Дидактические игры по речевому развитию
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Бобина Ольга Вадимовна

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по речевому развитию

НАЗВАНИЕ

ЦЕЛЬ

ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ

ПРАВИЛО ИГРЫ

Загадки и отгадки

Загадки – близнецы

Лжезагадки

Загадки – рифмы

Загадки – путаницы

Многозначные загадки

Учить детей отгадывать загадку по речевому описанию. Учить самостоятельно составлять загадки, используя характерные признаки объекта, ассоциацию, метафору, определение.

Развивать наблюдательность, усидчивость, умение анализировать, обобщать концентрировать внимание.  учить вслушиваться в смысл произнесенных строк и рифмовать слова.

Кто первый отгадал загадку, тот поднимает руку и получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Лже загадка содержит в себе ответ – сосредоточить внимание на загадке и уловить каждый составляющий его звук

Да – нет

Бывает – не бывает

Учит мыслить,  логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения, расширять словарный запас

Угадывание предмета по средствам вопросов,

Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем, идет речь. Чередовать реальные и не реальные варианты. Можно использовать мяч в игре: игрок бросает мяч, произнося фразу, а второй игрок ловит его , если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает  

Про что сочиним?

Учить придумывать последовательную, детализированную историю

Каждый рассказывает свою историю

Договорится о теме обсудить в какой роли будет выступать главный герой. Время на обсуждение 2-3 минуты сказки обсуждаются и оцениваются.

На выставке

Формировать умение давать описание картинки, используя образные слова и выражения.

Экскурсовод должен красиво описать и дать им названия. В случае затруднения, дети ему помогают.

Воспитатель организовывает выставку детских рисунков. По считалке, по желанию выбирается экскурсовод, который проводит экскурсию по выставке. В конце игры выбирается лучший экскурсовод. Воспитатель регулируют смену частоты экскурсовода.

Нарисуем картинку словами

Развивает воображение, формировать умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения

Дети рассказывают о том, какая картина получилась, стараясь, чтобы остальным было понятно.

Воспитатель предлагает быть необыкновенными художниками, которые не красками, а словами. Дети с закрытыми глазами слушают отрывок стихов представляют.

Кто внимательнее?

Формировать умение выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты

После чтения дети называют специфические сказочные выражения

Воспитатель предлагает внимательно послушать сказку (разных народов) и заменить особенные, сказочные слова, песенки. Каждый правильный ответ отмечается фишкой. Выигрывает тот, кто больше заметит и назовет сказочных выражений, образных слов.

Кто скажет по-другому?

Формировать умение подбирать слова и выражение, наиболее подходящие по смыслу.

Дети придумывают подходящие по смыслу слова, заменяя предложенный текст

Воспитатель читает сказку. После выделяет интересные слова и выражения, предлагая детям сказать об этом по - другому

Артисты

Развивать воображение, творческие способности, формировать умение самостоятельно находить способы выражения образа в слове, жесте, мимике.

Дети изображают испуганного человека и сочиняют об этом историю

Воспитатель дает установку кого нужно изобразить (позу, мимику, походку, историю о том, что напугало)

О чем говорит пословица.

Кто больше вспомнит пословиц?  

Развивать обзорное мышление

Нарисовать иллюстрацию к пословице

Воспитатель предлагает детям придумать короткий рассказ с использованием пословиц.

Найти противоположное по смыслу слово

Формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Ребенок должен сказать пропущенное слово. Например: сахар сладкий, а лимон….

Воспитатель называет словосочетание, делая паузу

Какое слово заблудилось?

путаница

Формировать умение подбирать точные по смыслу слова

Воспитатель читает стихотворение дети замечают смысловые несообразности и подбирают нужные слова.

Назови одним словом

Формировать умение находить слово, точно оценивающее заданию ситуацию

Дети придумывают правильные и неправильные словосочетания со словами трудный и легкий

Воспитатель описывает ситуацию, с решением задачи. Дети должны придумать слово, оценивающее эту ситуацию

Многозначные слова

Бить –

Звонок – звонить

 Дом

Познакомить с многообразием значений одного слова

Дети заканчивают предложение:

Бить – в барабан

               Часы

               Чашка

                Мяч

                Гвоздь

Звонок – телефонный

                Дверной

                Велосипедный

Дом –      улитка

                Улей

                Муравейник и т.д.

Воспитатель предлагает  закончить предложение

Например: мальчик бьет в ………. и т.д.

Где я был?

Формировать умение образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленного существительного

Дети должны рассказать кого видели.

Воспитатель рассказывает о том кого видела. Дети должны отгадать где это встречается. Главное в этой игре не отгадывание, а загадывание.

Про пана трулялинского

Знакомить со способами словообразования

Дети по ходу чтения стихотворения изменяют и называют слова

шофер – трулялер

почтальон – трыляльон

и т.д.

Воспитатель предлагает послушать, в слова стихов.

Давай познакомимся

Упражнять в умении вести диалог

Ребенок отвечает на вопросы взрослого. Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

С кем ты живешь? и прочее

Воспитатель в роли Буратино предлагает ребенку познакомиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для речевого развития "Засели дом"

Из опыта работы представлена дидактическая игра "Засеми дом"...

Дидактическая игра по речевому развитию "Чей это голос" в первой младшей группе

Цель игры: научить детей различать взрослых и животных и детёнышей по звукоподражанию, соотносить названия взрослого животного и его детёныша....

Дидактические игры для речевого развития дошкольников

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей  еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Прове...

Дидактическая игра по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста

Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически прав...

Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе

Дидактические игрыдля речевого развития детейв старшей группе1.Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи «Поиграем в сказку»Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя»...

Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"

Интерактивная дидактическая игра  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Го...