Родительское собрание В младшей группе детского сада «По волнам развития речи»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

родительское собрание в нетрадиционной форме (игра-путешествие)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_volnam_razvitiya_rechi.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Отрадновская сош дошкольные группы

Родительское собрание

В младшей группе детского сада

«По волнам развития речи»

Воспитатели: Семенова Т.В.

Федина Е.П.


Ход собрания.

1. Вступительное слово…

1. Вступительная часть. Приветствие.

Добрый вечер, дорогие друзья! Я предлагаю этот вечер провести вместе с вами необычно.

Мы уверенны, что все родители, находящиеся здесь любят путешествовать. Ведь путешествие всегда романтично и загадочно. И поэтому мы с вами сейчас отправимся в плавание на корабле в страну под название Развитие речи детей 3-4 лет. Так как мы все вместе отправимся на одном корабле, то получается у нас семейное плавание. И так отправляемся.

Разрешите представить членов команды:

Капитан –

Помощник капитана –

И поскольку я капитан парохода, то прошу выполнять все мои распоряжения. Представьте, что вы, сидя за этими столиками, находитесь на верхней палубе, а вокруг морская гладь и белые, крикливые чайки сопровождают наш круиз. И чтобы путешествие было совсем  как настоящее, предлагаю дать название нашему пароходу. Ведь всем известно «Как корабль назовешь, так он и поплывет»

Итак «Название парохода».

Задача: Сплотить родительский коллектив для совместной деятельности, создать непринуждённую дружескую обстановку.

2. Психологическая разминка «Улыбка»«Комплимент»

- Хочу узнать: хорошее ли у вас настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

Ну что, курс  путешествия нами обозначен, имя пароходу придумали, хорошее настроение не забыли взять с собой, оправляемся в страну Развитие речи. И первый остров, к которому мы причаливаем, называется «Научный».

(Слайд №2)

1.Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Родители – это главные и близкие люди и задача семьи в период формирования правильной речи ребенка: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки, научить рассказывать. Чем чаще родители будут разговаривать с ребенком, не переутомляя его, и доступным правильным языком, тем скорее ваш ребенок овладеет правильной речью.  Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Бытует неправильное мнение о том, Что речь ребенка может развиваться самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладеет правильным произношением. В действительности невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

2. Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка, подтверждением того являются дети-маугли. Дефицит общения взрослого с ребенком, ведет к различным нарушениям (задержка психического развития, педагогическая запущенность). Психическое развитие ребенка начинается с общения со взрослым, а потом и со сверстниками. Это первый вид социальной активности, который возникает у ребенка, благодаря которому он получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

3.Правильное развитие речи позволяет ребенку усваивать новые слова и понятия, обогащает знаниями об окружающем мире. Развитие речевых навыков тесно связано с развитием мышления. А мышление в свою очередь, находится под влиянием познавательной активности. Мышление неразрывно связано с речью. Мысль не может не возникнуть, не существовать вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т.е. мышление происходит в речевой форме.

(Слайд №3)

1.Неоценимо влияние речи на развитие мышления ребенка. Вначале малыш не умеет мыслить с помощью слов без опоры на наглядную ситуацию. Но постепенно речь становится основой становления произвольного поведения. Начинает выполнять планирующую функцию. Например, ребенок сообщает, что он собирается построить гараж для машины, или рассказывает кукле о том, что они будут делать: «Сейчас сварю тебе суп, потом будем есть». Во многих ситуациях слово становится средством контроля: «Я строю дом, я смотрю книжку» и т.д. Так же ребенок сопровождает  свои действия словами оценочного характера (Я красиво нарисовал, слепил, построил и т. д).

Для развития памяти детей необходимо проводить игры и упражнения, которые способствуют их интересам и учитывают особенности развития детей. Ведь именно способность воспринимать и запоминать информацию пригодиться для успешной и продуктивной учебы в школе.

(Слайд № 4, 5)

В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, амабиль (автомобиль), гамазин (магазин), чедоман (чемодан), тематура (температура) и т.д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам. Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные окончания суффиксов, приставок, согласований слов в предложении (Купи синюю шарик, я рисоваю). Произвольное обращение с ударением – тоже вариант нормы. (хОлодная вода, бОлит ручка. Усложняется и построение фраз. Вместо «Дай яблоко», теперь ребенок может сказать «Дай мне большое красное яблоко», то есть указать величину и цвет предмета, Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

К 4 годам запас слов ребенка почти удваивается и составляет около 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь  использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост) и т. д.    

 

Результаты анкетирования

Результаты анкетирования  родителей по двум анкетам, указывают на  компетентность родителей в  вопросах речевого развития детей.

1.По мнению большинства семей, работа по развитию речи в дошкольном возрасте очень важна, верно понимают свою роль в этом вопросе, но большинство  родителей считают, что речевым развитием их детей должны заниматься садик, школа раннего развития либо кто-то другой, тем самым снимают с себя ответственность и только некоторые родители ответили, что развитием речи должны заниматься сами родители. К сожалению, не все родители проводят дома работу с ребенком, направленную на развитие его речи.

Большинство родителей оценивают состояние речи ребенка как хорошее. Мы, наблюдая за детьми в повседневной жизни и на занятиях,  отмечаем норму только у 50% воспитанников.

Выше мы говорили о том, что речь является основой развития  большинства видов деятельности, и это понимают, к сожалению только единицы опрошенных.

Мы в свою очередь стараемся делать все возможное, для успешного речевого развития детей. Но только нашей работы конечно не достаточно. Мы с вами одна команда и только совместные усилия приведут к положительному результату.

Наше современное информационное общество характеризуется не только расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, но и новыми формами общения. К сожалению, технические средства (телефон, компьютер) заменили переписку и уменьшили личные визиты и встречи. Всё это приводит к низкому уровню общения взрослых с детьми.

Анализ литературы показывает, что у современных детей их психическое развитие несколько запаздывает по сравнению с паспортным, дошкольникам трудно договориться друг с другом, низкий уровень развития произвольности, воображения у детей. А ведь, общение обеспечивает ребенку культурное развитие (управление своим поведением) .

Речь является формой общения.

В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:

- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Общение ребёнка со взрослым ситуативно. В разных ситуациях ребёнок проявляет себя по-разному. Дошкольники гораздо эффективнее учатся друг у друга нежели у взрослых.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Слайд №6

Подытожу, система дошкольного образования перешла на новый этап:  Согласно коммуникативно – деятельностному подходу к речиразвитие речи происходит не только в коммуникативной, но и в других видах деятельности ребенка: двигательная, познавательная, игровая, трудовая, художественная, восприятие худ. литературы, конструирование, музыкальная.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. Предлагаем вам продолжить наше путешествие по стране «Развитие речи», где покажем вам, как мы работаем с детьми.


4. Просмотр видеофрагмента «Один день из жизни нашей группы».

А для начала, предлагаем вашему вниманию просмотр видеофрагмента «Один день из жизни нашей группы» (просмотр видеофрагмента).

5. Игра-путешествие

1. Остров Творчества.

Освоение речи качественно изменяет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает быстрое и лёгкое приспособление к среде.

    Используя слова ребенок учится анализировать окружающий его мир, общаться с людьми.

    С помощью слов, обозначающих признаки предметов, ребенок учится узнавать различные цвета, звуки, запахи;

Разные слова помогают осознать величину, качественные, количественные, временные и другие связи, существующие между предметами внешнего мира.  Ребёнок познаёт мир.

 

1.  по кругу передаётся мяч по очереди Назовите что… .

Что бывает круглое?

Что бывает острое?

Что бывает жидкое?

Что бывает твердое?

Что бывает синее?

2. Остров Сказочный

Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка - прекрасное пособие для развития речи ребенка.

Рассматривайте иллюстрации, говорите о том, что или кто изображен на них, пусть малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

(Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать) :

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он может исследовать. Опора на органы чувств, исследование качеств и свойств предмета, закрепление эмоционального отношения ребенка к объекту – помогает расширить активный словарь ребенка.

3. Бухта Логопедическая

Советы логопеда

ОЧЕНЬ часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают лингвистические и сенсорные способности ребёнка, которые имеют особое значение в формировании мыслительной деятельности.

Приучаем ребенка доводить каждое дело до конца!

Говорите с ребенком медленно и внятно, достаточно короткими фразами.

Каждый день читайте ребенку стихи, сказку, обсуждайте картинки. Не переходите на "детский язык" (не "сюсюкайте") сами и просите не делать этого других взрослых. Помните, что ваша речь - образец для подражания. Игра - основная деятельность ребенка. Поэтому все занятия с детьми раннего возраста, возможно, проводить только в игровой форме.

Пальчиковые игра «Салат» (без предметов).

ЗадачиРазвитие моторики пальцев и кистей рук, стимуляция мозговой деятельности; упражнение в чётком проговаривании слов и фраз.

Мы капусту рубим, рубим - резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх

Мы морковку трём, трём - руки в кулачки, "тереть"

Мы капусту солим, солим - движение пальцев, имитирующее посыпание солью

Мы капусту жмём, жмём - интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки

4. Причал Игровой

(игры для формирования звукопроизношения)

Музыкальные игры и песни важны в процессе овладения ребенка речью. Предоставляйте ребёнку возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе.

Ролевая игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и  узким, удерживать в правильном положении.

Это комплекс специальных упражнений, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Пароход»

Задачи: упражняться в регулировании силы голоса, продолжительности выдоха.

(педагог показывает картинку, на которой нарисован паровоз)

«Пароход ещё далеко, его почти не слышно» - дети тихо говорят «У-У-У…»по сигналу«Ближе» - говорят громче; по сигналу«Совсем рядом» - в полный голос; по сигналу «Удаляется» - говорят тише; по сигналу «Уплыл» - замолкают.

Чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп (звук П.)

Бы, бы, бы – идёт дым из трубы (звук Б)

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки (звук Ж

А в «Уголке для родителей» вашему вниманию представлена папка «Сборник чистоговорок», которую вы сможете использовать и дома.

«ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном падеже.

«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Вот и закончилось наше морсое путешествие по стране Развитие речи, теперь вы знаете, как мы развиваем, закрепляем и отрабатываем речь у детей. Вы дома можете всё это делать с детьми.

6. Рефлексия «Волшебный сундучок»

Предлагаю вам родители ответить, что вы хотели бы положить в волшебный сундучок и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.

7. Подведение итогов родительского собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в младшей группе детского сада "Приятно познакомиться!"

Образовательный процесс в ДОУ в соответствие с целями и задачами ФГОС предполагает включение в активный образовательный процесс всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов. ...

Конспект нетрадиционного родительского собрания в младшей группе детского сада Тема: «Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Повысить уровень знаний родителей по сенсорному развитию младших дошкольников2. Раск...

Протокол родительского собрания в младшей группе детского сада

Протокол родительского собрания. Начало года....

Сценарий родительского собрания в младшей группе детского сада «Воспитание культуры поведения у дошкольников»

Родители для ребенка — камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Форма проведения: традиционное собрание.Цель: воспитание культуры поведения у дошкольников.Задачи: актуализиро...