Познавательно - творческий проект «Мой северный край»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Горина Наталья Владимировна

Цель проекта: Создание условий для углубления знаний детей о Родине и родном крае (Ханты – Мансийском автономном округе, городе Югорске).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «Мой северный край»

Подготовительная к школе группа

Автор проекта: воспитатель Высшей кв. категории Горина Н. В.

Сроки реализации: долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети подготовительной к школе группы.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Актуальность, выбранной темы:

Проблема данного проекта заключается в том, что современные дети 6-7 лет много времени проводят перед компьютером, играя в различные игры; смотрят телевизионные передачи не по возрасту, т.е. получают ненужные негативные информация. В связи с этим у них не остается времени и желание узнать о нашей Родине. Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Мы считаем, что любовь к Родине нужно прививать с детства, чтобы вырастить достойного гражданина Отечества.

Цель проекта: Создание условий для углубления знаний детей о Родине и родном крае (Ханты – Мансийском автономном округе, городе Югорске).

Задачи: 

Для детей:

Образовательные: 

  • Познакомить детей с понятием Родина и малая Родина;
  • Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера;
  • Формировать умение детей сочинять  стихи и лимерики о родном крае.

Развивающие:   

  • Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине;
  • Развивать мышление, память, внимание, речь, и творческое воображение.          

Воспитательные: 

  • Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.

Для педагогов:

1. Повысить уровень творческой компетентности педагогов.

2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества педагогического процесса.

3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.

Для родителей:

1. Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.

2. Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.

Формы и методы работы:

  • Чтение.
  • Экскурсии.
  • Дидактические игры.
  • Творческая деятельность детей.
  • Театрализация.
  • Знакомство родителей проектом.

Предполагаемый результат:

  • Увеличатся знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера;
  • У воспитанников будет сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера;
  • Многие дети быстро усвоят модель предложенной Э. А. Аббязовой по составлению лимериков, и научаться самостоятельно сочинять стихи.
  • Родители (законные представители) станут активными участниками реализации проекта.

Этапы проекта:

1 этап - Подготовительно-проектировочный.

  • Определение темы проекта.
  • Постановка цели и задач.
  • Составление плана движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями.
  • Изучение методической литературы по данной теме.
  • Проведение педагогического мониторинга по теме «Рифмовки», «Моя малая родина»
  • Разработка конспекта ООД.
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды (совместно с родителями).

2 этап - Практический этап.

Решение всех поставленных задач на практике.

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

- Знакомство детей с малочисленными народами севера. Традиционные верования, обычаи, обряды, праздники.

Октябрь

Показ кукольного театра. Хантыйские сказки: «Трусливый заяц»,  мансийская сказка: «Заяц»

Ноябрь

-Познакомить с декоративно-прикладным искусством народов севера: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской мужской и детской одежды.

-Знакомство детей  с орнаментами  ханты и манси; с народными промыслами края, народными умельцами.

Декабрь

- Посещение «Музея истории и этнографии» г. Югорска.

Мероприятие «Легенды у чувала»

Январь

-Проведение НОД «Мой любимый город – мой Югорск»

Февраль

- Развивать интерес к художественной литературе народов Севера, расширить знания детей о художественной литературе народов Севера (писатели, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки).

- Чтение художественной литературы.

- Беседа с детьми после прочтения художественной литературы.

Март

- Участие в региональном творческом конкурсе «Голоса книг писателей Югры»

Апрель

- Коллективная работа (дети, родители, воспитатели) «На стойбище!»

 - Подвижные игры «Тройной прыжок», «Ловкий оленевод», «Прыжки через нарты», «Борьба на палке» и др.

Сентябрь - май

Сочинение стихов и лимерик о родном крае.

Май

- Знакомство детей, с творчеством местной писательницы - Татьяны Дмитриевны Барсуковой.

Изготовление и презентация книги Мой северный край».

Презентация проекта «Мой северный край»

План работы с родителями направленный на реализацию проекта:

  • Беседа с родителями «Знакомство с проектом»;
  • Консультация для родителей «Игра в рифмы», «Основные шаги алгоритма сочинения рифмованного текста», «Обучение дошкольников созданию рифмовок».
  • Совместная творческая работа с детьми.

3 этап - Обобщающе-результативный этап

  • Была создана книга стихов «Мой северный край»
  • Представлена книга младшим дошкольникам и родителям
  • Анализ результатов работы.
  • Подведение итогов реализации проекта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательно – творческий проект « Мой северный край » Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида «РАДУГА» Горина Наталья Владимировна Воспитатель высшей квалификационной категории

Слайд 2

Пункт 1 Пунк2 Пункт 3 Актуальность темы: Проблема данного проекта заключается в том, что современные дети 6-7 лет много времени проводят перед компьютером, играя в различные игры; смотрят телевизионные передачи не по возрасту, т.е. получают ненужные негативные информация. В связи с этим у них не остается времени и желание узнать о нашей Родине. Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Мы считаем, что любовь к Родине нужно прививать с детства, чтобы вырастить достойного гражданина Отечества.

Слайд 3

Пункт 1 Пунк2 Пункт 3 Цель проекта: Создание условий для углубления знаний детей о Родине и родном крае (Ханты – Мансийском автономном округе, городе Югорске ).

Слайд 4

Пункт 1 Для детей: Образовательные: Познакомить детей с понятием Родина и малая Родина; Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера; Формировать умение детей сочинять стихи и лимерики о родном крае. Развивающие: Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине; Развивать мышление, память, внимание, речь, и творческое воображение. Воспитательные: Воспитывать уважение и гордость за свой родной край. Пункт 3 Задачи :

Слайд 5

Пункт 1 Пунк2 Пункт 3 Задачи : Для педагогов: 1. Повысить уровень творческой компетентности педагогов. 2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества педагогического процесса. 3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества. Для родителей: 1 . Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов. 2. Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.

Слайд 6

Пункт 1 Пунк2 Пункт 3 Предполагаемый результат: Увеличатся знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера; У воспитанников будет сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера; Многие дети быстро усвоят модель предложенной Э. А. Аббязовой по составлению лимериков, и научаться самостоятельно сочинять стихи. Родители (законные представители) станут активными участниками реализации проекта .

Слайд 7

1. Подготовительно -проектировочный 2. Практический. 3. Обобщающе – результативный. Этапы реализации проекта

Слайд 8

Задачи подготовительно-проектировочного этапа. Выявление основных проблем в организации воспитательно-образовательного процесса по патриотическому воспитанию. Изучение методической литературы, передового педагогического опыта по данной проблеме. Создание предметно - развивающей среды. Прогнозирование ожидаемых результатов.

Слайд 9

На втором основном этапе были поставлены следующие задачи: Знакомство детей с малочисленными народами севера. Традиционные верования, обычаи, обряды, праздники. Показ кукольного театра. Хантыйские сказки: «Трусливый заяц», мансийская сказка: «Заяц» Познакомить с декоративно-прикладным искусством народов севера: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской мужской и детской одежды. Знакомство детей с орнаментами ханты и манси; с народными промыслами края, народными умельцами. Посещение «Музея истории и этнографии» г. Югорска . Мероприятие «Легенды у чувала» Проведение НОД «Мой любимый город – мой Югорск » Развивать интерес к художественной литературе народов Севера, расширить знания детей о художественной литературе народов Севера (писатели, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки).

Слайд 10

На втором основном этапе были поставлены следующие задачи: Чтение художественной литературы. Беседа с детьми после прочтения художественной литературы. Участие в региональном творческом конкурсе «Голоса книг писателей Югры » Коллективная работа (дети, родители, воспитатели) «На стойбище!» Подвижные игры «Тройной прыжок», «Ловкий оленевод», «Прыжки через нарты», «Борьба на палке» и др. Сочинение стихов и лимерик о родном крае. Знакомство детей, с творчеством местной писательницы - Татьяны Дмитриевны Барсуковой. Изготовление книги «Мой северный край». Презентация проекта «Мой северный край»

Слайд 11

Знакомство детей с малочисленными народами севера. Традиционные верования, обычаи, обряды, праздники

Слайд 12

Кукольный театр. Хантыйская сказка: «Трусливый заяц», и мансийская сказка «Заяц».

Слайд 13

Знакомство детей с орнаментами ханты и манси; с народными промыслами края, народными умельцами .

Слайд 14

Посещение «Музея истории и этнографии» г. Югорска . Мероприятие «Легенды у чувала»

Слайд 15

НОД «Мой любимый город – мой Югорск »

Слайд 16

Чтение сказок коренных народов севера: «Мальчик Идэ », «Огонь-камень», «Хлебушко» и мн.др.

Слайд 17

Участие в региональном творческом конкурсе «Голоса книг писателей Югры » Ситракова Ксения Руководитель: Ситракова О.А. *** Любимый город, как дорог ты мне, Нет краше, богаче на целой земле. Дарами природы богат и людьми Уютней местечка нигде не найти. И здесь я расту, обучаюсь, гуляю, Я каждую улочку, деревце знаю. Когда возвращаюсь я в город родной Меня он встречает с открытой душой. И бабушка с дедушкой близко живут Меня очень любят и в гости зовут. Родители рядом, родные, друзья И вдруг понимаю – счастливая я! И где б ни была я за тысячу верст А сердце ритмично стучит – мой Югорск !

Слайд 18

Коллективная работа «На стойбище!»

Слайд 19

Знакомство детей, с творчеством местной писательницы - Татьяны Дмитриевны Барсуковой.

Слайд 20

Мы с детьми сочинили лимерики про родной край (короткие стихотворения, состоящие, как правило, из пяти строк, написанные в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Для создания лимериков использовали модель, предложенной Э. А. Аббязовой . По содержанию лимерик строится по модели: Сочинение стихов и лимерик о родном крае. 1 строчка Жил – Был (Объект) 2 строчка Сравнение или указание на свойство объекта 3 строчка Действие или взаимодействие с другим объектом 4 строчка 5 строчка Вывод (утверждение или мораль)

Слайд 21

Это стихотворения из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом: первые две строчки рифмуются между собой; третья и четвертая строчки рифмуются между собой; пятая содержит вывод и не рифмуется; Рифмовки.

Слайд 22

Изготовили книгу «Мой северный край».

Слайд 23

Результат проекта. Увеличились знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера; У воспитанников сформировался познавательный интерес к культурному наследию народов Севера; Многие дети быстро усвоили модель предложенной Э. А. Аббязовой по составлению лимериков, и научаться самостоятельно сочинять стихи. Была создана книга стихов «Мой северный край ». Родители (законные представители) стали активными участниками реализации проекта .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста "Северный валенок"

Цель проекта  - заинтересовать родителей и детей  в сохранении здоровья при ношении валяной обуви (валенок). Расширять представление детей и взрослых о  русской северной обуви, её...

Долгосрочный, межгрупповой. практико-ориентированный, познавательно – творческий проект «Тайны Донского края»

Долгосрочный межгрупповой, практико-оринтированный проект региональной направленности "Тайны Донского края"...

Познавательно-творческий проект «Сладковский край-любимый край»

В рамках реализации ООП ДОУ, ФГОС ДО, рабочей программы в нашей группе был реализован краткосрочный проект «Сладковский край-любимый край».Цели и задачи проекта.Цель проекта...

Познавательно-творческий проект "Деревья нашего края"

ЦелЦель проекта: формировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей среднего  дошкольного возраста; воспитывать бережное...

Познавательный, творческий проект "Жители тундры - северные олени"

Актуальность данного проекта мы видим в том, что он позволяет в специально организованных условиях воспитательно-образовательного процесса  ДОУ, пробудить творческую инициативу и речевую ак...

Социально-познавательный проект "Наш северный край - Ямал"

Наша тундра - это наша северная природа и каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его традиции, ценности и богатства.Анализируя знания детей о тундре,...

Педагогический познавательно-творческий проект "Город мой на Северном Урале"

Опыт работы по реализации педагогического познавательно-творческого проекта "Город мой на Северном Урале". Авторы: Кузьмина Н. В. (музыкальный руководитель) и Шишкина М. С. (воспитатель)....