Картотека "Пальчиковые игры"
материал по развитию речи (старшая группа)

Крупенич Екатерина Александровна

Для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovye_igry.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр

для детей старшего дошкольного возраста

«Фонарики»

Цель: Развитие связной речи, мелкой моторики, стимуляция и развитие речевых центров.

Вот фонарики горят,

всех ребяток веселят! (пальцы растопырены)

Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак) Т

ы скорей домой беги! (руки спрятаны за спину).

«Кулачок».

Цель: Развитие мелкой моторики, стимуляция и развитие речевых навыков при проговаривание текста с движениями пальцев.

Этот пальчик — маленький(загибаем мизинчик)

Этот пальчик — слабенький(загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик — длинненький(загибаем средний пальчик)

Этот пальчик — сильненький(загибаем указательный пальчик) Этот пальчик — толстячок(загибаем большой пальчик)

Ну а вместе кулачок!

«Ушки зайчика»

Цель: Развитие мелкой моторики, стимуляция и развитие речевых навыков при переключении движений пальцев рук.

Поиграли – отдохните,

Ваши пальчики встряхните,

(1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их).

Сгибайте ваши пальчики,

Совсем как ушки зайчики.

(3–4 строчки – обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз).

«Сосчитай братьев»

Цель: Развитие мелкой моторики, стимуляция и развитие речевых навыков при переключении движений пальцев рук и проговаривание строк стихотворения.

Всех помощников опять

Надо быстро сосчитать:

Этот брат дрова рубил,

(1–2 строчки – хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую)

Этот братец щи варил,

Этот брат готовил кашу

На семью большую нашу.

Этот веником махал,

Чисто-чисто подметал,

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки.

(3–8 строчки – в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной руки растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец)

Затем повторяем все для другой руки.

«Мишки на дорожках»

Цель: Развитие и стимуляция речевых навыков, развитие кисти руки и совместной координации движений пальцев рук.

Две ладошки – два домишки,

Там живут бродяги-мишки.

Вот поспят они немножко,

И помчатся по дорожкам,

А дорожки – две руки,

(1–4 строчки – сжимаем и разжимаем кулаки)

Ну-ка, мишкам помоги:

Их на санки посади,

По дорожкам прокати!

(5–8 строчки – сомкнутыми пальцами одной руки поглаживаем внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делаем то же самое другой рукой).

Игру можно повторить несколько раз.

«Горошки»

Цель: Развитие и стимуляция речевых навыков при проговаривании стихотворения, развитие кисти руки и совместной координации движений пальцев рук.

Раскатились по дорожке,

Разноцветные горошки.

(1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки).

Птички весело клюют,

Нам горошки не дают,

(3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки).

Дайте мне горошинку!

(5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку).

Я такой хорошенький!

(6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове).

«Кошка»

Цель: Развитие мелкой моторики, стимуляция и развитие речевых навыков при переключении движений пальцев рук.

Вот кулак (показываем кулачек)

А вот ладошка (показываем ладошку)

На ладошку села кошка (ставим свои пальцы на ладонь малыша)

И крадется потихоньку (2-3 раза пальцы шагают по руке)

Видно мышка там живет (щекочем).

«Курочка»

Цель: Развитие мелкой моторики, стимуляция и развитие речевых навыков при переключении движений пальцев рук и осязании частей тела.

Курочка — рябушечка

По двору гуляла,

По двору гуляла,

(не спеша «проходятся» указательным и средним пальцем по бедрам)

Цыпляток считала.

— Раз, два, три, четыре, пять!

(загибают пальчики на одной руке)

Посчитаю их опять:

(грозят указательным пальцем)

Раз, два, три, четыре, пять!

(загибают пальчики на другой руке).

«Киска»

Цель: Развитие мелкой моторики, стимуляция и развитие речевых навыков при проговаривании строк стихотворения и переключении движений пальцев рук при осязании частей тела.

Есть у киски глазки, (показывают свои глазки)

Есть у киски ушки, (показывают ушки и шевелят ими)

Есть у киски лапки,

Мягкие подушки. (сжимают и разжимают кулачки)

Киска, киска, не сердись (грозят пальчиком)

Не царапай деток, Брысь! (хлопок в ладоши)

«Игрушечный зайчик в лесу»

Цель: Развитие мелкой моторики, стимуляция и развитие речевых навыков при переключении движений пальцев рук при осязании своих частей тела и другого ребенка.

Ах, как жутко на лесной лужайке (руки, на щеки, покачивание головой) Бедному игрушечному зайке («ушки зайчика»)

Кружится над зайкой стрекоза (руки в кулаки, выставив указательный и средний пальцы, быстро ими шевелить)

И глядит, глядит во все глаза. («глаза стрекозы»)

И пчела все уши прожужжала, (приставляют пальцы к ушам – «не слышать») У нее ужаснейшее жало (руки в кулак, выставление указательного пальца)

И жуки рогатые ползут (руки на колени, перебирание пальцами)

Ахнуть не успеешь (взяться за голову руками)

Загрызут. (пощекотать кого-нибудь рядом)

Бегают по зайчику мурашки (быстро перебирать пальцами по груди)

Ах, как страшно зайчику-бедняжке. («ушки зайчика»).

«Капустка»

Цель: Развитие чувства темпа и ритма, стимуляция и развитие речевых навыков при переключении движений пальцев рук.

Мы капустку рубим-рубим,

(постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям)

Мы капустку солим-солим,

(поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим)

Мы капустку трём-трём,

(потирать кулачок о кулачок)

Мы капустку жмём-жмём.

(сжимать и разжимать кулачки).

Проговаривание стихотворения по определенному ритму, темп можно убыстрять при полном заучивании стихотворения.

«Наши алые цветки»

Цель: Развитие мелкой моторики, стимуляция и развитие речевых навыков при проговаривании текста и переключении движений пальцев рук из сомкнутого положения пальцев в развернутое и наоборот.

Наши алые цветки:

Ладони соединить лодочкой перед собой («молитвенная» поза)

Распускают лепестки,

(По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными)

Ветерок чуть дышит,

(Подуть на руки – «цветки»)

Лепестки колышет.

(Подвигать пальцами вперед- назад).

Наши алые цветки закрывают лепестки,

(По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой)

Головой качают,

(Покачать ладонями вправо – влево)

Тихо засыпают.

(Положить голову на сложенные ладони).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...