Конспект НОД по развитию речи "Зимующие птицы"
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)

Густова Ольга Юрьевна

Формирование лексико-грамматического строя речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_logopedicheskogo_zanyatiya_zimuyushchie_ptitsy.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей подготовительной группы с  ОНР III уровня

«Зимующие птицы».

Цель: систематизация и закрепление знаний по теме

«Зимующие птицы». Задачи:

Коррекционно-образовательные:

актуализировать словарь по теме «Зимующие птицы», совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; правильно употреблять категории дательного, родительного и творительного падежей существительных, предложно-падежные конструкции, сочетание существительных с числительными; образовывать притяжательные прилагательные, закреплять навык звуко-буквенного разбора.

Коррекционно-развивающие:

развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Оборудование:

аудиозапись «Голоса птиц», м/м презентация «Зимующие птицы», панно из ковролина, плоскостные изображения птиц и корма для них (на

липкой ленте), кубик с цифрами и изображениями птиц, плоскостные фигуры для моделирования, мяч, бельевые прищепки трех цветов (красный, синий, зеленый), картинки с изображениями птиц, простые карандаши.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Дети входят, звучит аудиозапись голосов птиц.

  • Чьи голоса вы услышали? (Птичьи.)
  • Посмотрите на экран и назовите птиц, которых вы видите (Ворона, сорока, воробей, дятел, сова, клест, свиристель, голубь)
  • Можем мы услышать сейчас в лесу или на улице голоса этих птиц? (Да. Это зимующие птицы.)
  • А теперь посмотрите, какая птица лишняя на экране? Игра «Четвертый лишний».

  1. Пальчиковая игра «Кормушка».
  • Какая зимой погода? (Холодная, морозная, снежная, вьюжная).
  • Как мы можем помочь птицам перезимовать? (Мы можем сделать кормушки и насыпать птицам корм.)
  • Давайте смастерим кормушку.

Пальчиковая игра «Кормушка» (Дети говорят и выполняют движения):

Ребята дощечки пилили, пилили

(«пилят» ребром одной ладошки по другой) И дружно кормушку для птиц смастерили (постукивание кулачком по ладони)

В нее мы насыплем для птиц угощенье: (щепоткой «сыплют»)

Немного семян и остатки печенья, И сала на ветки развесим немножко. (загибают пальцы на обеих руках)

А чтобы на птичий обед посмотреть, (смотрят через «очки»)

Чуть-чуть отойдем («шагают» пальцами по столу) И не будем шуметь (указательный палец к губам)

  1. Игра «У кормушки». (Падежное управление.)
  • Посмотрите, на нашу кормушку прилетело много птиц. Скажите, кого и чем вы накормите (Дети на ковролине соединяют изображение птицы и корма. Говорят: «Синицу накормим салом. Воробья накормим хлебными крошками. Снегиря накормим рябиной. Ворону накормим гречкой. Голубя накормим семечками. Сороку накормим пшеном.»)

  1. Игра «Что изменилось?»

(Употребление имен существительных в форме родительного падежа единственного числа.)

  • Когда я скажу «ночь», закроете глаза, а когда скажу «день» - откроете и скажите, что изменилось. (Не стало голубя. Снегирь и воробей поменялись местами и т.д.)
  • А какой зимующей птицы не было и не могло быть на кормушке? (Совы.) – Почему? (Это хищная птица, которая питается грызунами и охотится по ночам.)

  1. Выполнение звуко-буквенного анализа слов.
  • Давайте выполним звуковой анализ слова «совы» с помощью разноцветных прищепок. Сложите схему (Выполняют и комментируют действие). Запишите слово буквами.
  1. Физкультминутка «Снегири». (Координация речи с движениями.)

Вот на ветках посмотри (По 4 поворота головы в каждую сторону поочередно)

В красных майках снегири.

Распушили перышки, (Потряхивание кистей рук и по 2 удара ладонями по бокам)

Греются на солнышке.

Головой вертят (Повороты головы) Улететь хотят (Машут руками)

Кыш! Кыш! Улетели! (Кисти рук разжимают – «кыш», машут руками) За метелью, за метелью!

  1. Игра с кубиком «Сколько птиц?».

(Употребление существительных с числительными).

Дети по очереди бросают кубик, на гранях которого изображены разные цифры и птицы (5 снегирей, 4 голубя и т.д.)

  1. Игра «Веселый воробей».

(Употребление предложно-падежных конструкций).

На магнитной доске плоскостные изображения: дом, забор, скамейка, елка, снег.

Логопед демонстрирует действия воробья, а дети говорят, что происходит. (Воробей сел на крышу дома. Воробей улетел с крыши. Воробей залетел за дом. Воробей вылетел из-за дома.)

  1. Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?»

(Образование притяжательных прилагательных.)

  • Я называю часть тела какой-нибудь птицы и бросаю мяч вам. А вы ловите мяч и отвечаете, чья это часть тела и возвращаете мяч мне:

Голова совы (совиная голова) Клюв вороны (вороний клюв)

Крылья снегиря (снегириные крылья) Хвост воробья (воробьиный хвост) Глаза голубя (голубиные глаза)

  1. Игра «Назови ласково».
  • Согревает не только тепло, но и ласковое слово. Давайте назовем наших птичек ласково (У каждого ребенка своя картинка – воробышек, воронушка, голубок, снегирек, синичка, совушка).

  1. Итоги.
  • Что вам больше всего понравилось в занятии?
  • Надеюсь, все птицы хорошо перезимуют и весной порадуют нас своими звонкими песнями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Птицы.»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ«Птицы.»...

Конспект НОД по развитию речи "Птицы - наши друзья! Зимой их забывать нельзя!

Расширить и закрепить представление детей о зимующих птицах (внешнем виде, повадках,  питании) Развивать логическое мышление, внимание, воображение, зрительное и слуховое восприятие, о...

Конспект НОД по развитию речи "Птицы"

laquo;Птицы»Воспитательные задачи:воспитывать интерес к птицам, желание их подкармливать, заботиться о них;воспитывать дружелюбие, умение играть вместе.Образовательные задачи:формировать поняти...

Конспект по речевому развитию "Домашние птицы"

Данное занятие развивает  игровые имитационные движения (звукоподражание);побуждает к выбору лучшего из предложенных решений; развивает физиологическое дыхание; развивает фонематическое восприяти...

Конспект по познавательному развитию "Зимующие птицы"

Конспект по познавательному развитию "Зимующие птицы"...

конспект по познавательному развитию "Зимующие птицы нашего края"

Интеграция: Речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.Цель; Создание условий для расширения представлений о мире живой природы.Задачи:Воспитательная: Воспитыв...