Ярмарка дымковской игрушки
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Ярмарка дымковской игрушки"
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 553.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
«Ярмарка дымковской игрушки»
Цель: формирование коммуникативных навыков, развитие интереса дошкольников к народному промыслу России «Дымковской игрушке».
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
Речевое развитие: обогащать словарь детей по теме словами - определениями; упражнять в образовании имен существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; продолжать учить составлять рассказ, используя мнемотаблицу; развивать речь детей (свободно и ясно выражать свои мысли);
Познавательное развитие: закрепить знания детей об этапах изготовления дымковских изделий и истории возникновения этого промысла; расширять знания детей о росписи дымковских мастеров
Художественно-эстетическое: развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности; учить детей рисовать элементы дымковской росписи.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать детей на народных традициях показывая связь изобразительного искусства с устным народным творчеством; формировать навыки сотрудничества детей друг с другом; стимулировать инициативу детей, создавать бодрое, жизнерадостное настроение; создавать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
Оборудование и материалы: магнитофон, флеш-накопитель («Дымковская. Полянка. Русский народный наигрыш», «Еле-еле закружились карусели», «Тодес. Русская народная») ноутбук, проектор, экран, презентация со слайдами: село Дымково, , 2 мольберта, платок, дымковские игрушки, иллюстрации дымковских игрушек, обруч с лентами, раздаточный материал: восковые мелки, шаблоны козлика.
Методы и приемы: словесный, наглядный, создание игровой ситуации, музыкальное сопровождение, художественное слово.
Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к дымковским игрушкам, называют игрушки (барышня, кавалер, водоноска и др.), рассказывают, как изготавливали игрушки мастера из Дымково, используют элементы росписи дымковских игрушек.
Ход занятия:
Звучит русская народная мелодия
«Дымковская. Полянка. Русский народный наигрыш»
(дети на ковре)
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Встанем на пригорке да расскажем скороговорку:
«Купила бабуся бусы Марусе»
-Кто купил бусы? (бабуся)
-Кто такая бабуся? (бабушка)
-Что она купила Марусе? (бусы)
-Кто такая Маруся? (девочка, внучка)
-Кому бабуся купила бусы? (Марусе)
-Что сделала бабуся? (Купила бусы)
-Давайте вместе скажем: «Купила бабуся бусы Марусе»
-Кто запомнил? Повтори.
-Ребята, а где бабуся могла купить бусы Марусе? (в магазине, на рынке, на ярмарке)
- Ребята, чтобы очутиться на ярмарке, повернитесь вокруг себя и произнесите волшебные сова: «Раз, два, три, четыре, пять мы на ярмарке опять»
(воспитатель открывает дымковские игрушки, накрытые платком)
-Что вы видите? (игрушки)
-Какие это игрушки? (дымковские)
-Почему их так называют? (их изготовили в селе Дымково)
-А почему село так интересно назвали? (когда зимой в домах затапливались печи, и из труб домов валил дым да, так что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково)
-Дымковские игрушки такие красивые! Что про них ещё можно сказать? (нарядные, весёлые, праздничные, разноцветные, яркие…)
- Смотришь на них, и хочется стихи сочинять. Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать стихотворные строчки, чтобы сохранилась рифма:
- Барышня - красавица всем нам очень...(нравится).
- Кофточка цветная, юбка ... (расписная).
- Много есть зверюшек дымковских ... (игрушек).
- Уточка с утятами, курочка с ... (цыплятами).
- У большого индюка все расписаны ... (бока).
- Будет весело реветь в цирке глиняный ... (медведь).
- На коне сидит Емеля, едет он на ... (карусели).
-Я предлагаю и нам прокатиться на карусели
(магнитофон «Еле-еле закружились карусели», обруч с лентами)
-Ребята, за зиму мастера столько много игрушек сделали. Предлагаю поиграть в игру Д/и «Один - много» (одна барышня – много барышень, один козлик – много козликов, один конь – много коней, один индюк- много индюков, один кавалер – много кавалеров, один офицер – много офицеров, одна собака – много собак, один олень – много оленей, один скоморох – много скоморохов, одна водоноска – много водоносок, один гусар – много гусаров)
-К какому празднику? (Свистопляска, свистунья)
-Как вы думаете, почему он так назывался? (свистели в свистульки)
Дымковские мастера с любовью делали игрушки. Всем жителям, а особенно детям очень нравились эти игрушки, и они их ласково называли: (дети договаривают. Д/и «Назови ласково»)
- не козёл, а козлик
- не утка, а уточка
- не олень, а олешек
- не собака, а собачка
- не конь, а коняшка
- не петух, а петушок
- не курица, а курочка
- не баран, а барашек
- не птица, а птичка
- не рыба, а рыбка
- не лошадь, а лошадка
- не свинья, а свинка
- Ребята, молодцы, присаживайтесь за столы.
(презентация) дети сидят за столами
-Ребята, что изображено на картинке? (слайд 2. село Дымково)
-В селе Дымково зимой топят печки, чтоб в доме было тепло, мастера обжигают (слайд 3. Обжиг игрушек) игрушки в печи и часто вспоминают сказку «Про козлика Золотые Рога». Хотите послушать? (слайд 4.сказка про козлика)
«Жил-был козлик Золотые Рога. Шерсть на боках у него была вся в завитках – красных, синих, желтых. Гулял козлик по полям и горам, по лугам и лесам. Никого козлик Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова. Как-то раз окружили козлика серые волки. Да только козлик Золотые Рога не испугался. Поглядел на серых волков и страшным голосом, как закричит на весь лес: «Пора бы и поужинать, а волки все какие-то худые. Ошибся я: есть и жирные! Эту жирную пару волков я съем на ужин!» Сверкают при лунном свете Золотые Рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутек!»
-Понравилась сказка?
-Про кого эта сказка?
-А каким был козлик «Золотые рога»? (смелым, храбрым, умным, хитрым)
-Что произошло с козликом? (его окружили серые волки)
-Как он обхитрил волков? (закричал страшным голосом: «Пора бы и поужинать, а волки все какие-то худые. Ошибся я: есть и жирные! Эту жирную пару волков я съем на ужин!»)
-Как выглядел козлик? (Шерсть на боках у него была вся в завитках – красных, синих, желтых.)
- Ребята, придвиньте к себе силуэт козлика. Давайте его раскрасим. Пусть он у нас будет такой же, как в этой сказке яркий, красивый, умный, храбрый.
(Слайд 5. козлик, дети раскрашивают восковыми мелками)
-Замечательные получились у вас козлики. Нарядные, весёлые.
(слайд 6. с чистоговорками)
-Положите мелки, повторяйте за мной -
Лa - ла - ла
Глина мягкою была.
Ли –ли, ли-ли
Мы игрушек налепили.
Ло - ло - ло
А у печки нам тепло.
Ле - ле - ле
Хорошо у нас в селе
-Предлагаю вам немножко потанцевать
Физминутка (магнитофон «Тодес русская народная», садятся за столы)
- Ребята, с какими игрушками мы с вами познакомились? (с дымковскими)
- Какая игрушка вам больше всего запомнилась? Понравилась?
-Давайте расскажем о дымковских игрушках по таблице.
(Слайд 7. с мнемотаблицей)
Дымковские игрушки разнообразны. Это и люди, и звери, и птицы, и рыбы. А называются они так, потому что сделаны в селе Дымково. Лепят игрушки из глины, потом сушат. Обжигают в печи, чтоб они стали крепкими да звонкими. Затем покрывают их белилами, которые делают из мела и молока. А потом раскрашивают яркими красками: красными, жёлтыми, синими, алыми, зелёными, оранжевыми. Орнамент (узор) состоит из точек, кругов, полосок, волнистых линий, клеточек. Мне очень нравятся дымковские игрушки, потому что они яркие, нарядные, праздничные. А особенно мне понравилась барышня (козлик, индюк, водоноска….)
-Ребята, вам понравились рассказы ваших друзей? И мне очень понравились.
-Что вам больше всего на занятии запомнилось?
Мнемотаблица
Название игрушки | Место изготовления | Из чего сделана | |
Сушка | Обжиг | Побелка | |
Цвета | Узоры | Мне нравится… |
Литература:
1.Величкина Г. А. Дымковская игрушка. - Мозаика-Синтез, 2004 - 24с
2.Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.- Изд.:АРКТИ , 2005 -143с
3.Пономарева Е.А., Иванова С.А. Дымковская игрушка. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста.- Изд.: Айрис-Пресс, 2008-8с.
4. О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста.- М:Скрипторий, 2003-128с.
Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к дымковским игрушкам, называют игрушки (барышня, кавалер, водоноска и др.), рассказывают, как изготавливали игрушки мастера из Дымково, используют элементы росписи дымковских игрушек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/16/picture-297244-1379308770.jpg)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы "Ярмарка дымковской игрушки"
Конспект непосредственно-образовательной деятельностиХудожественно-эстетическое направлениеОбразовательная область «Художественное творчество»для детей средней группы«Ярмарка дымковской игрушки»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/31/picture-511473-1414745864.jpg)
Презентация "Ярмарка Дымковской игрушки"
Вид ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование) и речевому развитию (развитие речи) в старшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-353945-1385374546.jpg)
«На ярмарке дымковской игрушки»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе«На ярмарке дымковской игрушки»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/13/picture-509006-1423811707.jpg)
Конспект занятия "Ярмарка дымковской игрушки ."
Художественное творчество со здоровьесберегающими технологиями. Рисование....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-497043-1413125444.jpg)
«ЯРМАРКА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ»
КОНСПЕКТ По образовательной области «Художественное творчество» (декоративное рисование) по теме «ЯРМАРКА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ» В старшей группе ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/08/picture-258378-1370700059.jpg)
Конспект занятия "Ярмарка дымковской игрушки"
Тема: "Ярмарка дымковской игрушки."(старшая группа)Цель: Организация ярмарки.Задачи:- продолжать работу по ознакомлению детей с дымковской игрушкой, закрепить представления о процессе ее изготовления...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/11/picture-915378-1491892055.jpg)
ДОСУГ НА ТЕМУ: «ЯРМАРКА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ».
Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, продолжать воспитывать на народных традициях; прививать любовь и уважение к труду народных мастеров. Развивать интерес к изучению народных...