

Слайд 3

Вот и морской берег. Теперь мы поиграем на берегу.

- Я хочу угостить вас колодезной и морской водой.

(Педагог берёт кувшины с водой, раздаёт детям по два стаканчика, наливает в один стаканчик солёную воду, в другой - пресную).

-Какой была вода в первом стаканчике?

- А во втором?

- Верно. Она была пресной.

(Педагог собирает стаканчики.)

-Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать его, подбирая слово «наоборот».

Морская вода солёная, а колодезная…

Морская вода тёплая, а колодезная…

Колодезная вода мягкая, а морская…

Морская вода мутная,  а колодезная… и т. д.

Дети садятся на стульчики, закрывают глаза и слушают шум волн.

Дети пробуют воду.

Ответы детей.

Солёной.

Безвкусной, пресной.

Пресная.

Холодная.

Жёсткая.

Прозрачная.

8. Продуктивная деятельность «На морском дне».

Педагог предлагает детям на память о путешествии составить коллаж «Морские обитатели» из разных материалов.

Дети выполняют задание.

9. Рефлексия.

-Где были?

-Кого видели?

-Что делали?

-Что понравилось?

-В чём вы испытывали трудности?

                                                                                                                 

Высказывания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД (речевое развитие) "Морское путешествие" для детей 6-7 лет с ОНР

Во время морского путешествия дети знакомятся со Звуками [М], [МЬ] и буквой "М"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Морское путешествие» для детей старшего дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9104340","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9104348","at...

Конспект НОД на тему "Морское путешествие" ОО "Речевое развитие" средняя группа

Конспект  НОД по речевому развитию в средней группе...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности " Морские жители " для детей среднего дошкольного возраста с интеграцией образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие

Конспект Непрерывной образовательной деятельности " Морские жители" для детей среднего дошкольного возраста с интеграцией образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте для детей с речевыми нарушениями "Морское путешествие"

Создание условий для ознакомления детей со звуками П и Пь и буквой П.Формирование  навыка чтения на основе методики «Словолодочки» Ю.А. Пчелинцевой...

Конспект занятия – по речевому развитию «Морское путешествие»

Создание условия для детского совместного формулирования понятия, обобщая представления детей. Для воспитания у детей культуры речевого общения: продолжать формировать умение вести диалог между в...