НОД по развитию речи Пересказ русской народной сказки «Хаврошечка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Доротюк Кристина Константиновна

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи "Пересказ русской народной сказки "Хаврошечка" предназначена для детей старшей группы. На ней дети в игровой форме находят предметы и иллюстрации из сказки "Хаврошечка". Выкладывают последовательно иллюстрации и по ним составляют пересказ сказки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа Доротюк Кристины Константиновны,

воспитателя МДОУ «Детский сад №96»

НОД по развитию речи

Пересказ русской народной сказки «Хаврошечка»

Возрастная группа: старшая.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Образовательные области в интеграции: социально-коммуникативное, познавательное развитие.

Цель занятия: обучение детей пересказу русской народной сказки «Хаврошечка».

Задачи занятия:

Обучающая: научить детей пересказывать русскую народную сказку «Хаврошечка»; учить детей строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного; продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов); познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл; учить называть ласковые, добрые определения (прилагательные).

Развивающая: развивать умение внимательно и заинтересованно слушать сверстников во время составления пересказа сказки и умение при необходимости логически верно продолжить пересказ; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; описывать черты образов главных героев сказки «Хаврошечка».

Воспитательная: воспитывать любовь к устному народному творчеству, умение вести себя в коллективе сверстников, слышать друг друга. Воспитывать добрые чувства и желание совершать добрые поступки.

Словарная работа: холсты, ткать, наливные яблочки, рябая корова, лихо.

Планируемый результат занятия: вспомнили содержание сказки, участвовали в беседе, отвечали на вопросы педагога; активно взаимодействуя со сверстниками и педагогом, составили коллективный пересказ по картинкам.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций к сказкам, чтение русских народных сказок. Составление рассказов описательного характера по предметным картинкам. Работа с родителями.

Материалы и оборудование: книга, иллюстрации из книги, картинки с изображением холста, коровы, наливных яблок; мяч, клубок ниток, сундучок, чудесный мешочек, 3 конверта, мольберт.

Ход НОД

  1. Организационный момент (ребята заходят в группу, здороваются с гостями, остаются стоять в центре группы в кругу, затем берут друг друга за руки. Провожу психогимнастику, которая позволит настроить детей на рабочий лад, расположить друг к другу. Психогимнастика сопровождается словами ниже).

Воспитатель:

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, ветер-ветерок!

Здравствуй, беленький снежок!

Здравствуй, утро! Здравствуй, день!

Мне здороваться не лень!

Воспитатель: Какое сегодня утро доброе, вы, ребята, это заметили?

- Мне сегодня приснилась такая замечательная сказка, что я торопилась скорее встретиться с вами, чтобы и вас поближе познакомить с этой сказкой. А называется она «Хаврошечка». Вот и книжку нашла, с красивыми картинками.

(Открываю книгу, оказывается, что там нет картинок)

Воспитатель: Ой! А куда делись все странички с картинками?

Посмотрите тут какое-то письмо.

«Здравствуйте, детишки! Это я попросило Ветра Могучего разбросать все картинки из книжки по стране сказок! Ищите, может, найдёте! Но помощи от меня не ждите! Подпись: Лихо».

  1. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто это? Лихо? (ответы детей)

Воспитатель: В русском языке Лихо – это Беда.

Ох и трудное у нас с вами задание: нам нужно найти все страницы с картинками, чтобы мы смогли пересказать сказку «Хаврошечка», ведь читать вы ещё только учитесь.

Воспитатель: Где же находится эта страна сказок? (ответы детей)

Воспитатель: А как нам туда попасть? (ответы детей)

Воспитатель: Во многих народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это волшебный клубок. У меня как раз есть один клубочек, подарила мне его одна волшебница. Он лежит в этом мешочке (открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок).

Воспитатель: Ой, ребята, Лихо и тут успело нам навредить, размотало весь клубок! Что же делать, вы не знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, нужно заново смотать клубок, но чтобы волшебная сила клубка не исчезла, нам нужно говорить ласковые, добрые слова. Вы мне поможете? (наматываю нитку, говорю доброе слово, передаю клубок)

Воспитатель: Вот и вернулся ко мне мой клубочек. Посмотрите, какой он большой стал от наших добрых слов. Этот клубочек укажет нам путь в страну сказок!

Давайте скажем все вместе: «Нам, клубочек, помоги, в страну сказок приведи!»

(Клубочек ведет нас к мольберту, на мольберте иллюстрация «Холсты»)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая интересная картина! Как вы думаете, что на ней изображено?

Воспитатель: Верно, это Холсты. Холст - это ткань, которую ткут (изготавливают ткань) изо льна.

Воспитатель: Ребята, так это и есть страна сказок! А это и есть страница из нашей книжки! (Берем с собой)

Давайте скажем все вместе: «Клубочек-дружочек, помоги нам найти оставшиеся страницы!»

(Клубочек ведет нас к сундучку)

Воспитатель: Здесь мяч и какая-то записка под названьем «Говори наоборот». Ребята, как вы думаете, для чего это? Это, наверное, игра «Скажи наоборот». Давайте сыграем!

(Ведущий кидает мяч. Тот, кто поймает, отвечает словом наоборот:

злой – добрый                  маленький – большой               грустный – весёлый  чёрное – белое                 кислое – сладкое                       длинный - короткий высокий – низкий            холодный – горячий                  голодный – сытый  мокрый – сухой               громкий – тихий)

Воспитатель: Какие вы молодцы! А вот и еще одна страница нашлась! Что там изображено? (Наливные яблочки)

Воспитатель: Да, это яблочки! Они очень спелые, налитые соком, сочные – это наливные яблочки!

Возьмем сундучок с собой, вдруг он нам пригодится. А ты, клубок, веди нас дальше.

(Подходим к столу с книгами)

Воспитатель: Ребята, что вы здесь видите? (ответы детей) Вам знакомы эти сказки? (ответы детей) Смотрите, что это там за письмо?

«Если вы отгадаете загадку, верну я вам-таки ещё страничку! Лихо».

(Читаю загадку)

Кто с рогами и хвостом

Пахнет сеном, молоком?

Кто мычит, наевшись травки,

Возле дома, у канавки?

Кто под вечер нам парного

Молочка даёт… (Корова)

Воспитатель: Ребята, а почему вы решили, что это Корова? Может, Коза? Она ведь тоже дает молоко?

(Достаю из конверта картинку «Корова»)

Воспитатель: Да, ребята, вы правильно ответили, это корова. Смотрите, какая она. Это рябая корова, видите, какая она пёстрая, сколько на ней разных пятнышек. Красавица!

Воспитатель: Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет, наберётся сил!

Физкультминутка

Коров пастух, привёл на луг.

(идем по кругу)

Стадо мычит, спасибо говорит.

(голову тянем вперед и говорим протяжное «му»)

Очень вкусная трава, идёт кругом голова.

(вращения головой в одну, потом в другую стороны)

Бегают коровки, по лужочку ловко.

(бег на месте)

Воспитатель: Вот и нашли мы странички из нашей книги. Но их очень мало! Как вы думаете, ребята, где остальные? А может, это только недостающие картинки, а остальные части сказки где-то собраны воедино? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! И как я сама не догадалась?! Точно! Вот наша сказка, на доске! И три недостающие части, как раз их мы и отыскали. Но верно вставить их будет непросто. Надо вспомнить сказку «Хаврошечка» и составить её пересказ.

Рассаживайтесь на стульчики, чтобы всем было видно и слышно.

(Пересказ русской народной сказки «Хаврошечка» по картинкам)

Воспитатель: А теперь клубочек хочет вам вопросы задать!

(Дети становятся в круг по центру группы. Я – у двери с именами ребят, чтобы ответы ребят на имена клеить. Передаю детям клубочек, по очереди. В чьих руках клубочек, тот и на вопрос отвечает).

- Кто является главным героем сказки «Хаврошечка»?

- К каким людям попала Хаврошечка?

- Сколько было дочерей в сказке, и как их звали?

- Что делали в сказке дочки хозяйки?

- А что делала Хаврошечка?

- Кто и как помогал ей в трудной жизни,  в работе?

- Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке?

- Что же произошло дальше?

- Кто проезжал мимо сада, и что произошло дальше?

- Чему нас учит эта сказка?

- Кто вам больше всего понравился в сказке? А кто нет? Почему?

- Как вы понимаете выражение «…и стала она в добре поживать, лиха не знать»?

Воспитатель: Отдохнул наш клубок, понежился в ваших руках (Подношу клубок к уху) и предлагает нам идти дальше. (Идём к столам)

Воспитатель: Посмотрите, что это такое? (На столе лежит письмо)

Еще одно письмо, давайте его прочтём.

«Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. Ребята, вы простите меня, что я попросило Могучего Ветра разбросать страницы книги, но вы молодцы, нашли все страницы книги и рассказали сказку! За вашу смелость, старание и любовь к русским народным сказкам я дарю вам раскраски и таблицы (мнемотаблицы), которые помогут вам ещё лучше запомнить сказку «Хаврошечка». Лихо».

Воспитатель: А я предлагаю вам взять раскраску домой, раскрасить и принести в группу на выставку.

Воспитатель: (Подношу клубок к уху) Клубок предлагает нам возвращаться в детский сад. Давайте вместе скажем: «Нам, клубочек, помоги, в детский сад нас всех верни».

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: А вот мы и в детском саду.

- Ребята, где мы с вами побывали?

- С какой русской народной сказкой мы поближе познакомились сегодня?

- Как вы думаете, почему сказка начинается словами «Есть на свете люди хорошие, есть похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?

- Какое задание, как вы считаете, было самым трудным? Самым лёгким? Справились ли мы с заданиями?

А эта книжка со сказкой «Хаврошечка» останется в нашем центре книги. Вы можете её ещё раз посмотреть, рассказать по иллюстрациям друг другу, можно почитать эту сказку дома с родителями.

Предлагаю наш клубок отправить в сказку. Он там может пригодиться другим героям.

Спасибо вам за хорошую работу!

«Здравствуйте, детишки! Это я попросило Ветра Могучего разбросать все картинки из книжки по стране сказок! Ищите, может, найдёте! Но помощи от меня не ждите! Подпись: Лихо».

«Если вы отгадаете загадку, верну я вам-таки ещё страничку! Лихо».

(Читаю загадку)

Кто с рогами и хвостом

Пахнет сеном, молоком?

Кто мычит, наевшись травки,

Возле дома, у канавки?

Кто под вечер нам парного

Молочка даёт… (Корова)

Воспитатель: Ребята, а почему вы решили, что это Корова? Может, Коза? Она ведь тоже дает молоко?

(Достаю из конверта картинку «Корова»)

«Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. Ребята, вы простите меня, что я попросило Могучего Ветра разбросать страницы книги, но вы молодцы, нашли все страницы книги и рассказали сказку! За вашу смелость, старание и любовь к русским народным сказкам я дарю вам раскраски и таблицы (мнемотаблицы), которые помогут вам ещё лучше запомнить сказку «Хаврошечка». Лихо».

C:\Users\user\Desktop\Аттестация\Открытое занятие по Хаврошечке 10.11.2021г\skazka-kroshechka-detskie-raskraski-kroshechka-havroshechka10_0.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хаврошечка Русская народная сказка в картинках


Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\1259.jpg

C:\Users\user\Desktop\1260.jpg

C:\Users\user\Desktop\1261.jpg

C:\Users\user\Desktop\1262.jpg

C:\Users\user\Desktop\1263.jpg

C:\Users\user\Desktop\1264.jpg

C:\Users\user\Desktop\1265.jpg

C:\Users\user\Desktop\1266.jpg

C:\Users\user\Desktop\1267.jpg

C:\Users\user\Desktop\1268.jpg

C:\Users\user\Desktop\1269.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Цели: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинок, продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умени...

ОО «Речевое развитие» Конспект НОД по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе

Цель: продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту.Задачи:1. закрепить знания о русских народных сказках, где есть героиня – лиса;2. познакомить с новой русской народной сказкой «Л...

Конспект по развитию речи чтение русской народной сказки "Хаврошечка" старшая группа

ЗАНЯТИЕ : Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помо...

Конспект Интегрированной непосредственно -образовательной деятельности по развитию речи Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

КонспектИнтегрированной непосредственно -образовательной деятельности по развитию речи Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» Возрастная группа: Подготовительная с ТНР;ФИО ...

Конспект по развитию речи чтение русской народной сказки "Хаврошечка" старшая группа

ЗАНЯТИЕ : Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толст...