Технологическая карта НОД Составление рассказа с помощью мнемотаблицы по лексической теме «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Технологическая карта НОД  с использованием инновационных педагогических технологий (мнемотехника) в подготовительной группе комбинированной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_sostavlenie_rasskaza.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

с использованием инновационных педагогических технологий

(мнемотехника)

в подготовительной группе комбинированной направленности.

Воспитатель: Попова А.В.

Тема: Составление рассказа по лексической теме «Зима»

Культурная практика: коммуникативная деятельность.

Культурно-смысловой контекст: составить рассказа с использованием мнемотаблицы..

Образовательная область: речевое развитие.

Цель: развитие навыка составления рассказа с помощью мнемотаблицы в коммуникативной деятельности.

Задачи: составить рассказ о зиме с помощью мнемотаблицы, используя полученные ранее знания и представления; подбирать слова – признаки, слова – действия, различать слова отвечающие на вопросы: что?, кто?; согласовывать прилагательные с именем существительным; составлять простые и сложноподчиненные предложения; координировать речь с движениями; внимательно слушать и выполнять задания в работе со словесными играми, дополнять ответы товарищей при необходимости.

Формы образовательной деятельности: совместная деятельность взрослого и ребёнка, непосредственно образовательная деятельность.                                                                                                                                                                                           

Предполагаемый результат: дети могут по мнемотаблице составить рассказ, называть слова, отвечающие на вопросы: какой?,  какая?, что делает?,  что или кто?; грамматически правильно строить простые и сложные предложения, согласовывая слова в роде, числе.

Оборудование: мнемотаблица для составления рассказа,  картинки с изображением времен года, слайды ребуса, зимнего пейзажа,  картинка детей, пособия с нейрокинезиологическими упражнениями.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты              

1.Вводная часть

Мотивационный этап.  Организационный, сюрпризный момент

Приглашение к деятельности.

На экране:

  1. картина ребуса «Зима»;
  2. картина африканские дети.

 - Хотели бы вы рассказать о зиме этим детям?

- Как вы думаете, в Африке бывает такая зима, как у нас в Сибири?

Коммуникативная

Познавательная.

Рассматривают картинку, разгадывают ребус, объясняют. Внимательно слушают, отвечают на вопросы.

Постановка детской цели.

С помощью вопросов выясняется у детей, что предстоит  сделать.

Коммуникативная.

Отвечают на вопросы. Понимают цель занятия: рассказать о зиме.

2. Основной этап

Применение знаний и умений в условиях выполнения игр, упражнений и заданий.

Игровое упражнение «Вопрос - ответ».

Актуализация знаний с помощью вопросов.

1.Что такое зима?

2.С какого месяца начинается зима?

3.После какого времени года наступает зима?

4.Назовите зимние месяцы.

5. Какие птицы остались зимовать?

6. Как спасаются от холода дикие животные?

7. Какие зимние забавы вы знаете?

 8. Почему зимой холодно?

9. Важные признаки зимы (снег).

Словесная игра: «Снег какой?»

Задание: назвать несколько слов – определений, описывающих снег.

Словесная игра: «Снег что делает?»

Задание: подобрать, назвать слова, отвечающие на вопрос: что снег делает?

Словесная игра «Расскажи о зиме одним словом».

Задание: передавая мяч, дети называют слова – предметы, явления, относящиеся к лексической теме «зима».

Дидактическая игра «Найди зиму»

Задание: найти картинки зимних явлений природы, доказать выбор, составив предложение.

Нейрокинеозологическое упражнение «Покажи и назови»

Задание: дифференциация звуков: С – З, Ш – Ж.

Составление рассказа по мнемотаблице.

Предлагается образец рассказа.

Задание: составить связный рассказ о зиме, используя последовательность картинок мнемотаблицы.

-  Рассказы получились интересные! Молодцы!

Игровое упражнение «Добавь словечко» (по времени)

- Скажите, вы любите играть в снежки, смотреть, как снег падает с неба?

-Как называется явление, когда идет снег? (Снегопад).  Буду задавать вопросы, а все слова - отгадки должны получиться от слова "снег":

Как на город и лужок выпал беленький... (снежок)

Все бегут вперегонки и хотят играть в ...(снежки)

Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)

Рядом с ним стоит фигурка, это девочка... (Снегурка)

А на ветки, посмотри, прилетели... (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю покрывает ...(снег)

Словно белые пушинки, с неба падают (снежинки).

За ответы дети получают снежинку.

- Снежинки непростые, на обратной стороне рисунок, который появится, если его затушевать голубой краской.

Коммуникативная.

Познавательная.

Игровая.

Коммуникативная

Познавательная

Коммуникативная

Познавательная

Коммуникативная.

Игровая

Коммуникативная

Игровая

Двигательная

Коммуникативная

Познавательная

Коммуникативная

Игровая

Формулируют ответы, грамматически правильно строя предложения, опираясь на ранее полученные знания.

Называют определения (белый, пушистый, сверкающий, холодный, хрустящий и т.п.)

Называют действия (падает, кружится и т.п.)

Называют существительные по лексической теме «Зима».

Объясняют свой выбор, строя сложноподчиненные предложения.

Работают одновременно двумя руками, называют предметы на картинках.

Рассматривают картинки.

Внимательно слушают рассказ, как образец.

Составляют связный рассказ, опираясь на последовательность картинок в таблице.

Отвечают на вопросы, внимательно слушают предложение, чтобы дополнить слово.

За ответы получают снежинку.

3. Заключительный этап. Осмысление.

(рефлексия)

- Как вы думаете, смогли, ли, мы рассказать детям из Африки о нашей зиме?

- Предлагаю вам узнать, что нарисовано на снежинке, закрасив ее голубой краской.

Коммуникативная.

Продуктивная.

Радуются проделанной работой.

Рассуждают, объясняют свой ответ.

С помощью губки или кисти закрашивают поверхность листа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Животные"составление рассказа с помощью мнемотаблицы

Учить составлять рассказ по лексической теме «Животные» с помощью мнемотехники....

"Лес"составление рассказа с помощью мнемотаблицы

Учить составлять рассказ по теме «Лес» с помощью мнемотехники....

"Откуда хлеб пришёл"составление рассказа с помощью мнемотаблицы

Пересказ рассказа «Батон» (подготовительная группа)Актуализация словаря по теме «Откуда хлеб пришел».Развитие связной речи (составление мнемотаблицы по рассказу «Батон&ra...

"Одежда"составление рассказа с помощью мнемотаблицы

Цель: Учить составлять рассказ по лексической теме «Одежда».                                    ...

Презентация "Составление рассказов с помощью мнемотаблиц"

С помощю этого материала можно обучить  детей рассказываю...

Презентация "Составление рассказов с помощью мнемотаблиц"

Данная презентация поможет обучить детей рассказыванию...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия «Составление рассказа по картине «Зайцы» Старшая группа

Педагогический замысел: - формировать у детей умение составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному педагогом, обогащать и активизировать ...