Ярмарка дымковской игрушки
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чаус Надежда Павловна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Ярмарка дымковской игрушки" 

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ярмарка дымковской игрушки553.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

«Ярмарка дымковской игрушки»

Цель: формирование коммуникативных навыков, развитие интереса дошкольников к народному промыслу России «Дымковской игрушке».

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

Речевое развитие: обогащать словарь детей по теме словами - определениями; упражнять в образовании имен существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; продолжать учить составлять рассказ, используя мнемотаблицу; развивать речь детей (свободно и ясно выражать свои мысли);

Познавательное развитие: закрепить знания детей об этапах изготовления дымковских изделий и истории возникновения этого промысла; расширять знания детей о росписи дымковских мастеров

Художественно-эстетическое: развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности; учить детей рисовать элементы дымковской росписи.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать детей на народных традициях показывая связь изобразительного искусства с устным народным творчеством; формировать навыки сотрудничества детей друг с другом; стимулировать инициативу детей, создавать бодрое, жизнерадостное настроение; создавать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Оборудование и материалы: магнитофон, флеш-накопитель («Дымковская. Полянка. Русский народный наигрыш», «Еле-еле закружились карусели», «Тодес. Русская народная») ноутбук, проектор, экран, презентация со слайдами: село Дымково, , 2 мольберта, платок, дымковские игрушки, иллюстрации дымковских игрушек, обруч с лентами, раздаточный материал: восковые мелки, шаблоны козлика.

Методы и приемы: словесный, наглядный, создание игровой ситуации, музыкальное сопровождение, художественное слово.

Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к дымковским игрушкам, называют игрушки (барышня, кавалер, водоноска и др.), рассказывают, как изготавливали игрушки мастера из Дымково, используют элементы росписи дымковских игрушек.

Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия

«Дымковская. Полянка. Русский народный наигрыш» 

(дети на ковре)

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Встанем на пригорке да расскажем скороговорку:

«Купила бабуся бусы Марусе»

-Кто купил бусы? (бабуся)

-Кто такая бабуся? (бабушка)

-Что она купила Марусе? (бусы)

-Кто такая Маруся? (девочка, внучка)

-Кому бабуся купила бусы? (Марусе)

-Что сделала бабуся? (Купила бусы)

-Давайте вместе скажем: «Купила бабуся бусы Марусе»

-Кто запомнил? Повтори.

-Ребята, а где бабуся могла купить бусы Марусе? (в магазине, на рынке, на ярмарке)

- Ребята, чтобы очутиться на ярмарке, повернитесь вокруг себя и произнесите волшебные сова: «Раз, два, три, четыре, пять мы на ярмарке опять»

(воспитатель открывает дымковские игрушки, накрытые платком)

-Что вы видите? (игрушки)

-Какие это игрушки? (дымковские)

-Почему их так называют? (их изготовили в селе Дымково)

-А почему село так интересно назвали? (когда зимой в домах затапливались печи, и из труб домов валил дым да, так что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково)

-Дымковские игрушки такие красивые! Что про них ещё можно сказать? (нарядные, весёлые, праздничные, разноцветные, яркие…)

- Смотришь на них, и хочется стихи сочинять. Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать стихотворные строчки, чтобы сохранилась рифма:

  • Барышня - красавица всем нам очень...(нравится).
  • Кофточка цветная, юбка ... (расписная).
  • Много есть зверюшек дымковских ... (игрушек).
  • Уточка с утятами, курочка с ... (цыплятами).
  • У большого индюка все расписаны ... (бока).
  • Будет весело реветь в цирке глиняный ... (медведь).
  • На коне сидит Емеля, едет он на ... (карусели).

-Я предлагаю и нам прокатиться на карусели

(магнитофон «Еле-еле закружились карусели», обруч с лентами)

-Ребята, за зиму мастера столько много игрушек сделали. Предлагаю поиграть в игру Д/и «Один - много» (одна барышня – много барышень, один козлик – много козликов, один конь – много коней, один индюк- много индюков, один кавалер – много кавалеров, один офицер – много офицеров, одна собака – много собак, один олень – много оленей, один скоморох – много скоморохов, одна водоноска – много водоносок, один гусар – много гусаров)

-К какому празднику? (Свистопляска, свистунья)

-Как вы думаете, почему он так назывался? (свистели в свистульки)

Дымковские мастера с любовью делали игрушки. Всем жителям, а особенно детям очень нравились эти игрушки, и они их ласково называли: (дети договаривают. Д/и «Назови ласково»)

  • не козёл, а козлик
  • не утка, а уточка
  • не олень, а олешек
  • не собака, а собачка
  • не конь, а коняшка
  • не петух, а петушок
  • не курица, а курочка
  • не баран, а барашек
  • не птица, а птичка
  • не рыба, а рыбка
  • не лошадь, а лошадка
  • не свинья, а свинка

- Ребята, молодцы, присаживайтесь за столы.

(презентация) дети сидят за столами

-Ребята, что изображено на картинке? (слайд 2. село Дымково)

-В селе Дымково зимой топят печки, чтоб в доме было тепло, мастера обжигают (слайд 3. Обжиг игрушек) игрушки в печи и часто вспоминают сказку «Про козлика Золотые Рога». Хотите послушать? (слайд 4.сказка про козлика)
«Жил-был козлик Золотые Рога. Шерсть на боках у него была вся в завитках – красных, синих, желтых. Гулял козлик по полям и горам, по лугам и лесам. Никого козлик Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова. Как-то раз окружили козлика серые волки. Да только козлик Золотые Рога не испугался. Поглядел на серых волков и страшным голосом, как закричит на весь лес: «Пора бы и поужинать, а волки все какие-то худые. Ошибся я: есть и жирные! Эту жирную пару волков я съем на ужин!» Сверкают при лунном свете Золотые Рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутек!»

-Понравилась сказка?

-Про кого эта сказка?

-А каким был козлик «Золотые рога»? (смелым, храбрым, умным, хитрым)

-Что произошло с козликом? (его окружили серые волки)

-Как он обхитрил волков? (закричал страшным голосом: «Пора бы и поужинать, а волки все какие-то худые. Ошибся я: есть и жирные! Эту жирную пару волков я съем на ужин!»)

-Как выглядел козлик? (Шерсть на боках у него была вся в завитках – красных, синих, желтых.)

- Ребята, придвиньте к себе силуэт козлика. Давайте его раскрасим. Пусть он у нас будет такой же, как в этой сказке яркий, красивый, умный, храбрый.

(Слайд 5. козлик, дети раскрашивают восковыми мелками)

-Замечательные получились у вас козлики. Нарядные, весёлые.

(слайд 6. с чистоговорками)

-Положите мелки, повторяйте за мной -

Лa - ла - ла
Глина мягкою была.
Ли –ли, ли-ли
Мы игрушек налепили.
Ло - ло - ло
А у печки нам тепло.
Ле - ле - ле
Хорошо у нас в селе

-Предлагаю вам немножко потанцевать

Физминутка (магнитофон  «Тодес русская народная», садятся за столы)

- Ребята, с какими игрушками мы с вами познакомились? (с дымковскими)

- Какая игрушка вам больше всего запомнилась? Понравилась?

-Давайте расскажем о дымковских игрушках по таблице.

(Слайд 7. с мнемотаблицей)

Дымковские игрушки разнообразны. Это и люди, и звери, и птицы, и рыбы. А называются они так, потому что сделаны в селе Дымково. Лепят игрушки из глины, потом сушат. Обжигают в печи, чтоб они стали крепкими да звонкими. Затем покрывают их белилами, которые делают из мела и молока. А потом раскрашивают яркими красками: красными, жёлтыми, синими, алыми, зелёными, оранжевыми. Орнамент (узор) состоит из точек, кругов, полосок, волнистых линий, клеточек. Мне очень нравятся дымковские игрушки, потому что они яркие, нарядные, праздничные. А особенно мне понравилась барышня (козлик, индюк, водоноска….)

-Ребята, вам понравились рассказы ваших друзей? И мне очень понравились.

-Что вам больше всего на занятии запомнилось?

Мнемотаблица

Название игрушки

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0dcc/00027ecb-c22bc275/img10.jpg

Место изготовления

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%BC%D0%B8-%D1%8B%D0%B9-%D0%BE%D0%BC-%D1%81-%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%B9-81300896.jpg

Из чего сделана

https://ic.pics.livejournal.com/rouge_gorge/10530313/388178/388178_original.jpg

Сушка

https://img-fotki.yandex.ru/get/770851/111535206.1cd/0_a00c7_41a3c818_XL.jpg

Обжиг

https://i0.wp.com/mirzam.ru/wp-content/uploads/2015/11/%D0%B4%D1%8B%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE.jpg

Побелка

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1031/000d7db0-980688bf/img5.jpg

Цвета

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/cornerdrawing/ugolokrisovaniya6.jpg

Узоры

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/dymkovopainting/dimkovskayarospis4.jpg

Мне нравится…

https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJx7TXlPf8zgh421nSWeLtJ87B-ixiHkNantbQ=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

Литература:

1.Величкина Г. А. Дымковская игрушка. - Мозаика-Синтез, 2004 - 24с

2.Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.- Изд.:АРКТИ , 2005 -143с

3.Пономарева Е.А., Иванова С.А. Дымковская игрушка. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста.- Изд.: Айрис-Пресс, 2008-8с.

4. О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста.- М:Скрипторий, 2003-128с.

Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к дымковским игрушкам, называют игрушки (барышня, кавалер, водоноска и др.), рассказывают, как изготавливали игрушки мастера из Дымково, используют элементы росписи дымковских игрушек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы "Ярмарка дымковской игрушки"

Конспект непосредственно-образовательной деятельностиХудожественно-эстетическое направлениеОбразовательная область «Художественное творчество»для детей средней группы«Ярмарка дымковской игрушки»...

Презентация "Ярмарка Дымковской игрушки"

Вид ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование) и речевому развитию (развитие речи) в старшей группе...

«На ярмарке дымковской игрушки»

Конспект  непосредственно – образовательной деятельности  в старшей группе«На ярмарке дымковской игрушки»...

Конспект занятия "Ярмарка дымковской игрушки ."

Художественное творчество со здоровьесберегающими технологиями. Рисование....

«ЯРМАРКА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ»

КОНСПЕКТ По образовательной области «Художественное творчество» (декоративное рисование) по теме «ЯРМАРКА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ» В старшей группе ...

Конспект занятия "Ярмарка дымковской игрушки"

Тема: "Ярмарка дымковской игрушки."(старшая группа)Цель: Организация ярмарки.Задачи:- продолжать работу по ознакомлению детей с дымковской игрушкой, закрепить представления о процессе ее изготовления...

ДОСУГ НА ТЕМУ: «ЯРМАРКА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ».

Цель:  Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, продолжать воспитывать на народных традициях; прививать любовь и уважение к труду народных мастеров. Развивать интерес к изучению народных...