Конспект занятия по развитию речи по лексической теме "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Стрелкова Мария Андреевна

Цель: создание условий для развития речи дошкольников подготовительной группы по лексической теме «Зимующие птицы».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_madou_ds_78.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по речевому развитию в подготовительной к школе группе.

Цель: создание условий для развития речи дошкольников по лексической теме «Зимующие птицы».

Задачи:

  1. Развивать у детей умение образовывать сложные слова посредством

слияния основ.

  1. Продолжать формировать у детей умение делить слова на слоги.
  2. Учить детей понимать переносный, образный смысл пословиц.
  3. Развивать память, внимание.
  4. Воспитывать интерес к пословицам, народной мудрости.

Методические приемы:

• Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок.

• Наглядные – рассматривание иллюстраций птиц, иллюстраций к пословицам.

•Практические – словесная дидактическая игра, логоритмическая игра, выполнение заданий на определение количества слогов в слове

Предварительная работа: прогулки, наблюдения за птицами, чтение произведений о зиме, птицах; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме.

Демонстрационный материал: картинки зимующих птиц, иллюстрации к пословицам.

Раздаточный материал: задания на листах а4 с изображением птиц и слоговой схемы для слов с двумя и тремя слогами.

Ход занятия

Организационный момент:

Тихо звучит запись пьесы П.И, Чайковского «Зимнее утро».

Воспитатель: Ребята посмотрите сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Скажем здравствуйте руками (машут)

Скажем здравствуйте глазами (моргают)

Скажем здравствуйте мы ртом (здороваются)

Станет всем светлей кругом

Воспитатель: Ребята, мы с вами сейчас находимся в нашем детском саду, а я хочу вместе с вами отправиться в путешествие. Но для этого мы с вами должны произнести волшебные слова.

А какие волшебные слова вы знаете?

Ответы детей:

Ну, что же произносим волшебные слова: Абра-кадабра, закрываем глаза! Вот мы и попали с вами …

А куда мы с вами попали?

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на экран: скажите, что там изображено? (На экране изображен лес).

А как вы догадались, что это лес? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, послушайте аудиозапись и отгадайте, в какое время года она была сделана (щебетание птиц).

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, а теперь обратим внимание на наш вид из окна.

Воспитатель: По каким признакам вы определите, что сейчас зима?

Ответы детей:

Воспитатель: Слышите ли вы щебетание и пение птиц на улице?

Воспитатель: Как вы думаете, почему так тихо?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, можно сказать, что природа спит, отдыхает. Пения и щебетания птиц не слышно. Но, всё-таки, некоторые пернатые остались. Почему?

Ответы детей:

Воспитатель: Эти птицы могут добыть себе корм. Ведь птица боится не холода, а ….

Ответы детей: голода!

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас задания, все они будут связаны с темой зимующие птицы. Готовы выполнить их? Тогда давайте вспомним правила поведения на занятиях.

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними

Основная часть:

Вот и первое задание.

Воспитатель: Давайте вспомним, кто из птиц остался зимовать в городе и в лесу.

Перед детьми мольберт, на котором размещены картинки птиц (синица, снегирь, дятел, сова, голубь, воробей, ворона, сорока)

Дидактическая игра на развитие слуховой памяти: «Назови всех птиц»

Дети, отвечая на вопрос, кто из птиц остался зимовать, запоминая предыдущий ответ, добавляют свой. Таким образом, дети называют цепочку слов – названий птиц, стараясь удержать в памяти все ответы детей. «Из птиц остались зимовать ворона, сорока и т.д..»

Воспитатель: Ребята, подумайте, и ответьте мне, что общего есть у всех птиц?

Ответы детей:

Воспитатель: А чем они отличаются?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, окрасом, размером клюва, лапок.

Воспитатель с помощью мячика спрашивает каждого ребёнка, при необходимости корректирует ответ:

Если у воробья короткий клюв, значит воробей какой? Короткоклювый.

Если у воробья короткие лапки, значит воробей какой? Коротколапый.

Если у воробья короткий хвост, значит воробей какой? Короткохвостый.

Если у снегиря красная грудь, значит снегирь какой? Красногрудый.

Если у снегиря черная голова, значит снегирь какой? Черноголовый.

Если у синицы жёлтая грудь, значит какая синица? Желтогрудая синица.

Если у сороки белые бока, значит какая сорока? Белобокая.

Если у сороки длинный хвост, значит какая сорока? Длиннохвостая.

Молодцы и с этим заданием вы справились.

Воспитатель: Ребята, любите отгадывать загадки? А сами загадывать загадки, любите?

Перед детьми картинки с птицами, расположены на мольберте.

Воспитатель: Коротколапый, сизокрылый, кто это?

Воспитатель: Остроклювая, бесшумная, кто это?

Затем каждый из детей тренируется в составлении загадки по образцу воспитателя, остальные ребята отгадывают.

Воспитатель: пришло время для разминки, приглашаю вас за столы.

Физминутка (координация речи с движением), проводится за столами (педагог обращает внимание на правильную посадку за столом). Во время чтения стихотворения, дети совершают круговые движения мячиком о стол левой рукой, как только слышат название птицы – стучат однократно карандашом.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три сороки были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

а в четверг со всех краёв

Стая серых воробьев.

В пятницу в столовой нашей дятел лакомился кашей

А в субботу, воскресенье было общее веселье.

Воспитатель: Ребята, у вас уже получается делить слова на слоги. Давайте, вспомним, каким способом мы это делаем. Например, друзья Паша и Никита гуляли по лесу, потеряли друг друга из виду. Как они звали друг друга?

Тыльная сторона кисти под подбородком, дети растягивают слова и считают количество слогов.

Воспитатель: У зимующих птиц - птичье собрание и они будут рассаживаться по следующему правилу: на сосну сядут птицы, в названии которых два слога, а на ель – в названии которых три слога. (Дети выполняют задание в паре за столами, раскладывают изображения птиц согласно условию).

Воспитатель: Вижу, вы закончили. Миша, куда села ворона? (Дети дают полный ответ: «Ворона села на ель, так как в слове ворона три слога». Осуществляется проверка)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти иллюстрации и угадайте, к какой из пословиц они подходят.

Воспитатель зачитывает пословицу, дети соотносят её с иллюстрацией, с помощью взрослого раскрывают значение пословицы.

  1. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь! (сказанное слово уже невозможно вернуть назад)
  2. Птицы сильны крыльями, а люди дружбой. (пословица, которая подчёркивает, что сила и успех достигаются благодаря сотрудничеству и поддержке друг друга)
  3. Красна птица опереньем, а человек – ученьем. (знания, образование человека — одно из достоинств, которые высоко ценятся)

Заключительная часть.

Воспитатель: Каждый из вас хорошо потрудился, нам пора возвращаться из нашего путешествия. С каким настроением вы уходите из леса?

Я вам предлагаю поиграть я начну, а вы продолжите:

-сегодня я узнал…

-было трудно…

-я понял, что…

-я научился…

-я смог…

-было интересно узнать, что…

-меня удивило…

-мне захотелось

Воспитатель: ребята, попрощайтесь с гостями. Я приготовила вам подарок - раскраски с зимующими птицами, предлагаю вам раскрасить рисунок с зимующей птицей в группе.