НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Донгак Чинчи Александровна

НОД по развитию речи на тему "Подготовка диких животных к зиме" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_konspekt_nod_2.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема «Подготовка диких животных к зиме».

Образовательная область: Речевое развитие.

Интеграция областей: «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Цель: Уточнить и расширить представление о диких животных, знания о том, как звери готовятся к зиме.

Задачи:

Образовательные:

- Учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки, развивать диалогическую речь:

- Учить детей употреблять в речи прилагательные, соотносить слова, обозначающие названия животных с названиями их детенышей.

Развивающие:

- Развивать логическое мышление, внимание, речь детей. Способность анализировать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Воспитательные:

 - Воспитывать ЗКР, формировать грамматический строй речи. Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.

Здоровьесберегающие: Гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, создать благоприятную  психологическую атмосферу на занятии.

Оборудование и материал: Картинки диких животных, осеннего леса .Ноутбук. Презентация о диких животных . Маски медведя и белки. Магнитофон с флешкой.

Словарная работа: Впадает в спячку - сонливое состояние, кладовая- место хранения корма, запасов на зиму.

Методические приемы:

Словесные: Беседа, ответы на вопросы, педагогическая оценка, поощрение.

Наглядные: Презентация о диких животных, картинки и иллюстрации осеннего леса.

Практические: Дидактические игры, здоровьесберегающие технологии.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте дети, сегодня у нас гости. Очень симпатичные и милые. Давайте поздороваемся с гостями.

- С каким настроением вы пришли на занятие? Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

Для начала  давайте сделаем артикуляционную гимнастику для нашего язычка, чтоб правильно и четко говорить слова. Повторяйте за мной.

Улыбка, трубочка, заборчик, грибок, иголочка, лошадка, лопатка.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы заглянем в осенний лес.

-Давайте закроем глазки и тихонько покружимся, чтобы оказаться в осеннем лесу:

Все вместе покружитесь,

В осеннем лесу окажитесь!

Вот мы и оказались с вами, в осеннем лесу, посмотрите как красиво вокруг! (слайд 1,2,3)

- Давайте подышим лесным воздухом.

Дыхательная гимнастика: Хорошо в лесу!

Воспитатель: А сейчас узнайте, о ком пойдет сегодня речь. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте.

Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»

 Воспитатель загадывает загадки. В игре используются картинки  с изображением диких животных

   Летом гуляет, зимой отдыхает (медведь). Медведь большой, мохнатый. Глаза маленькие, подслеповатые, видит он плохо, зато обоняние слух у него прекрасные.

   Это что за зверь лесной, встал как столбик под сосной, и стоит среди травы- уши больше головы? (заяц). Уши у зайца длинные, хвост пушистый и коротенький. Задние лапки длиннее передних.

    Зверька узнаем мы с тобой, по двум таким приметам: он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке летом (белка). Чудесный, проворный зверек. Летом шубка рыжеватая. К зиме мех становится серебристо серым, густым, теплым. Хвост пушистый. Лакомится семенами шишек.

   Сердитый недотрога, живет в глуши лесной, иголок  очень  много, а нитки ни одной. (Ёжик). Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом. Еж покрыт колючками.

   Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней (Лиса). Шерсть у нее рыжая, хвост длинный, пушистый, мордочка вытянутая, уши большие, лапки тонкие, стройные. Лакомится она птицами, мышками, зайцами.

 Воспитатель: Что общего между этими животными? (Это дикие животные).

-Почему их называют дикими животными? (Потому что они живут в лесу).

-Сегодня мы поговорим, как готовятся к зиме дикие животные.

 -Ребята, послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.

Дикие животные с людьми не живут,

Постоянной помощи они от них не ждут.

Сами пищу добывают,

Сами деток охраняют

Строят прочные жилища

И лекарства – травы ищут

Волки, зайцы, лисы, еж,

Белки и медведи.

Всех их не пересчитать

Обо всех не рассказать

По своим живут законам

Их всем людям надо знать,

Чтобы не вредить животным

А повсюду охранять. 

 Воспитатель: Ребята, каких зверей можно встретить в лесу осенью? (называют)

-А сейчас мы узнаем чем они занимаются осенью в лесу ( дети в масках рассказывают о себе). Дети садятся на стульчики.

Медведь: Закружился листопад в лесу, пора пришла мне подыскать место для берлоги. Место должно быть надёжным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоёй и сухим мхом, чтобы было тепло. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо. 

Белка:

Целый день я всё скакала,
Осенью ведь дел не мало:
Выбрать на зиму дупло,
Чтобы было в нём тепло,
Застелить его ковром -
Тёплым пухом, мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу
Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый -
Серенький, пушистый.

Воспитатель: Спасибо дети,  что рассказали нам о белке и о медведе.

Воспитатель: Давайте все вместе вспомним как правильно вести себя в лесу?

Ответы детей: (в лесу нельзя шуметь, если громко кричать, то  можно напугать лесных жителей, так же в лесу нельзя бросать мусор, ломать ветки). 

Гимнастика для глаз. (вверх, вниз, вправо, влево).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это бежит? (слайд 4)

- Это заяц. Сейчас заяц линяет: вместо серой вырастает белая шёрстка. (слайд 5). Кормится по ночам - так безопаснее. Любит полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.  Светок более толстых сгрызают только кору. Едят и сухую траву, правда, не очень охотно. Глаза косые не случайно, видит ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади.

 Заяц не делает запасы. У зайца нет дупла, чтобы скрыться от морозов.  День заяц проводит в укромных местах - под пнем или в кустах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. От хищников зайца спасают ноги, он быстро и легко передвигается зимой, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться в снег.

-  Медведь усиленно питается (слайд 6), устраивает место для зимовки и впадает в спячку. Берлогу медведь устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнем. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая и нежная кожица чешется и мерзнет, медведь облизывает подошвы горячим языком, поэтому про мишек говорят, что зимой они сосут лапы.

- Белка меняет окраску меха (слайд 7). Белка делает запасы. У белки есть дупло, где она скрывается от морозов. Внутри свое жилище зверек выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два выхода, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или …хвостом.

-  Волк (слайд 8).  Он тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится густой и теплой, чтобы не замерзнуть.

- Где, живет волк? (В норе).

 - Волки живут зимой семьями. Кто, входит в волчью семью? (Волк, волчица, волчата).

 - На кого, охотятся волки? (Зайчиков, мышей). Запасов на зиму  волки  не делают. Помогают пережить трудное зимнее время  сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать волкам, прежде чем найдут  добычу, потому и говорят  в народе, что волка ноги кормят.

- Лиса (слайд 9).  А вот и рыжая плутовка – лиса. Она зимой как в валенках, потому что отрастает у нее на лапках густая шерсть, и она не мерзнет.

-Ребята, скажите, чем питается лиса зимой? (Мышей под снегом достает, птиц и зайчиков ловит). Где лиса живет? (В норе).

-Еж (слайд 10). Всё лето ежик накапливает жир, ведь ему предстоит долгая спячка. Спать  будет в укромном месте, в сухих листьях и в траве. Еж собирает листочки, чтобы сделать тёплую постельку на зиму.

Воспитатель: Кого из этих животных мы не увидим зимой в лесу? (ежа и медведя).

-Почему?  (потому что эти животные зимой впадают в спячку).

Физминутка «Зверобика».

 Дидактическая игра «Семья животных»

-Ребята, я вам предлагаю назвать семьи животных: например, папа-волк, мама- волчица, ребенок- волчонок. (лис-лиса-лисенок, медведь-медведица-медвежонок, еж-ежиха-ежонок, заяц-зайчиха-зайчонок, белка - бельчиха- бельчонок, волк- волчица-волчонок).

 Дидактическая игра «  Кто где живет?»:

Лиса в норе, медведь в берлоге, белка в дупле, волк в логове, заяц под кустом.

Воспитатель: Ну что же, наша прогулка подошла к концу. Давайте закроем глазки и скажем: «Раз, два, три, четыре, пять. Вот мы в садике опять.

Вопросы к детям:

 -Дети, скажите, что мы с вами сегодня делали, о ком говорили?

 - Где живут дикие животные?

 - Каких диких животных можно называть хищными?

 - Чем питается зимой заяц? Ёж? Белка?

 - Чем похожи животные друг на друга?

 - Чем отличаются?

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 11» города Кызыла

НОД по развитию речи на тему:

«Дикие животные готовятся зиме»

                                                                                                Выполнила: Донгак ЧА

                                                                                                воспитатель  группы № 8

                                                                                                 

2023 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...