конспекты занятий по заучиванию стихотворений с использованием мнемотехники
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Заботина Юлия Раисовна

Представлены конспекты занятий в старшей и подгготовительной к школе группе по заучиванию стихотворений с использованием как готовых мнемотаблиц, так и "зарисованных" во время занятия детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Заучивание «Мирная считалка» по мнемотаблице»

Воспитатель Заботина Ю.Р.

Цель: Заучивание стихотворения М. Карема «Мирная считалка».

Программные задачи:

- продолжать учить детей выразительно читать стихотворение с опорой на мнемотаблицу; формировать умение слушать, понимать и запоминать стихотворение;

- активизировать словарный запас детей;

- развивать выразительность речи, чувство ритма, связную речь;

- воспитывать интерес к художественному слову, любовь к поэзии.

Словарная работа: медь, железо, алюминий.

Материал: стихотворение «Мирная считалка», мнемотаблица, презентация

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! А вы рады видеть друг друга? Я вижу у вас прекрасное настроение, а значит вы готовы со мной поиграть?

Дети: Да

Воспитатель: Скажите вы любите играть в подвижные игры? (ответы детей). В какие игры вы любите играть? (ответы детей). А как выбрать «водящего» в игре? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, можно выбрать с помощью считалки. Сегодня я хочу вас познакомить с новой считалкой и расскажу, как легко ее запомнить. Мы будем учить считалку с опорой на картинки, но сначала присядьте на стульчики и послушайте «Мирную считалку» (дети садятся)

Чтение считалки

Раз-два-три-четыре-пять!

Всех чудес не сосчитать.

Красный, белый, желтый, синий!

Медь, железо, алюминий!

Солнце, воздух и вода!

Горы, реки, города!

Труд, веселье, сладкий сон!

А война пусть выйдет вон!

Воспитатель: Как вы думаете, о чем, эта считалка?

Дети: О мире на Земле.

Воспитатель: А как вы понимаете мир на Земле?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А что такое медь, железо, алюминий знаете?

Дети: ответы.

Воспитатель: Медь, железо и алюминий – это металлы, из которых изготавливают посуду, игрушки, инвентарь для строительных работ, машины. (Словарная работа)

Воспитатель: А теперь я прочитаю считалку еще раз, но теперь слушаем внимательно и запоминаем. (Повторное чтение «Мирной считалки»)

Воспитатель: А теперь все внимание на экран. На экране мы видим картинки - подсказки. Мы будем на них смотреть и вспоминать строчки из стихотворения.

1 Слайд – цифры и флажки

Воспитатель: Что мы видим на экране?

Дети: Цифры и флажки

Воспитатель: А флажки все одного цвета?

Дети: нет, цвета разные.

Воспитатель: Назовите цвета по порядку

Дети: Красный, белый, желтый, синий!

Воспитатель: Вспоминаем строки из стихотворения

Раз-два-три-четыре-пять!

Всех чудес не сосчитать.

Красный, белый, желтый, синий!

2 слайд – что изображено?

Дети: изображены металлы.

Воспитатель: Медь, железо, алюминий!

Воспитатель: Объединяем строчки.

Раз-два-три-четыре-пять!

Всех чудес не сосчитать.

Красный, белый, желтый, синий!

Медь, железо, алюминий!

3 слайд – что изображено?

Дети: Солнце, воздух и вода!

Воспитатель: Молодцы. Объединяем строчки.

Раз-два-три-четыре-пять!

Всех чудес не сосчитать.

Красный, белый, желтый, синий!

Медь, железо, алюминий!

Солнце, воздух и вода!

4 слайд – что изображено?

Дети: Горы, реки, города!

Воспитатель: Отлично. Объединяем.

Раз-два-три-четыре-пять!

Всех чудес не сосчитать.

Красный, белый, желтый, синий!

Медь, железо, алюминий!

Солнце, воздух и вода!

Горы, реки, города!

5 слайд – что изображено?

Дети: Труд, веселье, сладкий сон.

Воспитатель: Объединяем.

Раз-два-три-четыре-пять!

Всех чудес не сосчитать.

Красный, белый, желтый, синий!

Медь, железо, алюминий!

Солнце, воздух и вода!

Горы, реки, города!

Труд, веселье, сладкий сон!

6 слайд – что изображено?

Дети: танки, солдаты, война

Воспитатель: А война пусть выйдет вон!

Объединяем последнюю строчку

Раз-два-три-четыре-пять!

Всех чудес не сосчитать.

Красный, белый, желтый, синий!

Медь, железо, алюминий!

Солнце, воздух и вода!

Горы, реки, города!

Труд, веселье, сладкий сон!

А война пусть выйдет вон!

Воспитатель: Вот и проговорили мы с вами считалку вместе. А кто хочет сам попробовать, глядя на картинки рассказать стихотворение?

Заслушивается 3-4 ребенка. Предлагаю выбрать «водящего» в игре с помощью «Мирной считалки»

Воспитатель: Ребята, скажите сложно было запомнить стихотворение?

Дети: нет не сложно.

Воспитатель: А в подарок я вам дарю картинки-подсказки для того, чтобы вы могли рассказать новую считалку другим ребятам из вашей группы и вашим родителям дома.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем мы с Вами сейчас занимались?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?

Дети: ответы.

Воспитатель: Давайте похвалим себя аплодисментами!



Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной к школе группе

Заучивание стихотворения С.Есенина «Берёза» с помощью мнемотехники

Воспитатель: Заботина Ю.Р.

Цель: познакомить детей с новым стихотворением, помочь выучить его наизусть, прочувствовать язык образов стихотворения, красоту и выразительность языка, вызвать эмоциональное восприятие, развивать память, воображение, продолжать формировать умение заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц

Задачи:

Образовательная: использовать выразительные средства (образные слова и выражения, сравнения)

Развивающая: развивать внимание, память, связную речь у детей путем заучивания стихотворения наизусть, используя приёмы мнемотехники. развитие интереса к художественной литературе, творческого воображения, интонационной выразительности речи.

Воспитательная: помогать чувствовать красоту произведения, воспитывать эстетические чувства и любовь к поэзии через произведения великих поэтов России.

Словарь: бахрома, кайма, заря, кисти.

Материал: иллюстрации, портрет поэта Сергея Есенина, салфетка с каймой и полотенце с бахромой, мнемотаблица

Форма работы: коллективная (дети, воспитатель)

Методы и приемы: словесный - БЕСЕДА, ОБЬЯСНЕНИЯ, ВОПРОСЫ; наглядный - РАССМАТРИВАНИЕ, НАБЛЮДЕНИЯ.

Предварительная работа: наблюдение за деревьями в зимнее время года, беседа о красоте деревьев зимой, рассматривание иллюстраций березы, чтение произведения.

Ход НОД: Вводная часть (3 мин)

#1042;ступительная беседа. (На доске выставлено несколько зимних пейзажей.)

- Ребята предлагаю вам посмотреть на эти прекрасные иллюстрации. Давайте с вами вспомним, как называются картины, на которых мы можем увидеть изображение природы во всей своей красоте. (Пейзаж)

Многие известные художники - И. И. Шишкин, И. И. Левитан и другие очень любили рисовать природу. Но не только художники старались показать всю красоту и великолепие природы, некоторые писатели и поэты то же старались раскрыть всю её необыкновенность в своих произведениях.

Береза- символ нашей Родины, любимое дерево русского народа. Многие поэты, писатели, художники обращались к ее образу, называя березу русской красавицей.

(Выставляется картина И. Левитана «Золотая осень»)

Это было и любимое дерево Есенина. Наблюдая, как береза меняется в течение года, то сбрасывая пожухлую листву, то одеваясь в новый зеленый наряд. Поэт уверился в том, что именно береза достойна того, чтобы быть увековеченной в стихах. До глубины души волновала поэта красота русских раздолий, любимых русских берез.

- Березы красивы и весной, и летом, и осенью… А могут ли березы быть красивыми зимой? (Ответ)

Обратите внимание, как ажурные, опушенные инеем веточки, каскадом спускаются вниз. Каждая маленькая веточка покрыта снежным инеем, и создается впечатление, что эта снежная бахрома- необычайной красоты цветы.

- Вот такие березы увидели художники. А великий русский поэт Сергей Есенин (показываю его портрет) увидел подобную картину и написал стихотворение. Садитесь на свои места и послушайте новое стихотворение (Дети садятся на места)

Чтение стихотворения

Беседа по стихотворению:

-Понравилось, вам, стихотворение?

-О чём говорится в стихотворении?

-Почему, как, вы считаете у берёзы кора белая?

(берёза – единственное дерево в мире, у которой белая кора)

-Что больше всего понравилось в стихотворении?

-Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали стихотворение?

Словарь:

Ребята, давайте разберём новые слова которые, встречаются в стихотворении.

«Кайма» (слайд) – отличающая по цвету или рисунку полоса по краю ткани.

«Бахрома» (слайд) – тесьма, один из краёв которой снабжен сплошным рядом мягких, свободно свисающих волокон, шнурков или других подвесок.

«Кисти» (слайд) – украшение в виде стянутого вверху и расходящегося к низу ручка ниток, шнурков.

«Заря» (слайд) – яркое освещение горизонта перед восходом солнца.

-Я предлагаю, вам, выучить новое стихотворение.

Повторное чтение стихотворения.

А чтоб легче нам его запомнить, мы изобразим его в виде таблице.

Читаю первую строчку: заполняем первую клетку в таблице.

Читаю вторую строчку: заполняем вторую клетку в таблице и т.д. все строки стихотворения. Заполняем таблицу до конца стихотворения.

ФИЗМИНУТКА Елочки-пенечки

Чтение стихотворения, дети следят по таблице.

Я предлагаю, вам, по схеме рассказать стихотворение С.А. Есенина «Берёза».

Заслушиваем ответы 3-4 детей.

Итог (рефлексия)

О чем мы сегодня с вами говорили?

- Что Вам больше всего понравилось?

- Как Вы думаете, что помогло вам так быстро запомнить и прочесть стихотворение С.Есенина «Береза»?

Отлично поработали сегодня, а теперь отлично отдохнем! Спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по заучиванию стихотворения И. Токмаковой «Купите лук» в средней группе с использованием приёма мнемотехники

Основная цель занятия - побудить детей к заучиванию стихотворения с помощью мнемотаблицы, картинок....

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через заучивание стихотворений с использованием мнемотехники и информационных компьютерных технологий

Не для кого не секрет, что в настоящее время дети обладают скудным словарным запасом, у них не совершенно логическое мышление, плохо развито внимание, часто нарушено звукопроизношение, дети затрудняют...

Мастер-класс "Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники"

        Мастер – класс "Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники"Добрый день, уважаемые коллеги, на своём мастер-классе я хочу п...

Организация работы по заучиванию стихотворений с использованием мнемотехники в старшей группе ДОУ.

В работе с  дошкольниками  важное место занимает работа по ознакомлению с художественной литературой. Заучивание стихотворений является одним из средств умственного, нравстве...

Конспект занятия по заучиванию стихотворения З. Александрова «Мой мишка» с использованием приемов мнемотехники.

Этот материал направлен на лучшее запоминание и заучивание стихотворений....

конспект занятия -заучивание стихотворения с использованием мнемотехники

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием мнемотехники...