Конспект познавательно-речевого досуга с использованием технологии ТРИЗ "Здравствуй, сказка"
план-конспект занятия по развитию речи

Шевченко Елена Александровна

Открытое занятие с применением ТРИЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyati_e_po_triz_zdravstvuy_skazka.doc26.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               

                                                                                             

Конспект познавательно-речевого досуга с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе "Здравствуй, сказка"

                                                                                                                     

Аннотация:

Данный досуг направлен на развитие творческого мышления и воображения и служит для закрепления приемов работы по системе ТРИЗ ( хорошо-плохо, метод  маленьких человечков, морфологический анализ, ассоциативные связи). Использование элементов системы ТРИЗ позволило сделать это  мероприятие  более увлекательным, побуждало детей мыслить нестандартно, проявлять свою индивидуальность, учило творить и не стесняться своего творчества.

Актуальность:

Развитие творческого воображения. Может использоваться педагогами для старшего дошкольного возраста.

Основные педагогические технологии, методы, приемы:

ТРИЗ, моделирование, использование ЭОР – электронное слайд- шоу, театрально- игровые приемы.

Форма организации : групповая

Цель:

Развивать  творческое  воображение.

Образовательные задачи:

1.Обощить и закрепить представления детей о свойствах и качествах предметов (звук, материал, движение, запах) и частицах, из которых состоят предметы (твердые, жидкие, газообразные)

2.Упражнять в умении работать с моделями: понимать их значения, применять для решения учебной задачи

3. Упражнять в умении описывать предмет, выделять различные свойства предметов и использовать их при придумывании новых, универсальных вещей

4.Закреплять навыки подбора антонимов

5.Активизировать речь детей путем подбора прилагательных ( определений)

6. Упражнять в образовании сложных слов (слов, образованных при слиянии двух существительных)

Развивающие задачи:

1.Развивать интеллектуально-творческое мышление

2.Развивать мыслительные операции (анализ, классификацию) и умственную активность

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать интерес к русским народным сказкам

2.Воспитывать умение работать в коллективе, слушать своих товарищей, уважать их мнение, отстаивать свою точку зрения.

Дидактические пособия:

-модели свойств предметов (звук, материал, движение, запах)

-модели предметов и веществ (твердые, жидкие, газообразные)

-предметные картинки

-изображения частей животных

-компьютер, проектор, доска

-аудиальные: музыкальный центр

Подготовительная работа:

Чтение русских народных сказок, подбор антонимов к словам существительным, определение материала и составление схемы - маленькие человечки, игры "Логический поезд", "Ералаш", "Чудесные вещи".

Используемая литература и интернет – ресурсы:

1.Удивительные истории (конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста) – под редакцией Финкельштейн Б.Б. – СПб, 1999

2. topreferat.znate.ru/docs

3. nsportal.ru/detskii-sad/razvitie

4. mistergid.ru/children/book

5. maaam.ru/detskijsad

6. twirpx.com

7. dohcolonoc.ru/

Ход занятия:

Воспитатель: -Здравствуйте, ребята. Скажите, вы сказки любите?

-Какие бывают сказки? ( народные и авторские)

-А герои в сказках бывают разные по характеру и внешнему виду

-Давайте поиграем: я вам буду говорить какой герой, а вы подбирайте к нему противоположное определение :

Добрый…..(злой)

Жадные…(щедрые)

Умные…(глупые)

Хитрые…(простодушные)

Ленивые…(трудолюбивые)

Красивые…(уродливые)

Храбрые…(трусливые)

Толстые…(худые)

Высокие…(низкие)

Шустрые…(медлительные)

Ласковые…(грубые)

-Молодцы! А еще одну сказку вы узнаете, если посмотрите на экран (На экране слайды из сказки «Гуси-лебеди»- печка, речка, яблоня, Баба-Яга с гусями лебедями)

-Вы бы хотели попасть в сказку?

Входит девочка Аленушка.

-Услышала я, что вы о моей сказке говорите. Вот и решила попросить вас о помощи. Беда случилась в моей сказке- заколдовала Баба-Яга печку, яблоньку и речку. Не могут они мне больше помочь- спрятать от гусей-лебедей. Отбирают гуси-лебеди у меня братца Ванечку. Яблонька, печка и речка такие сложные задания просят выполнить, что мне самой и не справиться. А вы к школе готовитесь- все знаете. Помогите мне, пожалуйста!

-Ребята, поможем Аленушке?

-Дорога нам предстоит дальняя и трудная. Давайте к ней немного подготовимся.

Проводится физкультминутка под музыку.

Вот теперь мы готовы. Возьмитесь за руки и Аленушка поведет нас в сказку. (дети идут в волшебные двери)

Воспитатель: -Вот мы и в сказке. Давайте подойдем к яблоньке и посмотрим, что она приготовила для нас.(задание в конверте - собрать бусы из яблок)

Смотрите! Яблоки необыкновенные, на них нарисованы картинки. Нужно расположить картинки так, чтобы каждая следующая была чем-то похожа на предыдущую. (детям раздаются картинки-яблоки и они составляют ассоциативную цепочку)

Аленушка: А вот еще два яблока осталось. Их тоже надо добавить в наши бусы.

Воспитатель: -С этим заданием мы справились. Молодцы. Пора идти дальше.

Дети берутся за руки и змейкой под музыку идут за Аленушкой

 Давайте подойдем к печке и посмотрим, какое задание она приготовила.(задание в конверте - создать необычную кастрюлю)

Аленушка: Я не знаю как это сделать. Что я не предлагала печке ей все не нравится. И поэтому онан е хочет готовить.

Воспитатель: А у нас есть интересная игра. И она поможет создать необычную кастрюлю.

Проводится игра "Чудесные вещи":

1.Материал (мяч резиновый, стакан, деревянная ложка, кошелек, гвоздь)

2.Способ передвижения (заяц, воздушный шарик, юла, вертолет, куриные ноги)

3.Звук (магнитофон, колокольчик, «мешочек со смехом», дудочка, корова)

4.Запах (роза, конфета, духи, фрукты, костер с дымом)

-Какая у нас получилась кастрюля?....

-Что в ней хорошо, что плохо?

-Как сделать, что бы в нашей кастрюле все было хорошо?

Аленушка: "А как сделать так, что бы все было в кастрюле хорошо? "(дети высказывают свои предположения)

Спасибо вам ребята. Одной бы мне не справиться. Пойдем дальше."

Дети берутся за руки и змейкой под музыку идут за Аленушкой

Воспитатель: -А теперь нас ждет речка. Какие же она приготовила нам задания? (задания в конверте - определить из чего состоят предметы на картинках - "Метод маленьких человечков")

Воспитатель: Для этого у нас есть специальные схемы.

Аленушка: А что они обозначают?

Детям раздаются картинки с предметами и они с помощью кругов (твердое тело - красные круг, жидкое - желтый, газообразное - голубой) выкладывают из чего состоят предметы на картинках)

Картинки:

1.Стол с пролитым на нем чаем (тв.+жидкость)

2.Чашка с чаем ( тв.+ жидкость)

3.Из тучек на землю падает дождь (газ.+жидкое+тв.)

4.Сосульки на крыше (тв. + жидкое)

5.Яйцо (тв. + жидкое)

6.Из трубы дома идет дым (тв.+газ.)

7. Тарелка с супом (тв. + жидкое)

8.Банка с яблочным компотом (тв. + жидкое)

9.Ванна с водой (тв. + жидкое)

10.Ложка с лекарством (тв.+ жидкое)

11.Капельки дождя на зонте (тв. +жидкое)

Воспитатель -Вот мы и выполнили все задания – помогли Аленушке. Теперь и печка, и речка, и яблонька расколдованы и  Аленушка сможет спасти братца от Бабы-яги. (из-за двери доносится голос: "Аленушка")

Аленушка: -А вот меня и братец завет! (Аленушка берет братца и входит с ним в зал)

-Спасибо вам, ребята за помощь. Без вас не спастись мне от гусей- лебедей, не забрать бы Иванушку от Бабы-Яги. Пора нам в деревню возвращаться. Но что-то страшно мне…Батюшка и матушка еще не вернулись с ярмарки, а собака Жучка у нас такая добрая. Не сможет она нас защитить.

Воспитатель: - Что же делать? Наверное нужно придумать необычное животное, которое гуси-лебеди не знают, что бы они побоялись подлететь к вам.

Проводится игра «Ералаш» (необходимо составить животное из 3-хчастей-голова, туловище, ноги)

Дети дают ему название, рассказывают, где он живет, чем питается, что в нем хорошо, а что плохо

Аленушка: "Ребята какие вы дружные и умелые. Как я рада ,что вас встретила."

Воспитатель: -Мы тоже очень рады что с тобой познакомились. И доброе дело сделали, и задания интересные выполнили. А еще у нас для тебя есть веселый танец (дети выполняют танцевально-ритмические движения под песню "Новый день")

Аленушка: "А теперь мне пора прощаться. Батюшка и матушка, наверное, уже с ярмарки приехали. Много подарков привезли. Я и вам на память хочу подарить небольшие подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В гости к ёжику» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с использованием технологий дифференцированного подхода во второй младшей группе

«В гости к ёжику» Конспект  организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с использованием  технологий дифференцированного подхода  во второй...

«В гости к ёжику» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с использованием технологий дифференцированного подхода во второй младшей группе

«В гости к ёжику» Конспект  организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с использованием  технологий дифференцированного подхода  во второй...

Конспект познавательно-речевого досуга с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе "Здравствуй, сказка!"

Данный досуг направлен на развитие творческого мышления и воображения и служит для закрепления приемов работы по системе ТРИЗ ( хорошо-плохо, метод  маленьких человечков, морфологический анализ, ...

Конспект совместной образовательной деятельности (с использованием технологий ТРИЗ) во второй группе раннего возраста. "Украсим ёлочку".

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: Учить детей располагать детали на всей поверхности листа. Развивать мелкую моторику рук, глазоме...