Конспект занятия по развитию речи по лексической теме "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: создание условий для развития речи дошкольников подготовительной группы по лексической теме «Зимующие птицы».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по речевому развитию в подготовительной к школе группе.
Цель: создание условий для развития речи дошкольников по лексической теме «Зимующие птицы».
Задачи:
- Развивать у детей умение образовывать сложные слова посредством
слияния основ.
- Продолжать формировать у детей умение делить слова на слоги.
- Учить детей понимать переносный, образный смысл пословиц.
- Развивать память, внимание.
- Воспитывать интерес к пословицам, народной мудрости.
Методические приемы:
• Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок.
• Наглядные – рассматривание иллюстраций птиц, иллюстраций к пословицам.
•Практические – словесная дидактическая игра, логоритмическая игра, выполнение заданий на определение количества слогов в слове
Предварительная работа: прогулки, наблюдения за птицами, чтение произведений о зиме, птицах; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме.
Демонстрационный материал: картинки зимующих птиц, иллюстрации к пословицам.
Раздаточный материал: задания на листах а4 с изображением птиц и слоговой схемы для слов с двумя и тремя слогами.
Ход занятия
Организационный момент:
Тихо звучит запись пьесы П.И, Чайковского «Зимнее утро».
Воспитатель: Ребята посмотрите сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Скажем здравствуйте руками (машут)
Скажем здравствуйте глазами (моргают)
Скажем здравствуйте мы ртом (здороваются)
Станет всем светлей кругом
Воспитатель: Ребята, мы с вами сейчас находимся в нашем детском саду, а я хочу вместе с вами отправиться в путешествие. Но для этого мы с вами должны произнести волшебные слова.
А какие волшебные слова вы знаете?
Ответы детей:
Ну, что же произносим волшебные слова: Абра-кадабра, закрываем глаза! Вот мы и попали с вами …
А куда мы с вами попали?
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на экран: скажите, что там изображено? (На экране изображен лес).
А как вы догадались, что это лес? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, послушайте аудиозапись и отгадайте, в какое время года она была сделана (щебетание птиц).
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, а теперь обратим внимание на наш вид из окна.
Воспитатель: По каким признакам вы определите, что сейчас зима?
Ответы детей:
Воспитатель: Слышите ли вы щебетание и пение птиц на улице?
Воспитатель: Как вы думаете, почему так тихо?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, можно сказать, что природа спит, отдыхает. Пения и щебетания птиц не слышно. Но, всё-таки, некоторые пернатые остались. Почему?
Ответы детей:
Воспитатель: Эти птицы могут добыть себе корм. Ведь птица боится не холода, а ….
Ответы детей: голода!
Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас задания, все они будут связаны с темой зимующие птицы. Готовы выполнить их? Тогда давайте вспомним правила поведения на занятиях.
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними
Основная часть:
Вот и первое задание.
Воспитатель: Давайте вспомним, кто из птиц остался зимовать в городе и в лесу.
Перед детьми мольберт, на котором размещены картинки птиц (синица, снегирь, дятел, сова, голубь, воробей, ворона, сорока)
Дидактическая игра на развитие слуховой памяти: «Назови всех птиц»
Дети, отвечая на вопрос, кто из птиц остался зимовать, запоминая предыдущий ответ, добавляют свой. Таким образом, дети называют цепочку слов – названий птиц, стараясь удержать в памяти все ответы детей. «Из птиц остались зимовать ворона, сорока и т.д..»
Воспитатель: Ребята, подумайте, и ответьте мне, что общего есть у всех птиц?
Ответы детей:
Воспитатель: А чем они отличаются?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, окрасом, размером клюва, лапок.
Воспитатель с помощью мячика спрашивает каждого ребёнка, при необходимости корректирует ответ:
Если у воробья короткий клюв, значит воробей какой? Короткоклювый.
Если у воробья короткие лапки, значит воробей какой? Коротколапый.
Если у воробья короткий хвост, значит воробей какой? Короткохвостый.
Если у снегиря красная грудь, значит снегирь какой? Красногрудый.
Если у снегиря черная голова, значит снегирь какой? Черноголовый.
Если у синицы жёлтая грудь, значит какая синица? Желтогрудая синица.
Если у сороки белые бока, значит какая сорока? Белобокая.
Если у сороки длинный хвост, значит какая сорока? Длиннохвостая.
Молодцы и с этим заданием вы справились.
Воспитатель: Ребята, любите отгадывать загадки? А сами загадывать загадки, любите?
Перед детьми картинки с птицами, расположены на мольберте.
Воспитатель: Коротколапый, сизокрылый, кто это?
Воспитатель: Остроклювая, бесшумная, кто это?
Затем каждый из детей тренируется в составлении загадки по образцу воспитателя, остальные ребята отгадывают.
Воспитатель: пришло время для разминки, приглашаю вас за столы.
Физминутка (координация речи с движением), проводится за столами (педагог обращает внимание на правильную посадку за столом). Во время чтения стихотворения, дети совершают круговые движения мячиком о стол левой рукой, как только слышат название птицы – стучат однократно карандашом.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три сороки были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
а в четверг со всех краёв
Стая серых воробьев.
В пятницу в столовой нашей дятел лакомился кашей
А в субботу, воскресенье было общее веселье.
Воспитатель: Ребята, у вас уже получается делить слова на слоги. Давайте, вспомним, каким способом мы это делаем. Например, друзья Паша и Никита гуляли по лесу, потеряли друг друга из виду. Как они звали друг друга?
Тыльная сторона кисти под подбородком, дети растягивают слова и считают количество слогов.
Воспитатель: У зимующих птиц - птичье собрание и они будут рассаживаться по следующему правилу: на сосну сядут птицы, в названии которых два слога, а на ель – в названии которых три слога. (Дети выполняют задание в паре за столами, раскладывают изображения птиц согласно условию).
Воспитатель: Вижу, вы закончили. Миша, куда села ворона? (Дети дают полный ответ: «Ворона села на ель, так как в слове ворона три слога». Осуществляется проверка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти иллюстрации и угадайте, к какой из пословиц они подходят.
Воспитатель зачитывает пословицу, дети соотносят её с иллюстрацией, с помощью взрослого раскрывают значение пословицы.
- Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь! (сказанное слово уже невозможно вернуть назад)
- Птицы сильны крыльями, а люди дружбой. (пословица, которая подчёркивает, что сила и успех достигаются благодаря сотрудничеству и поддержке друг друга)
- Красна птица опереньем, а человек – ученьем. (знания, образование человека — одно из достоинств, которые высоко ценятся)
Заключительная часть.
Воспитатель: Каждый из вас хорошо потрудился, нам пора возвращаться из нашего путешествия. С каким настроением вы уходите из леса?
Я вам предлагаю поиграть я начну, а вы продолжите:
-сегодня я узнал…
-было трудно…
-я понял, что…
-я научился…
-я смог…
-было интересно узнать, что…
-меня удивило…
-мне захотелось
Воспитатель: ребята, попрощайтесь с гостями. Я приготовила вам подарок - раскраски с зимующими птицами, предлагаю вам раскрасить рисунок с зимующей птицей в группе.
