Конспект занятия по развитию речи по лексической теме « Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Колесова Татьяна Алексеевна

Конспект занятия по развитию речи по лексической теме « Зима»

Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы, совершенствовать грамматический строй речи: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, выделять « родственные» ( однокоренные слова).Формировать навыки сотрудничества и доброжелательности. Формировать умение анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию классифицировать их;

– Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, вербальную память, логическое мышление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи по лексической теме « Зима»

(старшая группа)

Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы, совершенствовать грамматический строй речи: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, выделять « родственные» ( однокоренные слова).Формировать навыки сотрудничества и доброжелательности. Формировать умение анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию классифицировать их;

– Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, вербальную память, логическое мышление;

Материал для занятия:Снежинки, письмо, ватные диски, трубочки, 2 плаката ( зимний и летний), аудиозапись для дыхательных упражнений, блестки и трафареты

Ход занятия:

 Входим в группу и здороваемся в гостями!

 Ребята, кто знает, какое сейчас время года?
А как вы узнали?
Ответы детей (зима; на улице снег, холодно, деревья стоят голые, морозно).
- Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Она не простая - волшебная! Давайте-ка ее рассмотрим. Какая она?
Ответы детей (большая, красивая, блестящая, серебристая).
Да это же письмо от Дедушки Мороза!  вот только чтобы его прочитать надо произнести волшебные зимние слова

Ос ос ос к нам идет Дед Мороз

Са са са - верю в чудеса

Ус ус ус на нашей елке много бус

Ес ес ес  -красивый хвойный лес

Ис  ис ис  - полетел снежочек вниз

 Ас ас ас - не замерзнем мы сейчас

 Су су су - снег для опыта несу

Теперь можно и открыть

Сейчас я вам его прочту:
«Здравствуйте, ребята! Я – Дед Мороз, прислал вам письмо-снежинку с просьбой о помощи. Вредная Баба Яга запутала мне дорожку в ваш сад, но сказала, если вы  выполните различные важные задания, то она даст вам волшебные блестки - вы рассыпите их около сада и они помогут найти мне дорожку на ваш утренник.У меня для вас есть несколько заданий.  Она  спрятала задания в разных уголках вашей группы. Ищите снежинки подсказки»

Ну что, ребята, попробуем разгадать зимние загадки и задания? Поможем Дедушке Морозу?
Тогда читаю дальше:
«Первая игра – «Доскажи словечко», это интересные загадки, которые находятся там, где живут книжки.»
Как вы думаете, где Яга спрятала первое задание?

Баба Яга испортила строчки из  стихотворений, давайте попробуем отгадать , и найти  нужные слова:
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю… снег
С неба всё скользят пушинки - серебристые… снежинки
На деревья, на лужок, опускается… снежок
Вот веселье для ребят - все сильнее… снегопад
Все бегут в перегонки, и хотят играть в… снежки
Словно в белый пуховик, нарядился… снеговик
Рядом – снежная фигурка, внучка дедушки… снегурка
На деревьях, посмотри, с красной грудкой… снегири
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…снег

А кто догадался что общего в наших ответах? ( родственные слова)

Второе задание спрятано там- где живут мячики ( физкультурный уголок)
Задание называется " Назови ласково"

Ребята, я буду кидать вам мяч, называя слово, а вы мне будете его возвращать называя это слово ласково, например: зима – зимушка.
Сапоги - сапожки
Мороз - морозец
Снег - снежок
Лёд - ледок
Ветер - ветерок
Шапка - шапочка
Шарф - шарфик
Санки - саночки
Шуба - шубка
Снеговик - снеговичок
Льдина - льдинка

Справились? Читаем дальше-
Следующее задание ждёт вас там, где готовят вкусную еду».
Игра «Сдуй снежок».
На столе трубочки и диски

Молодцы справились, читаем дальше)

Следующее задание в уголке нашего города. А сейчас поиграем в игру « Составь словосочетание». Я говорю вам два отдельных слова, а вы мне словосочетание.
Зима и месяц – зимний месяц.
Холод и лед. – холодный лед.
Колючка и иголка – колючая иголка.
Сила и мороз – сильный мороз.
Лёд и дворец – ледяной дворец.
Снег и зима – снежная зима.
Зима и вечер – зимний вечер.
Серебро и сосулька – серебряная сосулька.

Игрушка и елка - елочная игрушка

Сосна и шишка - сосновая шишка

Читаем дальше След.задание в уголке рисования. У нас есть пустой зимний пейзаж и Дедушка Мороз очень хочет увидеть знаете ли вы чем можно заниматься зимой.Но Баба Яга снова повредничала и перепутала лето и зиму-давайте мы с вами картины оформим по сезонам. Приклеиваем и потом выслушиваем ответы.

Воспитатель. Сколько зимних месяцев?

Дети. Три месяца.

Воспитатель. Назовите их, пожалуйста.

Дети. Декабрь, январь, февраль.

Я ребята хочу вам предложить одну игру. Я читаю стихотворение, а вы ребята должны внимательно слушать и уловить наверное слово

1. В лесу родилась розочка

В лесу она росла

Зимой и летом стройная

Оранжевой  была.

2. Маленькой елочке

Жарко зимой

Из лесу ёлочку

Взяли мы домой

3. Красный снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится

4. Новый год мы очень ждали

Березу с мамой наряжали

Чтобы злючка  Дед Мороз

Нам подарки не принес

Итог занятия: ответы на вопросы воспитателя: Что нового вы сегодня узнали? Легко вам было справится в заданиями? Что было интересного?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное открытое логопедическое занятие для педагогов Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи ребенка» Лексическая тема: «Зима»

Программные задачи:развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц;продолжать работу над выработкой четких артикуляционных позиций губ и языка;улучшать координацию движений пальцев рук;вырабат...

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зима"

Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах....

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зимующие птицы»

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на в...

Конспект занятия в подготовительной группе по лексической теме «Зима. Зимние забавы»

Конспект занятия в подготовительной группе по лексической теме  «Зима. Зимние забавы»Цель: систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях, приметах и забавах.Коррекционно-образовательные ...

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зимующие птицы»

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать ...

Конспект занятия в подготовительной группе по лексической теме «Зима. Зимние забавы»

Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях, приметах и забавах....