Консультация для родителей. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая группа)

Бажеева Наталья Юрьевна

 

Принято считать, что после трех лет речь ребенка практически сформирована. Ребенок полностью овладел обиходным словарем, без труда общается с окружающими. Речь становится орудием мышления и основным средством общения. Однако не все дети одинаково успешно овладевают речью. Если ребенок испытывает затруднения в речевом развитии, то ему сложно при необходимости правильно и точно выразить свою мысль, грамотно построить суждение о чем-либо, последовательно и полно передать содержание понравившихся книги, фильма, а также понять речь собеседника. Указанные трудности не позволяют детям с речевой патологией полноценно вести процесс коммуникации, что, естественно, отрицательно влияет на развитие их личности, не способствует успешной интеграции и социализации в обществе.

Первичной и наиболее естественной формой речевого общения является диалогРазвитый диа­лог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками, осуществляя процесс коммуникации. Поэтому взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью. Активное участие родителей в ранней, ещё элементарной форме диалога, частота и регулярность подобных эпизодов в жизни ребенка чрезвычайно стимулируют развитие его речи. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения язы­ком.

Образцы ведения диалога ребенок получает в первую очередь в общении с взрослым. Опыт практического взаимодействия с взрослым дети переносят в самостоятельную деятельность. В ходе формирования основных сфер общения дошкольника – с взрослым и сверстниками – можно проследить стадии формирования диалогического высказывания. Первоначальной недифференцированной формой общения матери с ребенком является «дуэт» — особое явление нескоординированного речевого взаимодействия, в котором проявляются черты и диалога, и монолога. Качество скоординированности диалога на начальных этапах обеспечивается матерью, которая «чинит» диалог, заполняя паузы, подсказывая ребенку возможные варианты поддержания и развития темы.

Обучение диалогической речи обычно происходит в форме беседы, т. е. обмена репликами между взрослым и ребенком или между самими детьми. Однако в широком смысле слова диалог предполагает не только обмен репликами двух собеседников, но и их готовность и способность к пониманию друг друга. Поэтому полноценным диалогом нельзя назвать вопросы взрослого и ответы ребёнка. Общение такого рода носит односторонний характер. Учитывая это, в разговоре с ребенком родители должны стараться вызвать у него искреннюю заинтересованность в беседе. Наиболее же надёжный способ вызвать интерес у собеседника – это завести разговор на интересующую его и понятную ему тему. Учитывая возрастные особенности детей, их речевые возможности, можно предположить следующие темы для бесед: ребенок и семья, ребенок и дом, режимные моменты и т. д.

Многие родители жалуются на недостаток времени для занятий с детьми. Однако для организации беседы с ребёнком часто и не требуется специально запланированного времени. Для повседневных занятий родителям можно рекомендовать включать ребёнка в круг домашних дел (уборка комнаты, мытьё посуды и т. д.).

В процессе совместной деятельности с ребё нком необходимо постоянно задавать вопросы:

- Что ты делаешь? (стираю)

- Что ты сделал? (постирал)

- А теперь, - предлагает мама, - угадай, что я сделаю? (Мама отжимает бельё, вешает, сушит, гладит).

- Вспомни, когда ты приходишь с улицы у тебя грязные. (что) - руки и т. д.

- Ты берёшь мыло и что делаешь? Покажи, как ты это делаешь? и т. д. (Вопросы задавайте по-разному, точные ответы на них требуют особого внимания, собранности детей).

Собираясь с ребёнком на прогулку, предложите ему выполнить разные задания: повесить халатик на спинку стула, снять пальто (развязать, завязать, сложить, отряхнуть, почистить щеткой). Следите за точным исполнением ваших просьб. Если ребенок понимает и правильно выполняет ваши задания, задавайте ему вопросы: Что ты делаешь? Что ты уже сделал? и т. д. Если вы собираетесь на лыжную прогулку или на прогулку в дождливый осенний день, попросите ребенка напомнить вам, какая одежда (обувь) ему нужна и почему. Надев платье или нарядный фартук, предложите ребенку угадать, что вы собираетесь делать (готовить обед или идти в гости и т. п.). Эти и подобные вопросы будут не только способствовать развитию диалогической речи, но и развивать внимание, сообразительность.

Как известно, детство - «возраст игры», поэтому для закрепления навыков правильной речи дома полезно создавать игровые ситуации.

В играх-диалогах могут действовать и разговаривать различные зверушки, маски которых можно сделать вместе с детьми. Маски вводят ребенка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, обиду. Диалоги можно проводить в виде различных игр и инсценировок, в ходе которых игровой материал повторяется, закрепляется и активизируется. Для развития диалогической речи можно предлагать не большие по объему стихи, рассказы, сказки. Например, «Белкины карманы» :

- Белка, где твой склад грибов?

- По карманам у дубов!

- Где домишко твой?

- В сосне.

- А постель?

- Постель на мне.

После первого прочтения текста взрослыми по вопросам уточняется смысл диалога, отношения между действующими лицами, т. е. понимание отдельным слов и всего текста в целом. Желательно подобрать к каждому тексту картинку, серию картинок или схематически зарисовать изображения ключевых моментов. Подбор серии картинок и схем создает план рассказа, опираясь на который дети смогут воспроизвести весь текст.

Формирование развернутого диалога возможно при организации ролевых игр «Магазин»«Больница» и т. д. Например, игра «Магазин «Овощи»

Продавец: Что вы хотите купить?

Покупатель: Мне нужны огурцы.

Продавец: У нас есть только большие огурцы.

Покупатель: А маленьких огурчиков у вас нет?

Продавец: Я выберу вам огурцы поменьше.

Покупатель: Большое спасибо. Мне нужно 2 кг огурцов.

Аналогичным образом могут быть разобраны другие овощи.

Взаимодействие участников диалога отражает умение не только отвечать на вопросы, но и задавать их. В связи с чем, по мере овладения детьми умением вести диалог каждый их них должен быть поставлен в ситуацию задающего вопрос.

Постановка вопросов кто? что? (кто это? что это) осуществляется по предметной картинке с изображением одушевленного и неодушевленного предмета или предмету. Сначала уточняется понимание элементов вопроса, а затем начинается их формирование путем постепенного перехода от повторения вопроса ребенком к самостоятельно заданному им вопросу. Обучение построению вопроса что делает? возможно по демонстрируемому действию или сюжетной картинке, например, мальчик стоит, девочка бежит.

Усложнение сюжетных картинок элементами пейзажа или обстановки делает возможным включить вопросы поискового характера (где? куда? откуда? как? какой? сколько). Например, к сюжетной картинке «Дедушка спит на диване» после вопросов детей Кто спит на диване? Что делает дедушка? следует предложить детям спросить о месте нахождения дедушки: Где спит дедушка?

Эффективной формой работы при обучении детей умению задавать вопросы является работа с закрытой картинкой. Если учить детей задавать вопросы по открытой картинке или видимому предмету, исчезает мотивировка вопроса. Дети, рассмотрев картинку, больше могут узнать, чем из ответов на вопросы о погоде, времени года, форме и цвете предмета и т. п. Это им и так ясно. Совсем иначе идет обучение, когда детям предлагается закрытая картинка или спрятанный предмет. Беседа ведется для того, чтобы узнать содержание картинки или вид спрятанного предмета (форма, цвет, величина, классификационная принадлежность и т. д.).

Если на первых этапах обучения вопросы задает взрослый, то потом вопросы задает ребенок, сначала с опорой на образец, затем — самостоятельно. Здесь можно использовать очень эффективный прием обучения диалогической речи «Маленький учитель»Мама или папа предлагают своим детям поменяться с ними ролями: кто-нибудь из детей станет «учителем», а родитель — «учеником». Такое предложение всегда вызывает восторг у малышей и оживляет игру. Естественно, первоначально взрослый подсказывает «маленькому учителю», что нужно делать и говорить, выступает в роли суфлера. Но постепенно дети осваивают этот вид работы, и надобность в суфлере отпадает, например:

— Спросите у меня, какая игрушка спрятана?

— Какая у вас игрушка?

— Это огурец (помидор, репка и т. д. ?

— Это чашка (блюдце, тарелка?

— Спросите у меня, яблоко большое или маленькое?

Другим приемом, рекомендуемым для повышения мотивации ведения диалога, может явиться «прием разговора по телефону». Для этого можно использовать специальные детские телефоны. На первых этапах обучения вторым собеседником является взрослый, который с помощью вопросов имеет возможность направить линию выстраиваемого диалога. Далее это прием используется для активизации вопросов уже в речи ребенка.

Разнообразит работу по обучению умению задавать вопросы предложение ребенку сделать интервью, как настоящему журналисту. Первоначально список вопросов и ответов готовятся заранее вместе с ребенком, т. к. для того чтобы получить требуемый ответ, ребенку требуется правильно задать вопрос. Интервьюировать можно на самые разные темы: кто-то будет врачом или ученым, а другому нужно будет подготовить о нем статью.

Осваивая таким образом роли участников диалога, дети становятся все более самостоятельными и активными в общении с окружающими и все меньше нуждаются в помощи взрослого. В свою очередь, родителям следует помнить, что необходимым условием для развития диалогической речи является речевая среда в семье ребенка, обеспечивающая постоянное практическое употребление речевых средств общения и развитие новых умений разговорной речи. Дети достигнут больших успехов в разви­тии диалогической речи в условиях социального благополучия, ко­торое подразумевает, что окружающие их взрослые относятся к ним с чувством любви и уважения, а также, когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т. д., когда взрослые не толь­ко говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая по­зицию тактичного собеседника.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителейРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста

Принято считать, что после трех лет речь ребенка практически сформирована. Ребенок полностью овладел обиходным словарем, без труда общается с окружающими. Речь становится орудием мышления и основным средством общения. Однако не все дети одинаково успешно овладевают речью. Если ребенок испытывает затруднения в речевом развитии, то ему сложно при необходимости правильно и точно выразить свою мысль, грамотно построить суждение о чем-либо, последовательно и полно передать содержание понравившихся книги, фильма, а также понять речь собеседника. Указанные трудности не позволяют детям с речевой патологией полноценно вести процесс коммуникации, что, естественно, отрицательно влияет на развитие их личности, не способствует успешной интеграции и социализации в обществе.

Первичной и наиболее естественной формой речевого общения является диалогРазвитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками, осуществляя процесс коммуникации. Поэтому взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью. Активное участие родителей в ранней, ещё элементарной форме диалога, частота и регулярность подобных эпизодов в жизни ребенка чрезвычайно стимулируют развитие его речи. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.

Образцы ведения диалога ребенок получает в первую очередь в общении с взрослым. Опыт практического взаимодействия с взрослым дети переносят в самостоятельную деятельность. В ходе формирования основных сфер общения дошкольника – с взрослым и сверстниками – можно проследить стадии формирования диалогического высказывания. Первоначальной недифференцированной формой общения матери с ребенком является «дуэт» — особое явление нескоординированного речевого взаимодействия, в котором проявляются черты и диалога, и монолога. Качество скоординированности диалога на начальных этапах обеспечивается матерью, которая «чинит» диалог, заполняя паузы, подсказывая ребенку возможные варианты поддержания и развития темы.

Обучение диалогической речи обычно происходит в форме беседы, т. е. обмена репликами между взрослым и ребенком или между самими детьми. Однако в широком смысле слова диалог предполагает не только обмен репликами двух собеседников, но и их готовность и способность к пониманию друг друга. Поэтому полноценным диалогом нельзя назвать вопросы взрослого и ответы ребёнка. Общение такого рода носит односторонний характер. Учитывая это, в разговоре с ребенком родители должны стараться вызвать у него искреннюю заинтересованность в беседе. Наиболее же надёжный способ вызвать интерес у собеседника – это завести разговор на интересующую его и понятную ему тему. Учитывая возрастные особенности детей, их речевые возможности, можно предположить следующие темы для бесед: ребенок и семья, ребенок и дом, режимные моменты и т. д.

Многие родители жалуются на недостаток времени для занятий с детьми. Однако для организации беседы с ребёнком часто и не требуется специально запланированного времени. Для повседневных занятий родителям можно рекомендовать включать ребёнка в круг домашних дел (уборка комнаты, мытьё посуды и т. д.).

В процессе совместной деятельности с ребё нком необходимо постоянно задавать вопросы:

- Что ты делаешь? (стираю)

- Что ты сделал? (постирал)

- А теперь, - предлагает мама, - угадай, что я сделаю? (Мама отжимает бельё, вешает, сушит, гладит).

- Вспомни, когда ты приходишь с улицы у тебя грязные. (что) - руки и т. д.

- Ты берёшь мыло и что делаешь? Покажи, как ты это делаешь? и т. д. (Вопросы задавайте по-разному, точные ответы на них требуют особого внимания, собранности детей).

Собираясь с ребёнком на прогулку, предложите ему выполнить разные задания: повесить халатик на спинку стула, снять пальто (развязать, завязать, сложить, отряхнуть, почистить щеткой). Следите за точным исполнением ваших просьб. Если ребенок понимает и правильно выполняет ваши задания, задавайте ему вопросы: Что ты делаешь? Что ты уже сделал? и т. д. Если вы собираетесь на лыжную прогулку или на прогулку в дождливый осенний день, попросите ребенка напомнить вам, какая одежда (обувь) ему нужна и почему. Надев платье или нарядный фартук, предложите ребенку угадать, что вы собираетесь делать (готовить обед или идти в гости и т. п.). Эти и подобные вопросы будут не только способствовать развитию диалогической речи, но и развивать внимание, сообразительность.

Как известно, детство - «возраст игры», поэтому для закрепления навыков правильной речи дома полезно создавать игровые ситуации.

В играх-диалогах могут действовать и разговаривать различные зверушки, маски которых можно сделать вместе с детьми. Маски вводят ребенка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, обиду. Диалоги можно проводить в виде различных игр и инсценировок, в ходе которых игровой материал повторяется, закрепляется и активизируется. Для развития диалогической речи можно предлагать не большие по объему стихи, рассказы, сказки. Например, «Белкины карманы» :

- Белка, где твой склад грибов?

- По карманам у дубов!

- Где домишко твой?

- В сосне.

- А постель?

- Постель на мне.

После первого прочтения текста взрослыми по вопросам уточняется смысл диалога, отношения между действующими лицами, т. е. понимание отдельным слов и всего текста в целом. Желательно подобрать к каждому тексту картинку, серию картинок или схематически зарисовать изображения ключевых моментов. Подбор серии картинок и схем создает план рассказа, опираясь на который дети смогут воспроизвести весь текст.

Формирование развернутого диалога возможно при организации ролевых игр «Магазин»«Больница» и т. д. Например, игра «Магазин «Овощи»

Продавец: Что вы хотите купить?

Покупатель: Мне нужны огурцы.

Продавец: У нас есть только большие огурцы.

Покупатель: А маленьких огурчиков у вас нет?

Продавец: Я выберу вам огурцы поменьше.

Покупатель: Большое спасибо. Мне нужно 2 кг огурцов.

Аналогичным образом могут быть разобраны другие овощи.

Взаимодействие участников диалога отражает умение не только отвечать на вопросы, но и задавать их. В связи с чем, по мере овладения детьми умением вести диалог каждый их них должен быть поставлен в ситуацию задающего вопрос.

Постановка вопросов кто? что? (кто это? что это) осуществляется по предметной картинке с изображением одушевленного и неодушевленного предмета или предмету. Сначала уточняется понимание элементов вопроса, а затем начинается их формирование путем постепенного перехода от повторения вопроса ребенком к самостоятельно заданному им вопросу. Обучение построению вопроса что делает? возможно по демонстрируемому действию или сюжетной картинке, например, мальчик стоит, девочка бежит.

Усложнение сюжетных картинок элементами пейзажа или обстановки делает возможным включить вопросы поискового характера (где? куда? откуда? как? какой? сколько). Например, к сюжетной картинке «Дедушка спит на диване» после вопросов детей Кто спит на диване? Что делает дедушка? следует предложить детям спросить о месте нахождения дедушки: Где спит дедушка?

Эффективной формой работы при обучении детей умению задавать вопросы является работа с закрытой картинкой. Если учить детей задавать вопросы по открытой картинке или видимому предмету, исчезает мотивировка вопроса. Дети, рассмотрев картинку, больше могут узнать, чем из ответов на вопросы о погоде, времени года, форме и цвете предмета и т. п. Это им и так ясно. Совсем иначе идет обучение, когда детям предлагается закрытая картинка или спрятанный предмет. Беседа ведется для того, чтобы узнать содержание картинки или вид спрятанного предмета (форма, цвет, величина, классификационная принадлежность и т. д.).

Если на первых этапах обучения вопросы задает взрослый, то потом вопросы задает ребенок, сначала с опорой на образец, затем — самостоятельно. Здесь можно использовать очень эффективный прием обучения диалогической речи «Маленький учитель»Мама или папа предлагают своим детям поменяться с ними ролями: кто-нибудь из детей станет «учителем», а родитель — «учеником». Такое предложение всегда вызывает восторг у малышей и оживляет игру. Естественно, первоначально взрослый подсказывает «маленькому учителю», что нужно делать и говорить, выступает в роли суфлера. Но постепенно дети осваивают этот вид работы, и надобность в суфлере отпадает, например:

— Спросите у меня, какая игрушка спрятана?

— Какая у вас игрушка?

— Это огурец (помидор, репка и т. д. ?

— Это чашка (блюдце, тарелка?

— Спросите у меня, яблоко большое или маленькое?

Другим приемом, рекомендуемым для повышения мотивации ведения диалога, может явиться «прием разговора по телефону». Для этого можно использовать специальные детские телефоны. На первых этапах обучения вторым собеседником является взрослый, который с помощью вопросов имеет возможность направить линию выстраиваемого диалога. Далее это прием используется для активизации вопросов уже в речи ребенка.

Разнообразит работу по обучению умению задавать вопросы предложение ребенку сделать интервью, как настоящему журналисту. Первоначально список вопросов и ответов готовятся заранее вместе с ребенком, т. к. для того чтобы получить требуемый ответ, ребенку требуется правильно задать вопрос. Интервьюировать можно на самые разные темы: кто-то будет врачом или ученым, а другому нужно будет подготовить о нем статью.

Осваивая таким образом роли участников диалога, дети становятся все более самостоятельными и активными в общении с окружающими и все меньше нуждаются в помощи взрослого. В свою очередь, родителям следует помнить, что необходимым условием для развития диалогической речи является речевая среда в семье ребенка, обеспечивающая постоянное практическое употребление речевых средств общения и развитие новых умений разговорной речи. Дети достигнут больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые относятся к ним с чувством любви и уважения, а также, когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т. д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества».

Консультация для родителей:«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества».План презентации:•Вступительное слово•Диалог и монолог•Методы развити...

Консультация для родителей «Проблема становления речи у детей младшего дошкольного возраста»

Для преодоления задержки речевого развития рассмотрим основные направления комплексной системы работы по развитию речи, которая позволит малышу шаг за шагом научиться произносить звуки и слова, говори...

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Данная консультация поможет педагогам при работе с родителями по теме " Развитие сенсорных способностей у детей"....

Консультация для родителей "Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети ...