НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Донгак Чинчи Александровна

НОД по развитию речи на тему"Птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rech_ptitsy.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи «Зимующие птицы»

Цель: Расширение  и обобщение  знаний  детей о зимующих птицах,  изучение  их особенностей.

Программное содержание:

Образовательные:

 Расширить и закрепить  знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, их повадках. Вызывать желание узнавать новые факты из их жизни.  Активизировать словарь по данной теме.

Развивающие:

Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, память. Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи, целостное восприятие.

Воспитывающие:

Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам. Воспитывать умения внимательно слушать задания.

Оборудование и демонстрационный материал: колонка, флешка со звуками птиц, спокойная музыка. Картинки с изображениями зимующих птиц. Кормушка. Корм для птиц (пшено, перловка, рис, арбузные семечки). Корзинка с загадками.

Предварительная работа: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихотворений, разгадывание загадок о птицах.  Просмотр иллюстраций.

Методы:

 Словесные - рассказ, беседа.

Наглядные - картинки птиц.

Словарная работа: пернатые, орнитологи- люди которые изучают жизнь птиц,

Вводная часть.

- Ребята, к нам пришли гости. Давайте со всеми поздороваемся.

       Придумано кем-то, просто и мудро.

       При встрече здороваться «Доброе утро!»

       Доброе утро, солнцу и птицам!

       Доброе утро улыбчивым  лицам!

- Доброе утро!

- Сегодня надеюсь у вас хорошее настроение? (да)

- Чтобы настроение стало еще лучше, давайте улыбнемся друг другу, и скажем  «Здравствуйте»

- Ребята, для того, чтобы правильно и красиво говорить, давайте сделаем гимнастику для нашего язычка.

Артикуляционная гимнастика  (лошадка, грибочек, лопатка, качели, горка, часики, гармошка, футбол, змейка).

- А теперь давайте закроем глаза и  представим, что мы  оказались  в зимнем парке.  (Звучит тихая спокойная мелодия). В парке снег чистый, белый, а воздух свежий и  прозрачный.

  - Давайте подышим свежим воздухом. (Дыхательная гимнастика).

 Сделали вдох и выдох (2 раза)

При выдохе скажем «Хорошо в лесу».

Аудиозапись «Голоса птиц».

- Чьи голоса вы услышали?

- Сегодня мы поговорим о зимующих птицах. А вы знаете, почему они так называются? Сейчас я вам расскажу.

         В холодное время года многим птицам важно прокормиться. Но за окном много снега, и птицы не могут отыскать пищу в сугробах. Чтобы не погибнуть, пернатые улетают в теплые края. Такие птицы называются перелетные.

       - Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия для существования, достаточно корма и не совершают перелетов. Таких птиц называют зимующими птицами.

- Какие птицы живут в зимнем парке, вы узнаете, отгадав загадки. (Корзинка с загадками и картинками )

1. Очень шустрый, суетливый,

    Разговорчивый, крикливый.

    По дорожке прыгает.

    Чик-чирик! Чирикает. (воробей)

-  Воробей какой?

Маленький, быстрый, шустрый, крикливый. Они питаются зимой крошками хлеба, зернышками. А летом комарами, гусеницами.  Зимой им трудно найти корм. Поэтому они перебираются ближе к человеку, чтобы питаться остатками еды.

2. Насекомых добываю,

    Никого не пропускаю.

    Жук исчезнет под корой,

    Постучу – он будет мой! (дятел)

    - Что можно сказать про дятла?  Дятел какой?

Это небольшая, но очень красивая птица, сидит на стволе дерева. Своим длинным клювом извлекает вредителей жуков - короедов. Поэтому его называют  лесным доктором.

3. Непоседа пестрая,  птица белобокая,

    Птица говорливая, самая болтливая.

    Верещунья- белобока,

    А зовут ее … (сорока)

 -  Какая она?

     Голова, шея, грудка – черные. У нее длинный хвост. Они отлично летают, а по земле прыгают. Она очень красивая птица, белобокая, трудолюбивая, находчивая. Черненькая шапка.  

- Чем питается?

Питается семенами растений, пауками, гусеницами. А зимой тоже перебирается ближе к человеку, чтобы питаться остатками еды.

4. Окраской сероватая,

    Повадкой вороватая,

    Каркунья хрипловатая,

    И кто же это? (ворона)

   - Ворона какая?

    Она большая, крупная, умная, хитрая, важная, серьезная, ловкая. Сама серая, а хвост, крылья, голова черная. Почему ее зовут воровка? Потому что она любит воровать, в деревнях цыплят, утят, даже яйца. Хоть она воровка, но от нее есть польза: она уничтожает вредных насекомых и сохраняет деревья в городах.

- Чем питается?

Корм находит на свалках, на контейнерах.  Громко каркают, умеют подражать.

5. Снегирь

    Красногрудый, чернокрылый,

    И зимой найдет приют.

    С первым снегом на рябинке

    Он появится опять. ( снегирь)

- С наступлением первых заморозков к нам прилетают снегири. Они У снегиря  хвост и крылья черные.

- Какая она?

Она красногрудая,  толстоклювая, певучая, зимняя.

- Чем питается?

залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды  рябины, облепихи.

6. Синица

Желтенькое брюшко,

Воробья подружка. (синица)

-  Синица прилетает с наступлением зимы. У синицы желтая грудка, поэтому говорят желтогрудая.

- Синица какая?

 Синица яркая, любопытная, прыгучая, трудолюбивая птица.  

-Чем питается?

Питается комарами, мошками, мухами, клопами. А зимой – пшеницей, кукурузой, семенами, крошками хлеба и кусочками сала.

- Всех этих птиц одним словом как назвать?( зимующие птицы)

- Почему? (потому что они не улетают в теплые края)

- А теперь, давайте немного отдохнем.

 Физминутка.

Воробьи-воробушки,

Серенькие перышки.

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют,

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Что дались погладить!

- Как же помочь тем птицам, которые остались зимовать? В голодный и холодный период очень важно подкармливать птиц.

-Дети, а вы знаете, чем кормить птиц? ( крошки хлеба, крупа…)

- Каким образом подкармливать пташек?

      Сало или мясо следует разрезать на небольшие кусочки и нанизать их на бечевку. Затем продукты развешиваются на ветках деревьев или на кустарниках. Но для того чтобы подкормка не досталась собакам или кошкам, размещать кусочки следует подальше от земли.

-Что нельзя класть в кормушку для пернатых?

   (любые острые, соленые, жареные, а также кислые продукты. Большую опасность для них представляет черный хлеб)

- А сейчас поиграем в игру. Для этого пройдите за столы.

(дети садятся за столы)

 - Перед тем как играть,  сделаем гимнастику для глаз, чтобы наши глазки не уставали.

Птички полетели вверх

Птички улетели вправо

Птички улетели влево

Птички спрятались на полу

1. Д/и «Четвертый лишний»

2. Д/и   «Игра в слова»: отвечаем на вопросы какая? Какой? Какие?

  1. Если у птицы белые бока, какая она…Белобокая.
  2. Если у птицы желтая грудь, какая она…желтогрудая.
  3. Если у птицы толстый клюв, какая она…толстоклювая.
  4.  Если у птицы короткий клюв, какая она…короткоклювая
  5. Если у птицы длинный хвост, какая она… длиннохвостая.
  6. Если у снегиря красная грудка, какая она… красногрудая.

- Ребята, что это? (кормушка)

- смотрите, она пустая. У меня есть разные крупы: рис, перловка, пшено. Давайте насыпем разных круп в кормушку и кормушку повесим на дерево на своем участке. Птички будут прилетать туда, а мы будем наблюдать за ними.

Итог занятия:

- О каких птицах мы с вами сегодня говорили?

- Каких зимующих птиц вы запомнили?

-Как мы можем помочь птицам зимой? (мы можем их подкармливать)

   

                                                         МАДОУ №11

                                  НОД по развитию речи «Зимующие птицы»

                                              Старшая речевая группа №8

                                                                                             Выполнила: Воспитатель 8 речевой

                                                                                                                   группы Донгак ЧА

                                                          Кызыл 2023г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...