Сценарий конспекта по речевому развитию "На морском дне".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Толокнова  Елена Геннадьевна

Использование игровых методов в решении коррекционно-развивающих задач у детей с нарушениями речи-это объективная необходимость, которая создаёт прочную мотивацию, вызывает интерес.Способствует не только преодолению речевых недостатков, но и развитию у него познавательной активности, мыслительных операций, творческих способнотей. Позволяет решать коррекционные и педагогические задачи в естественных условиях игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 комбинированного вида Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга

Сценарий конспекта по образовательной области

«Речевое развитие»

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «На морском дне»

                                                                     Составила:  Толокнова Е.Г.    

           

г. Санкт-Петербург

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

ЦЕЛЬ: Создать условия для расширения и закрепления  знаний  у детей об обитателях  морей и океанов.

Задачи:

Образовательные:

Активизировать и расширять словарь в рамках лексической темы.

Совершенствовать грамматический строй речи (употребление в речи предлогов, предложно - падежных конструкций, слов антонимов).

Побуждать детей к воплощению своих впечатлений в игровых видах деятельности.

Формировать композиционные навыки  и умение работать в коллективе.

Развивающие:

Развивать общие речевые навыки: длительность речевого выдоха, четкость дикции, правильность звукопроизношения, интонационную выразительность речи.

Развивать любознательность и интерес к животному миру.

Развивать вкусовую чувствительность, мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Развивать воображение и фантазию.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту и многообразие подводного мира.

Оборудование: предметные картинки, игрушки морских животных и их детёнышей, ёмкости с водой,  индивидуальные стаканчики, трубочки для коктейля, тарелочки, сухой бассейн.

Предварительная работа: рассматривание морей и океанов на глобусе, энциклопедий, иллюстраций; дидактические игры, чтение художественной литературы, плоскостная лепка «Морское царство».

Примерный ход совместной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Мотивация к деятельности

«На            Педагог предлагает детям рассмотреть рыбок в тазике.  

        Проблемная ситуация.

Звучит  музыка и голос:

- Ребята, приглашаю вас в своё морское царство, увидеть красоту и многообразие морского мира.  Но в моём морском царстве случилась беда. Детёныши потеряли своих мам.  Я прошу вас помочь  детёнышам найти своих мам.

Дети рассматривают рыбок.

2.Решение ситуации.

-Как вы думаете, чей это голос?

-Как мы поступим? Что будем делать?

-  А на чём можно туда добраться?

Слайд 1 Появляется подводная лодка.

Слайд 2  Видеоролик «На морском дне»

Это голос морской царицы.

Мы отправимся на морское дно.

На  лодке, катере, теплоходе, корабле, на подводной лодке.

Садятся в «подводную лодку».

3.Развитие дыхания. «Обитатели моря»

-Что – то пусто вокруг, никого нет.

Что могло случиться?

- Давайте найдём обитателей подводного царства и назовём их.

Они уплыли, спрятались, испугались…

Дети садятся за столы, берут трубочки для коктейля, сдувают песок с картинок.

Находят морских обитателей, называют.

4 Речевая игра «На морском дне»

- Расположите морских обитателей на морском дне:

Кит выныривает из воды.

Краб прячется в камнях.

Акула плывёт за коньком.

Морской конёк подплывает к кораллам.

Дельфин отплывает от черепахи.

Зубатка охотится за рыбой клоун.

Морская черепаха подплывает к водорослям.

Морская звезда лежит на дне.

Скат размахивает хвостом над морской звездой.

Осьминог передвигается по дну.

Дети  по одному выполняют инструкцию, прикрепляют картинку на ковролин и повторяют предложение.

 5 Координация речи с движением «Подводный мир»

-Давайте теперь походим по морскому дну.

Посмотри скорей вокруг!

Что ты видишь, милый друг?

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар,

А вот это – рыба – шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

 

(делают ладошку у лба козырьком)

(приставляют пальцы колечками к глазам)

(разводят ладони в стороны)

(изображают  морского конька)

(руки в виде шара над головой)

(руки на поясе)

(показывают шар)

(разводят пальцы на руках в стороны)

6  Сухой бассейн.

-Ребята, мы с вами искали обитателей морского дна, но так и не нашли их. Может они спрятались здесь? /сухой бассейн/

-Вот мы и помогли Морской царице найти детёнышам их мам.

-Дети по очереди на ощупь, с закрытыми глазами

находят и называют морских обитателей:

Кит

Краб

Акула

Морской конёк

Дельфин

Рыба клоун

Морская черепаха

Морская звезда

Скат

Осьминог

Пополнение экспрессивного словаря словами – антонимами. Развитие вкусовой чувствительности.

Игра «Скажи наоборот».

-Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем в подводную лодку, закроем глаза и послушаем шум морских волн. Аудиозапись.

Слайд 3

Вот и морской берег. Теперь мы поиграем на берегу.

- Я хочу угостить вас колодезной и морской водой.

(Педагог берёт кувшины с водой, раздаёт детям по два стаканчика, наливает в один стаканчик солёную воду, в другой - пресную).

-Какой была вода в первом стаканчике?

- А во втором?

- Верно. Она была пресной.

(Педагог собирает стаканчики.)

-Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать его, подбирая слово «наоборот».

Морская вода солёная, а колодезная…

Морская вода тёплая, а колодезная…

Колодезная вода мягкая, а морская…

Морская вода мутная,  а колодезная… и т. д.

Дети садятся на стульчики, закрывают глаза и слушают шум волн.

Дети пробуют воду.

Ответы детей.

Солёной.

Безвкусной, пресной.

Пресная.

Холодная.

Жёсткая.

Прозрачная.

8. Продуктивная деятельность «На морском дне».

Педагог предлагает детям на память о путешествии составить коллаж «Морские обитатели» из разных материалов.

Дети выполняют задание.

9. Рефлексия.

-Где были?

-Кого видели?

-Что делали?

-Что понравилось?

-В чём вы испытывали трудности?

                                                                                                                 

Высказывания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД (речевое развитие) "Морское путешествие" для детей 6-7 лет с ОНР

Во время морского путешествия дети знакомятся со Звуками [М], [МЬ] и буквой "М"....

Сценарий праздника "Новый год в морском царстве"

Сценарий новогоднего праздника для детей средней группы...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Морское путешествие» для детей старшего дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9104340","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9104348","at...

Конспект НОД на тему "Морское путешествие" ОО "Речевое развитие" средняя группа

Конспект  НОД по речевому развитию в средней группе...

Музыкальное занятие на развитие речевой активности "Морское путешествие"

Музыкальное занятие для старшего дошкольного возраста позволяет закреплять правильное произношение ряда гласных звуков, способствует развитию речевой активности детей....

Конспект Непрерывной образовательной деятельности " Морские жители " для детей среднего дошкольного возраста с интеграцией образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие

Конспект Непрерывной образовательной деятельности " Морские жители" для детей среднего дошкольного возраста с интеграцией образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие...