"Театр – как средство развития речи у дошкольников» в средней группе"
консультация по развитию речи

Южанина Галина Александровна

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_samoobrazovanie_yuzhanina_g.a._23-24.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - «Детский сад №239»

(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)

План по самообразованию

Тема: «Театр – как средство развития речи у дошкольников»

в средней группе на 2023-2024 учебный год

Разработчик: воспитатель

Южанина Г. А.

2023


Пояснительная записка

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность. 

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей.

Задачи:

Для педагога:

- изучить литературу по проблеме развития речи дошкольного возраста;

-разработать  перспективный план работы на тему «Театр – как средство развития речи у дошкольников »;

-оформить и обогатить театральный уголок детей дидактическим материалом, пособиями для занятий, играми, картотеками.

- повысить уровень компетентностей педагогов в вопросах развития речи дошкольников;

Для воспитанников:

  • Совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковую  культуру, обучать  орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
  • Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции;
  •  Развивать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку театральных сказок, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга; развивать желание детей выступать перед родителями, сотрудниками и детьми детского сада.;
  • Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;

Для родителей:

- Ознакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью работы;

- Повысить родительскую компетенцию в вопросах развития речи детей дошкольного возраста

Срок реализации  сентябрь – май

Участники: Южанина Г.А.- воспитатель, воспитанники группы, родители.

Форма работы с детьми

В процессе реализации темы по самообразованию используются следующие формы работы с детьми

1.​ Чтение и совместный анализ сказок.

2.​ Проигрывание отрывка из сказок.

3.​ Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.

4.​ Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

5.​ Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий

6.​ Словесные, настольные и подвижные игры

7.​ Пантомимические этюды и упражнения

8.​ Дыхательная гимнастика

9.​ Артикуляционная гимнастика

10.​ Пальчиковые игры со словами

11.​ Разучивание чистоговорок

Форма работы с родителями

1. Презентация-отчет с фотографиями «Взрослеем вместе со сказками»

2. Пополнение и оснащение театрального уголка необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности (по возрасту детей)

3. Консультация: «Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»

4. Памятка: «Речь ребёнка и пальчиковый театр»

5. Рекомендация «Театрализованные игры дома»;

6. Буклет «27 марта всемирный день театра. Сходите с детьми в театр»

Работа с педагогами

  1. Консультация: «Формы организации театрализованной деятельности»

Этапы реализации:

1. Подготовительный этап (разработка плана)

-Разработка перспективного плана по самообразованию на тему«Театр как развитие речи дошкольного возраста»;

-определение проблемы, постановка цели и задач;

- определение методов работы;

- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

- подбор материалов, дидактического пособия, дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр по данной тематике;

2. Основной этап (реализация плана)

- формирование знаний, умений, навыков, в частности в решении проблем спомощью взрослого и самостоятельно.

3. Заключительный этап

-Выставка рисунков «Герои сказок».

- Коллаж «Мы артисты»

Ожидаемый результат:

Для детей:  

  • Уметь разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам;
  • Строить диалог, четко произносить согласные в конце слова;           использовать  выразительные средств: (интонацию, мимику, жест);
  • Свободно и раскрепощено держаться при выступлении.

Для педагогов:

- создана доброжелательная атмосфера в коллективе;

- повысился уровень компетентностей педагогов в вопросахформ организации театрализованной деятельности развития речи дошкольников.

Для родителей:

- повысилась родительская компетенция в вопросах развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста;

- созданы условия для обмена информации между родителями и педагогами.

Перспективный план работы с детьми и родителямипо теме

«Театр как средство развития речи у младшего школьного возраста

дошкольного возраста» (средняя группа)

Месяц

Форма работы с детьми

Форма работы с родителями

Изучение методической литературы, пополнение РППС

Сентябрь

1. -Беседа «Что такое театр»

 

2.- Игра на развитие мимики – «Подбери маску».

3.- Чтение и  инсценировка сказки «Курочка ряба »

4.- Чтение осенних стихотворений наизусть – как основа актёрского мастерства.

 Консультация: «Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»

- Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М., 2007.

РППС: Игрушки-куклы,

-Пополнить предметами посуды театральный уголок

Октябрь

1.-Беседа «Виды театра»

2.-Чтение русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зернышко», «Жихарка», «Лисичка со скалочкой»;чтение потешек,  стихотворений; загадок о героях сказок.

Беседы на тему привлечение родителей к изготовлению различных видов атрибутов к театральной деятельности

Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2013.

РППС: Изготовление картотеки «Загадки о сказочных героях»,

Пальчиковый театр, ширма

Ноябрь

1.-Дидактические игры:

«Назови своё имя ласково»

«Назови имя соседа»

 «Назови ласково героя»,

«Театральна разминка»

 «Узнай по голосу», «Игра со звуками»

2.-Пальчиковые игры со словами.

3.-Разучивание чистоговорок.

4.Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам

- Памятка: «Речь ребёнка и пальчиковый театр»

Журнал «Театр и дети» Буренина А. И. СПб., 2008.

РППС:

мяч для игры,

маски животных для театра,

картинки лесных животных

Декабрь

1.-Драматизация сказки «Три медведя

2.-Игра: «Изобрази какое-нибудь животное».

3.Подвижные игры с элементами театральной игры: «Самолёты», «Воробушки»

4.- Чтение зимних стихотворений наизусть – как основа актёрского мастерства.

Советы родителям «Пальчиковая гимнастика дома»

Маханева М.Д.

Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк.восп.–2010

РППС: театральные маски-ободки

создание картотеки театрализованных игр дома

Январь

1.-Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, пальчикового

Рекомендация «Театрализованные игры дома»

Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 2011

РППС: создание памятки «Играем и речь развиваем»

Февраль

1.-Театрализованные игры: «Угадай по звуку», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»

Обыгрывание детьми знакомых сказок («Репка», «Курочка ряба») по ролям с помощью настольного театра.

2.-Имитационные упражнения: «Покажи, как ходит мишка, лисичка, зайка, лягушка»

3.Рисунок «Герои сказок»

Памятка «Играем и речь развиваем»

Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М.: 2000г

РППС: создание буклета

«27 марта всемирный день театра»

Март

1.-Инсценировка русской народной сказки «Колобок»

Буклет «27 марта всемирный день театра. Сходите с детьми в театр»

Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М.: ТЦ Сфера, 2001 г.

РППС: подготовка консультации: «Театр из бросового материала»

Апрель

1.-Театральные игры:

 «Из какой сказки этот герой?»

«Угадай настроение»

 «Для какой сказки подходят эти атрибуты?»

Консультация: «Театр из бросового материала»

Маханева М. Д

Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.

Май

Работа в творческой мастерской «Праздник старой перчатки»

Презентация-отчет с фотографиями «Взрослеем вместе со сказками»

- Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.- М.: Мозайка-Синтез, 2010.

- Сидорова И. В. В гостях у сказки // Воспитатель, 2009, № 4,С.124-127.

РППС: создание презентации викторины «О какой сказке идет речь?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования «Театр – как средство развития речи у дошкольников»

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее.Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банкжизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы ос...

«Театр — как средство развития речи у дошкольников»

Речь – величайшее богатство, данное человеку.И её, как и любое богатство, можно либоприумножить, либо незаметно растерять.«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокров...

План работы над темой «Театр – как средство развития речи у дошкольников»

План работы над темой «Театр – как средство развития речи у дошкольников»...

План по самообразованию на тему: «Театр- как средство развития речи у дошкольников»

План  по самообразованию на тему: «Театр- как средство развития речи у дошкольников»...

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов. Теневой театр как средство развития речи у дошкольников.

Цель коррекционной работы логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно.В данной ситуации театрализованная деятельность является замечательным способом помочь  детям, ...

Консультация для родителей "Театр — как средство развития речи у дошкольников"

Консультация для родителей  "Театр — как средство развития речи у дошкольников"...

Пальчиковый театр как средство развития речи у дошкольников

Пальчиковый театр  являестя средством всестроннего развития дошкольника. Он позволяет разивать речь и познавательную сферу, обогащать коммуникативные навыки ребёнка....