Развитие словарного запаса у дошкольников С ОНР
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Рущицькая Надежда Сергеевна

В статье пойдет речь о обогащении словаря дошкольников родственными словами и словами с переносным значением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие словаря409.6 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие словарного запаса у дошкольников с ОНР

 Обогащение словаря родственными словами

Обучение ребенка подбирать родственные слова – важнейший вид работы, который подготовит его к подбору проверочных слов, без хорошего владения которым в дальнейшем не возможно будет научиться применять на практике грамматические правила.

Дети с бедным словарным запасом имеют большие трудности при подборе родственных слов. Например, к слову «белый» подбирают вместо однокоренных слов «белить, беляк, беленький» другие грамматические формы этого же самого слова «белая», «белые». Мешает этому и неточное понимание смыслового значения многих слов, приводящее к неправильному их подбору. Не чувствуя смыслового «родства» слов, даже старшеклассники нередко к слову «гроза» в качестве проверочного подбирают «град», к слову «ночной» - «начало» и т.п.

Знакомство с родственными словами можно начать со стихотворения:  

                                 Мы слова похожие,

  Как родственники схожие.

Мы живем одной семьей,

Поиграть хотим с тобой.

Первоначально образование родственных слов лучше осуществлять с помощью наглядного материала, детям предлагается назвать родственные слова по картинкам. Например, назовем родственные слова к слову «снег»:

  

снегурочка, снеговик, снежинка, снегоход, снегопад.

Далее подбор родственных слов лучше осуществлять с помощью наводящих вопросов. Здесь при образовании родственных слов детям нужно помогать наводящими вопросами, например: подберем родственные слова к слову «мороз».

Если мороз небольшой, легкий, то как его можно назвать?  (морозец)

Поздней осенью начинаются небольшие …  (заморозки)

Что делает мороз? (морозит)

На морозе можно уши и нос… (отморозить)

Реки и озера зимой… (замерзают)

Иногда вода в них насквозь… (промерзает)

Какая погода бывает во время мороза? (морозная)

А как в это время бывает на улице? (морозно)

Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике? (морозильная)

Что очень вкусное делают из замороженных сливок? (мороженое)

 После нескольких подобных упражнений ребенку предлагается самостоятельно подбирать родственные слова к заданному или выбранному им самим слову. Наводящие вопросы в этом случае нужно задавать лишь после того, как он полностью закончит подбор «доступных» ему слов.

Наибольшей заинтересованности у детей в данной работе можно достичь, создавая с детьми какое-либо изображение, например, дерево из родственных слов. Подберем родственные слова к слову «соль» и украсим веточки дерева.

                           

Можно предложить украсить кактус родственными словами. Посмотрите, сколько родственных слов можно подобрать к слову «варить».

При выполнении такого задания дети стремятся подобрать как можно больше родственных слов, чтобы заполнить все пустующие места на картинке.

Для обогащения словаря родственными словами у дошкольников хорошо использовать рифмованные тексты для заучивания:

ДРУЖАТ ДРУЗЬЯ И ПОДРУГИ,

ДРУЖНО все вместе живут.

Их отношенья друг с другом

ДРУЖБОЮ люди зовут.

СНЕЖНОЙ зимой очень СНЕЖНО.

Ведь СНЕГ – из СНЕЖИНОК нежных.

СНЕГОПАДЫ бывают порой.

СНЕГОВИК наш стоит под горой.

Все РЫБЫ и РЫБКИ живут лишь в воде

И плавают вольно везде.

РЫБАЧИТЬ приходят порой РЫБАКИ,

Чтоб РЫБНОЙ покушать ухи.

Можно не сомневаться в том, что в результате таких упражнений  ребенок довольно быстро поймет сам принцип подбора родственных слов и овладеет этим навыком на доступном его возрасту уровне.

Обогащение словаря словами с переносным значением

В русском языке есть слова, которые используются не в прямом, а в переносном, т.е. иносказательном смысле. Понимание этого нужно обязательно воспитывать у ребенка уже с дошкольного возраста, потому что иначе ему будет непонятен смысл многих выражений, да и сам он сможет выражать свои мысли довольно примитивно. Ведь даже в таких привычных нам выражениях, как «дождь пошел», «снег идет», «часы идут», «уходит корабль в море», «поезд приходит утром», «ребенку пошел второй годик» и т.д. слова «идет, пошел» употребляются в переносном смысле, поскольку ходить можно только при помощи ног. Но если подобные фразы в силу повседневности их употребления ребенку вполне понятны, то смысла многих других переносных выражений он понять не сможет.

Например, на вопрос о том, что значит «золотые руки», многие дети отвечают, что руки сделаны из золота. А это значит, что им нужно объяснить, почему обычные человеческие руки иногда называются «золотыми». Это относится и ко всем другим случаям употребления слов в переносном значении.

Ребенок должен научиться понимать, что во всех переносных выражениях используется какое-то одно особенно «яркое» качество определенного предмета, которое «переносится» на другие предметы для более выразительной, более образной и тонкой их характеристики. Например, когда мы говорим золотые руки, золотая голова, золотое сердце или даже самого человека называем «золотым», то здесь учитывается только одно качество золота – его очень большая ценность, драгоценность. И этим мы как будто хотим сказать, что данного человека или его умелые руки, доброе сердце, умную голову мы ценим не меньше, чем само золото.

Когда же речь идет о «золотой осени», «золотом солнце» или «золотых волосах», то здесь на эти предметы «переносится» другое качество золота  – его цвет. И это выражение является гораздо более образным, более поэтичным и тонким, чем, если бы мы просто сказали, что осень хорошая, а солнце и волосы – желтого цвета.

При словах «золотая осень» перед глазами невольно возникает картина прекрасного осеннего леса с очень красивым «убором» деревьев, листья которых имеют самые разные оттенки желтого цвета. При простых же, обыденных словах такой картины возникнуть просто не может. И очень важно, чтобы ребенок научился понимать, а затем и сам употреблять в своей речи переносные выражения.

Эффективным приемом является использование зарифмованных текстов с прямым и переносным значением слов:

ХОДЯТ не только люди и звери,

Но и ЧАСЫ, ПОЕЗДА, КОРАБЛИ…

Можешь ты в это, дружок, поверить?

И ДОЖДИК ИДЕТ, не касаясь земли.

Встретил я ТЕПЛЫЙ ВЗГЛЯД,

ТЕПЛОЙ была наша ВСТРЕЧА,

ТЕПЛОЙ БЕСЕДА была,

Теплым был летний вечер.

Человек поднимается в горы.

НАСТРОЕНЬЕ у нас ПОДНЯЛОСЬ,

ПОДНИМАЮТСЯ ВЕТЕР и ВОЛНЫ,

ПОДНИМАЕТСЯ БУРЯ всерьез.

Принести можно разные вещи:

Чемоданы, тетради, посуду…

ПРИНЕСТИ можно ДОБРЫЕ ВЕСТИ,

И пусть они будут с нами повсюду.

Наибольшую работу над переносным значением слов нужно продолжать как в плане закрепления приведенных здесь переносных выражений, так и в направлении «поиска» все новых и новых слов, употребляемых в переносном значении:

«бегут» годы, минуты;

«течет» время,

«скачут» температура, давление, мысли;

«сладкие» надежды,

«темный» человек и т.д.

Какие-либо границы установить невозможно, но основной принцип один: чем больше переносных выражений усвоит ребенок, тем лучше и глубже он будет понимать литературные и другие произведения и тем богаче и образнее будет его собственная речь.

Учитель-логопед: Рущицькая Надежда Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие словарного запаса у дошкольников.

Игры на развитие словарного запаса у дошкольников....

Картотека игр по развитию словарного запаса у дошкольников

Картотека игр по развитию словарного запаса у дошкольников...

Психолого-педагогические основы развития словарного запаса старших дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Солнышко»         Психолого-педагогические основы развития словар...

«Речевое развитие. Упражнения на классификацию слов языка и пополнение словарного запаса у дошкольников»

Прежде чем ребенок начнет читать, ему предлагают научиться писать! С точки зрения традиционной системы – этот парадокс объясняется тем, что при чтении ребенок не просто занимается угадыванием бу...

Рекомендации для родителей по развитию словарного запаса дошкольников 5-7 лет

Родителям нужно очень внимательно отнестись к развитию активного словаря своего ребёнка. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизн...

Развитие словарного запаса дошкольников

Словарный запас дошкольника расширяется по мере увеличения представлений об окружающей действительности. Объем словаря во многом зависит от того, какие возможности для развития речи были предоставлены...

Речевые игры для развития словарного запаса старших дошкольников.

        Консультация для родителей старших дошкольников        Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребёнка – это...