Доклад на тему: « Развивающая среда как средство речевого общения»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Каляганова Любовь Андреевна

В докладе побробно рассказывается о наполнении среды речевого уголка группы для детей старше-подготовительного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_razv_rech_sreda.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад комбинированного вида №50»

Доклад на тему:

« Развивающая среда как средство речевого общения»

                                                                                                                       

                                                                                                             Подготовила воспитатель:

                                                                                                             Каляганова Л.А.

г.Заволжье 2012 г.

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка. В дошкольной педагогической науке под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В современных исследованиях отмечается важность создания речевой среды как одной из составляющих развивающей среды каждой возрастной группы. Правильная организация речевой среды дает возможность для эффективного воспитательного воздействия, направленного на формирование активного познавательного отношения не только к окружающему миру, но и к системе родного языка, формируя тем самым элементарное осознание явлений родного языка и речи развивающими материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательную творческую деятельность всех детей группы.

Под речевой развивающей средой понимается не только предметное окружение. Важно, чтобы она была особым образом организована для наиболее эффективного влияния на развитие разных сторон речи каждого ребенка. При этом особо следует подчеркнуть роль взрослого не только в фильтрации вредных воздействий речевой среды на маленького ребенка, который не может сделать это  самостоятельно, но и в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Речевая развивающая среда ДОУ раскрывается как фактор, сдерживающий или, наоборот, активизирующий процесс речевого развития ребенка, поэтому, создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей конкретной возрастной группы, а также уровень их речевого развития, интересы, способности и многое другое.

Исходя из этого, можно выделить следующие требования к организации развивающей речевой среды в ДОУ.

  • В каждой возрастной группе нужно создать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной);
  • Организация и размещение предметов РРС должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям;
  • Динамичность среды
  • Функциональность предметов РРС;
  • Среда должна быть наполнена развивающим содержанием;
  • Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха детей.

В качестве основных составляющих РРС следует выделить следующее:

  1. Речь педагога
  2. Методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста
  3. Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Подробнее остановимся на одном из составляющих: специальное оборудование, т. к. игровое общение, т.е. необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка, происходит в процессе игры с пособиями.

Новинкой можно назвать проект « Речевой куб». Пособие представляет собой кубы разного размера, изготовленные из легких материалов: картон, дерматин, ткань. На каждой грани куба расположены прозрачные карманы, предназначенные для сменного речевого материала.

Убы могут использоваться в разных возрастных группах от 3 до 7 лет, как для профилактики речевых нарушений, так и для коррекции звукопроизношения и общего недоразвития речи. Работа с его использованием ведется на занятиях по развитию речи, индивидуально вне занятия, и самими детьми в самостоятельной деятельности. Играя, дошкольники подбрасывают куб и выполняют задание, которое выпало на грань куба.

Куб многофункционален и дает заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса выполнения заданий.

Каждый куб имеет свое название, отражающее цель его использования.

Например, с детьми 3 лет можно использовать тематику: « Зарядка для языка», «Сенсорик».

Целью для куба « Зарядка для языка» является совершенствование артикуляционных и мимических способностей детей. К каждому артикуляционному упражнению подобраны сигнальная карточка по названию упражнений и небольшое стихотворение. Воспитатель читает, а дети выполняют упражнение, находя рисунок:

« Заборчик», « Грибок», «Качели» и др.

Куб « Сенсорик» используется для развития мелкой моторики, тактильного восприятия и получения положительных эмоций. На его гранях располагаются съемные коврики, сшитые из различных материалов, соединенные между собой пуговицами различных размеров. На гранях куба присутствуют молнии, пряжки, кнопки, липучки, шнуровки. Задача ребенка – расстегнуть застежку, и сказать, что изображено в окошке.

Куб « Звуковая лесенка». На гранях пособия находятся картинки для определения автоматизированных звуков: комар водичка, самолет, змея, собака и т. д..

Что помогает достичь следующих целей: автоматизация изолированного звука, выработка длительной воздушной струи, формирование звуковой культуры речи.

С детьми среднего возраста можно использовать куб « Речь. Ритм. Движение».

На гранях можно расположить задания для координации движений: задания для пальчиков по картинке; задания из  палочек, шнура; упражнения для пальцев и кистей рук по рисункам; общие упражнения для туловища и ног. К каждому упражнению можно подобрать короткое стихотворение. Проговаривая его со взрослым, ребенок учится управлять своими движениями.

Куб « Цветной». Его целью является закрепление согласования существительных с прилагательным в Р.,Ч., П., а также уточнение и закрепление основных и оттеночных цветов. Куб разноцветный и цвет его граней сооответсвует цвету картинок в карманах. Педагог говорит: « У меня на синей грани - синий пиджак». Переворачивает куб на другую грань, передает ребенку и спрашивает: « А у тебя?».

В работе со старшими дошкольниками можно посоветовать куб « Звукарик». На гранях три звуковые схемы и три предметных карточки. Каждой предметной картинке ребенок дожжен найти соответствующую звуковую схему.

Куб « Сочиняйка» обучает рассказыванию с элементами творчества с опорой на предметные картинки. Вращая куб, ребенок сам выбирает к очередной грани куба героев сказки или рассказа. Пособие лучше выполнить из ковролина или контактной ленты.

Куб « Сосчитайка» помогает детям овладеть согласованием существительных с количественными числительными в Р, Ч, П. Ребенок, глядя на верхнюю грань куба, говорит: «У меня две морковки». Затем переворачивает и говорит: «А у тебя?».

С двумя следующими кубами можно работать разными способами.

Куб «Слоговой» имеет три варианта использования:

  1. Преобразование детьми односложных слов в двусложные и многосложные. На каждой грани предметные картинки: дом, сом, суп, кот, нос. В процессе игры « Один – много» получаются двусложные предложения из открытых слогов: дома, сомы, супы, коты, носы.

А игра « Назови ласково» позволяет образовывать многосложные слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

  1. Формируем умение определять количество слогов в слове, подбирать к заданной слоговой схеме картинки на кубе. На каждой грани куба предметные картинки, например, с изображением деревьев( ель, дуб, липа, сосна, рябина, береза). Взрослый предлагает выбрать для посадки деревья с односложными названиями, затем двусложные и трехсложные.
  2.  На каждой грани куба расположена сюжетная картинка с изображением профессии людей. Взрослый спрашивает: « Что делает скульптор?». Ребенок находит на кубе сюжет и отвечает: « Скульптор лепит скульптуру». Т.о, дети упражняются в умении отвечать на вопросы предложениями, насыщенными словами сложной слоговой структуры.

У куба « Образуй словечко» два использования.

  1. Обучение умению различать глаголы с общей корневой частью и разными приставками с помощью сюжетных картинок.(мальчик подходит, выходит, заходит, переходит, обходит, отходит). Ребенок, переворачивая куб, называет новые словоформы глагола.
  2. Дети упражняются в различении по смыслу глаголов с общей корневой частью и разными приставками с помощью схем.

Задания могут быть следующими:

- действия игрушечной машинкой: выполнить действие, ставить предложение с приставочным глаголом по схеме, выпавшей на грани куба.

- действие с кубом и предметной картинкой: подобрать к картинке правильное и точное действие (глагол) и показать на кубе схему к этому глаголу;

- выполнить действие по схеме на кубе;

- действие с кубом и сюжетной картинкой: продолжить предложение с добавлением приставочного глагола (по схеме), показать соответствующую картинку;

- подобрать к глаголу приставку, используя схему.

Т.о., использование речевых кубов позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно во время игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Также представляет собой интерес пособие « Сенсомоторный ящик», изготовленный из большой низкой коробки и наполненный разнообразным материалом. В ящике собраны различные природные материалы: крупные и мелкие шишки, желуди, каштаны, орехи разной формы, кусочки древесной коры; веточки деревьев и кустарников – толстые и тонкие, прямые и изогнутые. Рядом лежат материалы, созданные человеком. Ощущение при прикосновении к природному и синтетическому материалу различные. Дети рассматривают и ощупывают предметы с открытыми и закрытыми глазами, сравнивают предметы между собой, учатся их характеризовать и классифицировать.

« Тактильные мячики» - воздушные шарики с разными наполнителями (мука, сахар, крахмал, горох, пшено, мелкий бисер) обеспечивают эффективный массаж ладони рук.

« Сортировочные болты и гайки» развивают подвижность пальцев и ловкость рук. Нужно лишь подобрать их так, чтобы все болты отличались по размерам, и каждому болту соответствовала одна гайка.

Пособие « Гусеница» состоит из нескольких частей. Помогает сформировать умение детей составлять предложение. Задание можно усложнять, предлагая использовать перечисление слов – предметов, слов – определений, слов – действий; можно предложить ребенку построить предложения с предлогами; разной интонацией (восклицание, вопрос, утверждение). Можно предложить детям стихосложение по схеме.

Пособие « Куда пойдешь, что найдешь» представляет собой тактильные дорожки, следы которых идут в разных направлениях. Пособие способствует развитию речевого творчества детей, фантазии, умению выстраивать логичный сюжет.

Все пособия хорошо вписываются в развивающую среду и могут активно использоваться детьми. Способствуют развитию речевого общения, памяти, мышления.

Все современные системы образования стремятся к тому, чтобы знания добывались самими детьми, а воспитатель был дирижером, развивающим разум ребенка, думающим, помогающим найти способы решения возникающих проблем.

Литература:

- журнал « дошкольное воспитание» №6\2001, И. Колосова, кандидат педагогических наук, доцент дошкольного образования,

- журнал « Логопед в детском саду»,№1/2009, Т.Н.Расторгуева « Подготовленная дидактическая Монтесори – среда как средство сохранения и коррекции здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья», стр.33,

Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №1/2010, « Проект « речевой куб»,  Л.И. Шинкаренко,  О.Р. Высочина, А.В. Сердюкова, С.В. Харламова, стр.54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Развивающая среда в детском саду».

  Основной вид деятельности детей дошкольного возраств является игра. Исследователи Л.С.Выготский, Д.В. Эльконин, А.П.Усова, Н.Я. Михайленко отмечают, что игра является средством всесторон...

Предметно- развивающая среда как средство речевого развития дошкольников

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

Доклад по теме "Развивающая среда для развития движений детей"

Развивающая среда для развития двигательной активности...

Доклад "Роль предметно-развивающей среды в познавательно-речевом развитии дошкольника"

Правильно организованная предметно-развивающая среда в речевом центре создает возможности для преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку закреплять свои способности не только в непо...

Выступление учителя-логопеда на педагогическом совете на тему: "Предметно-развивающая среда, как средство речевого развития ребёнка"

 Термин ''предметно-развивающая среда'' появился в словаре педагогов в конце 80-х годов 20 столетия, но в рамках проблемы исследования начали проводиться значительно раньше...

Консультация для воспитателей МАДОУ детский сад № 32 «Бусинка» на тему:«Предметно-развивающая среда как средство речевого развития детей»

Развитие речи у детей основная задача дошкольного образования. Организация «Предметно-развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на фо...

Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство речевого развития ребёнка»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно лишь единицы из нас. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей...