Консультация для педагогов "Особенности диалогической речи у детей с ОВЗ"
консультация по развитию речи

Владение диалогом   -   одна из главных задач речевого развития дошкольников. Диалогическая речь выступает как основная форма речевой  коммуникации, на основе которой   зарождается связная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dialog._rech.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день,  уважаемые  коллеги! Свое выступление хочу начать с небольшой игры.

Слайд №1.

- Хочу я  с вами поиграть:

  Сейчас начну стихи читать,

  Хором  дайте  мне  ответ

  Или   ДА,  или   НЕТ!

- Рано утром я проснусь и сделаю зарядку. (Да!)

- А! Я завтракать пойду, даже не умоюсь. (Нет!)

- Сначала в ванную пойду себя в порядок приведу. (Да!)

- А на завтрак у меня вкусные конфеты. (Нет!)

- Тогда кашку я сварила, вкусный чай я заварила. (Да!)

- Я всё съем и убегу, за собой не приберу. (Нет!)

- На работу я приду, заниматься там начну. (Да)!

-Вот и славно поиграли.

 Вы все верно отвечали.

 Знали  правильный ответ,

 Когда ДА, а когда НЕТ.!

- Было  очень  приятно  вести с вами диалог.

 Тема  моего выступления : «Особенности  диалогической речи у детей с ОВЗ»

Слайд №2.

Что же такое диалог? Диалог – это непроизвольный и реактивный , (быстро осмысливаемый) процесс двухстороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется. Диалог – это двухсторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них ребенок.

Слайд №3.

 Диалогическая речь - это речь, обусловленная ситуацией и смыслом предыдущего высказывания. Владение диалогом   -   одна из главных задач речевого развития дошкольников. Диалогическая речь выступает как основная форма речевой  коммуникации, на основе которой   зарождается связная речь.

Слайд №4

Диалогическая речь это вид связной речи, характеризующийся ситуативностью,  обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности. Диалогическая речь выступает как основная форма общения, которая характеризуется несогласованной спонтанной речевой активностью. В диалогической речи не преследуется задача обмена сложной интеллектуальной информацией, а удовлетворяется потребность в установлении социального контакта и эмоциональной связи с партнером по общению.  

Диалогическая речь состоит из реплик, цепи речевых реакций, реализуясь либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, добавлений, пояснений, возражений, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников, говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слов

Слайд №5.

Для детей дошкольного возраста диалогическая речь необходима для полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Ее содержательной стороной выступает диалог между двумя и более людьми, умение отвечать на вопросы, поддерживать, начинать и завершать разговор, использовать различные формулы речевого этикета.

Слайд №6.

На важность диалогической речи для детей дошкольного возраста с ОВЗ указывают в своих исследованиях    Анна Михайловна  Леушина, Елизавета Ивановна  Тихеева. В работах вышеназванных авторов акцентируется внимание на том, что недостаточно развитая диалогическая речь может стать источником трудностей во взаимоотношениях с другими детьми, отрицательно влиять на эмоциональное состояние, характер ребенка, препятствуя конструктивному взаимодействию с социумом.

Слайд №7.

В исследованиях Александры Абрамовны  Катаевой и Елены Антоновны  Стребелевой отмечается, что дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ  испытывают особую сложность в овладении диалогической речью. Замедленный и нарушенный темп развития всех психических процессов проявляется в пассивном отношении к сверстникам, окружающим взрослым. У детей отмечается ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности - с другой.

Слайд №8

   Поэтому в  жизни, часто, наблюдая за игровой деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья, можно отметить, что они овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками. У детей нет навыков рассуждения и аргументации. У них наблюдается лишь интерес к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается, так как каждый ребёнок говорит о своём, не слышит партнёра, и не отвечает на его высказывания.

Слайд №9

Отсутствие диалогической речи и затруднение в построении диалога у детей с ОВЗ отрицательно влияет и препятствует полноценному всестороннему формированию личности ребенка, приводит к проблемам во взаимодействии с окружающими, препятствует социализации.

Полноценное развитие речи возможно при условии возникновения планирующей или регулирующей функций речи. Исследования  Александра Романовича  Лурия  и Алексея Алексеевича Леонтьева свидетельствуют о том, что дети дошкольного возраста способны самостоятельно овладеть навыками планирования и построения связных высказываний.  Но эти же  навыки оказываются недоступными для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд №10.

 Речь у детей с ОВЗ односложная, состоит из простых предложений. Дети не могут грамматически правильно построить распространенное предложение, отмечается бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Слайд №11.

Исследования Валентины Ивановны  Нодельман свидетельствуют о том, что у ребенка с ОВЗ  практика речевого общения значительно короче и беднее, разговорно-бытовая речь слабо развита. Грубыми и стойкими оказываются нарушения смыслового уровня. Определенную роль играет сниженная мотивация к речевой деятельности, нарушения волевой сферы, неустойчивость внимания, значительные отклонения в понимании того, о чем говорит собеседник .  Особую трудность представляют выполнение поручений и заданий. Правильно поняв инструкцию, дети очень часто действуют не по ней, а  обычно спонтанно прибегают к речи для того, чтобы выразить свои эмоции, просьбы, желания, но не для того, чтобы информировать слушателя о каких-либо событиях и фактах.

Слайд №12.

В тех случаях, когда диалог между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. По мнению Константина Васильевича Комарова, это связано с тем, что для детей с ОВЗ  характерна быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению диалога, отсутствие сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию реплицирования, непонимание собеседника. Дети не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.

Слайд №13.

Диалогическая речь чаще всего возникает не ради непосредственно самого разговора, а связана с потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности.  Наиболее доступна для детей беседа, тема которой связана с выполнением практической деятельности, подготовка к ней.

Слайд №14.

Дети избегают быть инициатором диалога и с трудом могут вступить в беседу. Свойственная им недостаточность мыслительной деятельности затрудняет понимание услышанного, инертность психических процессов не позволяет достаточно быстро реагировать на услышанное. Затруднения связаны с тем, что во время диалога нужен быстрый переход с позиции говорящего на позицию слушающего или наоборот. Эти переходы затруднены и замедленны у детей с ОВЗ.

Слайд №15.

Следует отметить  также недостаточно развитое умение слушать и отвечать на вопросы в процессе диалога у детей дошкольного возраста с ОВЗ, преобладание эгоцентрического типа отношений партнеров по общению, неумение выражать свои эмоции в интонации, мимике, жестах.

Поэтому у  детей  дошкольного возраста с ОВЗ  развитие диалогической речи характеризуется рядом особенностей.  Диалогическая речь у детей возникает не ради непосредственно самого разговора, а связана с потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности.

Слайд №16.

Снижено желание вступать в контакт с окружающими. Дети не знают элементарных норм и правил общения, не умеют вступать, поддерживать, завершать диалог, использовать вербальные и невербальные средства общения в диалоге, не умеют слушать собеседника, проявлять интерес. Дети с ОВЗ способны отвечать на различные типы вопросов, но сами вести расспрос отказываются, испытывают затруднения в ходе самостоятельного запроса информации, не умеют правильно формулировать вопросы, соблюдать логическую последовательность в их постановке, что влияет на конечный результат.

Слайд №17.

Выделены особенности диалогической речи детей  дошкольного возраста с ОВЗ:

недостаточность мотивации, низкая познавательная активность, появление в речи аграмматизмов, нарушение порядка слов, а также их связь в предложении, обедненный словарный запас. снижена потребность в общении, побуждение к речи быстро исчерпывается, неумение вступать в диалог, поддерживать его и заканчивать; неумение запрашивать информацию, самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на них; низкий объем формул речевого этикета и их использование во время диалога (приветствовать, обращаться, знакомиться, просить, отказывать, извиняться, прощаться, делать комплименты).

Слайд №18.

Таким образом, у дошкольников с ОВЗ  развитие диалогической формы речи находится на низком уровне. А несформированность диалогической речи отрицательно влияет на способность детей к обучению, а также полноценной социальной адаптации.

Слайд №19.

Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация по проведенному исследованию и работе над формированием диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Консультация для воспитателей: «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста» «Развивающие игры творческого характера, как средство развития диалогической речи у детей с ОНР».

Игровые технологии – это фундамент всего дошкольного образования.  В свете государственных образовательных стандартов личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детст...

Консультация для воспитателей: " Формирование диалогической речи у детей с ОНР"

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать в процессе целеноправленного ...

Консультация для родителей. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста

Принято считать, что после трех лет речь ребенка практически сформирована. Ребенок полностью овладел обиходным словарем, без труда общается с окружающими. Речь становится орудием мышления и осно...

Консультация для родителей "Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети ...