Конспект по развитию речи "Снегурошка и лиса" 2 младшая
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Дрейлинг Ева Владимировна

Познакомит детей со сказкой "Снегурошка и лиса". Данная сказка дает детям понять, что лиса не во всех сказках злая и хитрая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_sneguroshka_i_lisa_2_ml.docx165.9 КБ

Предварительный просмотр:

ОД РР на тему «Снегурошка и лиса» 2 мл

Тема. Чтение сказки «Снегурушка и лиса».

Цель. Ознакомление детей с новой русской народной сказкой.

 

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», помочь им понять ее содержание.

Побуждать отвечать на вопросы воспитателя по тексту произведения.

Упражнять в выразительном проговаривании отрывка-причитания Снегурушки.

Развивающие: Создать условия для развития речевой активности, расширять словарный запас.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

 

Словарная работа: голубушка, заманили, покинули, причитать, потчевать, припеваючи, аукать.

Материалы: игрушка лисичка, иллюстрации из сказок «Колобок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса».

Предварительная работа. Чтение и рассказывание русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказок. Рассматривание картинок с изображением животных.

 

Ход организованной образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня утром к нам в группу пришла гостья из русской народной сказки. Послушайте мою загадку и отгадайте кто это.

Рыжая плутовка, хитрая да ловкая.

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живет, в деревне кур крадет.

Кто это? (Лиса).

 

2. Основная часть.

2.1. Беседа с детьми о лисе.

Воспитатель:

- Конечно, это лиса. (Воспитатель показывает детям игрушку лисы). Проходи к нам в гости, лисонька-лиса.

-Ребята, скажите: «Здравствуй, лисонька-лиса». (Дети повторяют хором, потом проговаривают индивидуально).

-  А как вы думаете из какой сказки пришла к нам лиса? (Ответы детей).

(Показ иллюстраций из сказок «Колобок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»).

- Вспомните, какая лисичка была в этих сказках? (Ответы детей).

- Ребята, а лисичка мне шепнула, что она вовсе не такая, не хитрая и не лукавая, и живет она совсем в другой сказке. И я хочу вам прочитать и показать эту сказку про нашу добрую лисичку. Называется сказка «Снегурушка и лиса».

 

2.2.  Чтение сказки «Снегурушка и лиса».

 

2.3. Беседа по сказке «Снегурушка и лиса».

Воспитатель:

-  Понравилась вам сказка? (Ответы детей).

- Как называется сказка? (Ответы детей).

- Назовите героев этой сказки. (Ответы детей).

Как Снегурушка оказалась в лесу? (Ответы детей).

Что сделала девочка, когда поняла, что заблудилась? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Правильно. Снегурушка залезла на дерево и стала причитать, приговаривать. Давайте вспомним, как причитала девочка:

«Ау, ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!

У дедушки, у бабушки

Была внучка Снегурушка.

Ее подружки в лес заманили,

Заманили — покинули!»

(Дети проговаривают причитания хором, возможны индивидуальные проговаривания).

Воспитатель:

- Кто первым хотел помочь Снегурушке? (Ответы детей).

- Кто пришел на помощь после медведя? (Ответы детей).

- Почему Снегурушка не пошла с медведем и волком? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Кто же прибежал на помощь после волка? (Ответы детей).

- Почему девочка пошла с лисой? (Ответы детей).
       Воспитатель:

- Лиса была доброй, ласковой. Она понравилась Снегурушке.

- Куда лиса понесла девочку? (Ответы детей).

- Как отблагодарили лису бабушка и дедушка? (Ответы детей).

- В сказке говорится не угощать, а «потчевать». Чтобы лучше его запомнить, давайте все дружно скажем «потчевать» (Дети хором произносят слово, затем возможны индивидуальные проговаривания).

 

3.Заключительная часть. Рефлексия.


        Воспитатель:

 - Видите, ребята, эта лисичка, действительно другая. Какая она? (Ответы детей).

- Она веселая и вовсе не хитрая, добрая.

- Понравилась ли вам сказка? Почему?

- А кто больше всего вам понравился в этой сказке?

        -  Как называется сказка, которую я вам прочитала.

       Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Вы сегодня постарались: были такими внимательными, дружными, слушали друг друга. Очень порадовали меня!

Жили-были старик со старухой. У них была внучка Снегурушка.

Собрались подружки в лес по ягоды и пришли звать с собой Снегурушку. Старик со старухой долго не соглашались, но наконец отпустили её. Только, говорят, не отставай от подруг.

Пришли девушки в лес, стали собирать ягоды. Деревце за деревце, кустик за кустик. Снегурушка и отстала.

Подружки аукали, аукали, но Снегурушка не слыхала.

Как стемнело, подружки домой пошли. А Снегурушка ходила, ходила по лесу, совсем заблудилась. Поняла она, что осталась в лесу одна, залезла на высокое дерево, уселась на ветку и стала горько плакать да припевать.

Ay, ay, Снегурушка!
Ay, ay, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Была внучка Снегурушка.
Ее подружки в лес заманили,
Заманили - покинули!

Идет медведь и спрашивает:

- О чем ты, Снегурушка, плачешь?

- Как мне, медведюшка, не плакать? Я одна у дедушки, у бабушки внучка Снегурушка. Меня подружки в лес заманили, заманили да покинули!

- Слезай вниз, я тебя отнесу к дедушке и бабушке!

- Нет, медведь, я тебя боюсь: ты меня съешь!

Медведь ушел от нее. Она опять заплакала, плачет да приговаривает:

Ay, ay, Снегурушка!
Ay, ay, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Была внучка Снегурушка.
Ее подружки в лес заманили,
Заманили - покинули!

Идет волк, спрашивает:

- О чем ты, Снегурушка, плачешь?

- Как же мне не плакать? Меня подруженьки в лес завели, да одну и покинули...

- Слезай вниз, я тебя отнесу к дедушке и бабушке! - говорит волк.

- Нет, волк, я тебя боюсь: ты меня съешь! Волк и ушел.

А Снегурушка опять заплакала, плачет да приговаривает:

Ay, ay, Снегурушка!
Ay, ay, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Была внучка Снегурушка.
Ее подружки в лес заманили,
Заманили - покинули!

Бежит мимо лисичка. Услыхала Снегурушкин голосок и спрашивает:

- Чего ты, Снегурушка, плачешь?

- Как же мне, лисонька, не плакать! Меня подружки в лес заманили, заманили да одну и покинули.

- Слезай вниз, я тебя отнесу к дедушке и бабушке! Снегурушка слезла с дерева, села на лису, лисица и побежала.

Прибежала к Снегурушкиному дому, стала хвостом стучаться в калитку.

- Кто там? - спрашивают дедушка и бабушка.

- Это я, лисица, внучку вашу привезла!

- Ах ты, лисонька ты, наша дорогая! Ах ты, лисонька ты, наша хорошая! Войди к нам в избу! Где нам тебя посадить, чем тебя угостить?

Принесли они молока, яиц и стали лисоньку потчевать. Вкусно накормили и в лес отпустили.

https://s3.deti123.ru/prod/source/origin/tales/sneguruska-i-lisa/Screenshot_9.jpg

https://obshe.net/upload/000/u11/80/23/da6482fc.jpg        

ОД на тему повторение  сказки «Снегурошка и лиса» 2 мл

Программное содержание:

1. Воспитательные: помочь детям вспомнить сказку «Снегурушка и лиса», формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, вовлекать в совместные виды деятельности; вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы, уметь слушать ответ другого ребенка; воспитывать интерес к русским народным сказкам.

2. Обучающие: упражнять в произношении слов со звуком э (игра «Эхо», в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек», совершенствовать общую моторику; расширять словарный запас за счет имен прилагательных и глаголов; вводить в активный словарь детей антонимы (маленький – большой, громко - тихо); употреблять в речи имена существительные с предлогом «у» в родительном падеже; уметь подбирать нужное по смыслу слово и заканчивать фразу, начатую взрослым.

3. Развивающие : развивать зрительное и слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки.

Словарная работа:

• Новые слова: причитать, потчевать

• Уточнить: аукать

• Активизация: причитать, потчевать, сказка.

НОД занятия по сказке Снегурушка и Лиса

Ход занятия

В. : - Ребята, давайте поздороваемся друг с другом. (дети встают в круг с воспитателем, выполняют движения со словами педагога)

Игра – приветствие «Здравствуй, друг»

(Установление эмоционального контакта.)

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг,

Крепко за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

В. : Ребята, а вы любите сказки?

Давайте все сядем на стулья,

И посидим тихонько.

Чтобы не испугать нашу сказку.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите кто пришел к нам в гости?

(Показать куклу Снегурушки)

Дети: - Снегурушка!

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Вы не забыли ее?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, Снегурушка хочет поиграть с нашими пальчиками. Давайте покажем какие у нас пальчики - умелые, веселые, как они любят играть.

Пальчиковая гимнастика.

Мальчик – пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем дрова рубил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

От того и потолстел.

Воспитатель: - А из какой сказки пришла к нам Снегурушка?

Дети: - «Снегурушка и лиса»!

Воспитатель: - А еще про кого сказка?

Дети: - Про девочку Снегурушку, медведя, лису, волка.

Воспитатель: - Как Снегурушка в лесу оказалась?

Дети: - Пошла с подружками в лес и заблудилась.

Воспитатель: - Правильно, молодцы! Что она сделала, когда поняла что заблудилась?

Дети: - Она залезла на большое дерево и начала плакать.

Воспитатель: - Правильно! Она плакала, звала на помощь. Ребята, это и значит – причитать. Давайте повторим это слово вместе.

Дети говорят хором и индивидуально.

Воспитатель: - Ребята, как Снегурушка причитала? Андрей помоги нам.

Андрей: - Ау, ау Снегурушка

Ау, ау голубушка.

Индивидуально спросить у детей, как причитала Снегурушка.

Воспитатель: - Дети, а кто первым пришел на помощь девочке?

Дети: - Медведь.

Воспитатель: - А потом кто пришел?

Дети: - Волк.

Воспитатель: - Почему Снегурушка не пошла с ними?

Дети: - Они злые, хотели увезти ее в лес. Снегурушка их боялась.

Воспитатель: - Правильно, молодцы! А почему Снегурушка лисы не побоялась?

Дети: - Лиса добрая, ласковая.

Воспитатель: - Как дедушка и бабушка отблагодарили лису?

Дети: - Они стали ее угощать.

Воспитатель: - А в сказке, как говорится? -Ребята в сказке говорится потчевать. Потчевать – значит угощать. Давайте повторим это слово вместе.

Дети хором и индивидуально повторяют это слово.

Воспитатель: - Молодцы ребята. Давайте мы с вами чуть – чуть погуляем в лесу.

Физкультминутка (повторяется 2-3 раза).

Упражнение «В лес идем»

Мы шагаем, мы шагаем,

Выше ножки поднимаем!

Через камушки и кочки,

Через ямки и пенечки

Раз, два, три, четыре

Ноги выше, руки шире! (Садятся обратно на стулья)

(Игра «Эхо».)

- Ребята, а вы знаете, что в лесу помимо лесных зверей живёт Эхо. Его никто никогда не видит, но слышат все. Если мы споём «Ау», эхо его повторит. Эхо очень точно повторяет все, что мы говорим. Например, „Ау!“ – скажем мы все вместе громко и протяжно, а эхо ответит нам: „У-у-у“».

Давайте поиграем в игру «Эхо». Если я скажу громко, вы повторяйте за мной слово тихо, если я скажу тихо, вы повторяйте громко :

– Э-э-э-й! (эй)

– Э-э-э-хо! (хо-о)

– Э-э-э-ля! (Ля-я.)

– Эмма! (Ма-а.)

– Эдик (И-ик.)

И так далее.

Ребята, послушайте я вам прочитаю русскую народную потешку:

На улице

Три курицы

С петухом дерутся.

В окошечко три девицы

Смотрят и смеются:

«Кыш-кыш! Ха-ха-ха!

Пожалейте петуха!»

- При повторном чтении дети проговаривают две последние строчки, упражняясь в интонационной выразительности их воспроизведения.

• Д/И «Чудесный мешочек»В: -Ребята, смотрите какой «чудесный мешочек» находится в сказочном лесу. Давайте с ним поиграем. В нем лежат какие-то животные. Вы наощупь отгадайте, кто находится в мешочке. В каких сказках встречаются эти герои. Вызвать по одному

• Подведение итогов

Воспитатель: - Молодцы! Понравилась вам игра? А сейчас давайте вспомним, как называется сказка, которую мы с вами сегодня вспомнили?

Дети: - «Снегурушка и лиса»

Уточнить, что лиса в сказке была не хитрой, не хотела обмануть Снегурушку, помогла ей.

Воспитатель: - каких героев сказки еще мы вспомнили?

Дети: - медведь, волк и лиса

Воспитатель: - Лиса в сказке была хитрая?

Дети: Нет?

Воспитатель: - Лиса хотела обмануть Снегурушку?

Дети: Нет

Воспитатель: - правильно, ребята в сказке лиса была не хитрой, и не хотела обмануть Снегурушку, помогла ей. Ребята нашей Снегурушке пора возвращаться в сказку. Давайте поблагодарим ее и отпусти обратно в сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи во второй младшей группе.

"Путешествие в "Зеленую сказку"".Задачи: закрепить представление о зеленом цвете,обогатить словарь прилагательными-зеленый, зеленая, зеленые; обучить согласовывать данные прилагательные с существитель...

Конспект по развитию речи в первой младшей группе «Кто живет в лесу»

Конспект организованной образовательной деятельности  по развитию речи В первой младшей  группе «Кто живет в лесу» Задачи: Продолжить знакомить детей с дикими животными (заяц, белка, мед...

Конспект по развитию речи в первой младшей группе "Одевание куклы Кати на прогулку."

Конспект организационной образовательной деятельности по развитию речи   в первой младшей группе "Рассматривание одежды куклы Кати. Одевание куклы на прогулку." Цели: Уточн...

Конспект по развитию речи в первой младшей группе "Наблюдение за кроликом"

"Наблюдение за кроликом"   (первичное наблюдение) .   Програмное  содержание: Познакомить детей с новым для них животным-кроликом. Знакомим  с особенностями его внешнего ...

Конспект по развитию речи во второй младшей группе

Конспект занятия по развитию речи на татарском языке во второй младшей группе...

Конспект занятия "Развитие речи у детей младшей группы"

Программное содержание: Помочь детям вспомнить стихи и весне, добиваясь выразительного чтения. Упражняться в четком произношении звуков Ж_С_3. Помочь детям вспомнить название прочитанных сказок по...