проект по развитию речи "Мы - журналисты"
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Среднесрочный проект по развитию связанной диалогической речи детей старшего возраста через изучение основ профессии журналиста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_-_zhurnalistydocx.docx104.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение детский сад № 97»

г. Саратов

https://xn--16-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/images/events/cover/35cdc12663b4b04b6e2a462a8cb54401_big.jpg

Проект   

 старшей группы  ЗВЕЗДОЧКИ

«Мы - журналисты»

 

Разработан: Кравченко И.С.

Проблема. Одной из актуальных проблем развития речи детей дошкольного возраста остается проблема развития диалогической речи, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
Обращение к проблеме диалога в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Готовность к диалогу - один из показателей сформированности индивида как личности.

Актуальность. В настоящее время речевое развитие детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Дети испытывают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками и поэтому развитие диалогической речи остается одной из актуальных проблем развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. А раз речь детей недостаточно развита, то и познавательная активность детей снижена. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Цель: повышение уровня речевой и коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Задачи:

1. образовательные
-развивать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарный запас детей;
- совершенствовать грамматический строй речи.

-познакомить с профессиями, имеющие отношение к журналистике; 

-формирование начального представления о профессиональных журналистских качествах и навыках;
2. воспитательные
- развивать навыки коммуникативности и успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада;
- сформировать и развить умение общаться в паре, в группе, в коллективе;
- воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам
3. развивающие
- развитие психических познавательных процессов: слуховой памяти, словесно-логического мышления, внимания;
- развивать творческие способности детей;

-способствование творческому и социальному самовыражению дошкольников.

Вид проекта: среднесрочный (сентябрь 2022г. – ноябрь 2022г.).

Тип проекта: познавательно – речевой, игровой, продуктивный, групповой.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, сотрудники детского сада, гости Саратова.

Материально-техническая база:
- фотоаппарат;

- видеокамера;

- мобильные телефоны с приложениями – диктофон;

- микрофоны;
- ноутбук для воспитателя для обработки, полученных от участников проекта материалов,
- музыкальный центр;
- интерактивная доска для просмотра обработанного материала.

Ожидаемый результат:

- Развитие познавательной мотивации.
- Готовность вступать в диалог с окружающими, умение пользоваться речевыми алгоритмами.
- Продукты совместного творчества детей, взрослых: видеоролики, газеты, альбомы.
- Обогащение сюжетов ролевых игр.
- Децентрализация поведения – проявление интереса детей к людям, их деятельности.

Работа с родителями:
1) Консультации на тему:
«Нужен ли дошкольнику мобильный телефон?»
«Особенности развития детского словотворчества и воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве»
«Значение словесных игр в детском саду»
2) Составление вместе с детьми рассказов о достопримечательностях Саратова, о знаменитых людях нашего города, о профессиях «учитель», «экскурсовод», «журналист»;
3) Посещение знаковых мест Саратова, ГТРК «Саратов», КВЦ «Радуга», музей им.Радищева


Предполагаемый результат:
Повышение уровня связной монологической и диалогической речи детей;
Развитие любознательности, наблюдательности;
Развитие уверенности в себе;
Развитие познавательного интереса детей;
Повышение уровня знаний о людях разных профессий у детей;
Владение основами информационно-коммуникативными средствами.

Этапы:

1.Подготовительный: изучение литературы по теме проекта, составление проекта, беседа с родителями о содержании проекта; просмотр и обсуждение детской телепередачи; знакомство с профессией журналиста.

2.Основной: разработка и проведение мероприятий, экскурсий, бесед, игр и упражнений. Выпуск групповой газеты с участием детей.
В ходе проекта формируются у дошкольников начальные представления о профессиях корреспондента, журналиста, фоторепортера. Дети знакомятся с аппаратурой (фотоаппарат, диктофон, планшет, мобильные телефоны с приложениями), необходимой людям этой профессии.
Учатся использовать на практике мобильные приложения, делятся своими навыками владения диктофоном, детским планшетом.
При выпуске газет, книг и фото- и видеофильмов знакомятся с элементами дизайна.
Дети учатся брать интервью, состоящее из 2-3 вопросов, которые они задают друг другу и педагогам детского сада. При организации экскурсий на почту, в библиотеку, в школу дети готовят вопросы для людей разных профессий.
Мастер-классы воспитателя «Интервью с детьми на тему «Давайте познакомимся», репортажи детей «За что я люблю своего папу» и «Милой мамочке моей..», а также предварительные беседы перед экскурсиями готовят детей к встречи с интересными людьми.

3.Заключительный: Анализ деятельности. Обобщение результатов работы.

Продукт: выпуск детского медийного журнала «У нас можно всё», 

Создание видеороликов «Интервью с интересными людьми Саратова», сюжетно-ролевая игра «Мы - журналисты».

Сентябрь

  • Знакомство с видами детской печатной продукции (детские журналы, газеты, телепередачи);
  • Беседа о журналистах;
  • Составление с детьми перечня вопросов для интервью.
  • Знакомство детей с мобильным телефоном и мобильными приложениями: диктофоном, фото и видеокамера.
  • Игровое занятие «Мы - журналисты»;
  • Игровое упражнение «Учимся представляться. Будем знакомы»;
  • Словесная игра «Угадай, о ком я говорю!».
  • Д-и «Что нужно журналисту в его профессии?»;
  • Мастер-класс ребенка, владеющего планшетом, по созданию фотографий и видеофильмов;
  • Оформление фотостудии по теме недели;
  • Посещение достопримечательностей Саратова, встреча с экскурсоводом;
  • Коммуникативные игры по теме “Детская журналистика”;
  • Мастер-класс «Давайте познакомимся».  
  • Обучение детей по сбору интервью «Интересные истории»
  • Занятие - журналистское расследование  с помощью кубиков историй «Это случилось в Саратове»;
  • Сюжетно – ролевая игра «Мы – журналисты».

Октябрь

  • Эксперименты с аудиосредствами (магнитофон, микрофон, диктофон);
  • Игра «Телевизор»;
  • Журналистское расследование: «Как проводят Новый год в России?»
  • Игровая ситуация: «Этикет телефонного разговора»;
  • Экскурсия в Саратовский телецентр; встреча с диктором.
  • Работа детской студии
  • Беседа «Что такое репортаж?»;
  • «Командировка» - интервью с поваром, медсестрой;
  • Продуктивная деятельность по созданию журнала «У нас можно всё»;
  • Создание газеты: «Мой папа – самый лучший»;
  • «Командировка» - интервью с заведующей и т.д.
  • Практическое занятие «Мимика и жесты»;

Ноябрь

  • Оформление газеты ко дню матери;
  • Игра «Интервью с литературным героем»;
  • «Детский голос» - любимые детские стихи.
  • Игра «Дружеское интервью»;
  • «Журналистское расследование» (опыты и эксперименты)
  • Посещение КВЦ «Радуга», интервью у сотрудников центра.
  • Игра «Звукооператор»;
  • Составление рассказов о Цирке им. Никитиных, набережной космонавтов, Музее им. Радищева, парке Победы, Саратовском мосте;
  • Выпуск свежих новостей тележурнала «У нас можно всё»
  • Игра «Острый глаз».

Критерии оценки уровня развития речи дошкольников, участвующих в проекте «Мы - журналисты».
Звуковая культура речи
Умение правильно поставить вопрос перед собеседником
Умение составить связный рассказ
Умение поставить интонацию для передачи настроения и впечатления от общения с собеседником
Умение детей вести диалог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Проект на тему: Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы.

Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы. ...

Проект по развитию речи во второй младшей группе Тема проекта: «Сказка о веселом язычке».

Проект по развитию речи во второй младшей группеТема проекта:  «Сказка о веселом язычке»....

Проект по развитию диалогической речи в старшей группе «Радуга» за второе полугодие Тема: «Юные журналисты»

Цель:-  совершенствование  и расширение связной диалогической речи старших дошкольников;- содействие становлению интеллектуальной и социальной компетентности детей в процессе речевой, игрово...

Проект по развитию речи: «Рисуем с мамой». В рамках проекта по развитию речи «Сказка за сказкой»

Цели проекта: создание более теплой и дружественной атмосферы между ребенком, родителем и воспитателем, создание партнерской среды.Задачи:- образовательная: расширить и углубить представление ребенка ...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» «Профессия – журналист безопасности»

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» «Профессия – журналист безопасности»...