Игры и упражнения по теме: "Перелетные птицы. Водоплавающие. Подготовка птиц к отлету"
материал по развитию речи (старшая группа)

Мордвинова Ирина Борисовна

Игры и упражнения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры. Упражнения. 

«Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

1.Упражнение

Развитие силы и длительности выдоха.

«Лебединые перышки»

Контейнер с белыми перышками.

Логопед. Напомните, что происходит осенью в жизни перелетных птиц. Начните ответ со слов перелетные птицы.

Дети. Перелетные птицы улетают в теплые края.

Логопед. Почему они это делают?

Дети. Осенью становится холодно, прячутся насекомые, погибают растения, птицам нечем питаться.

Логопед. Правильно. Названия каких  перелетных птиц вам известно?

Дети. Гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи.

Логопед. Над лесом, где мы с вами сегодня гуляем, пролетела стая лебедей. Лебеди потеряли вот эти пёрышки. Возьмите по одному перышку, положите его на ладошку. Держите ладошку напротив рта. Давайте подуем на перышки так, чтобы они закружились в воздухе. Делайте вдох и выдох по моей команде. Не надувайте щеки.

Упражнение проводится 3-4 раза, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

2.Упражнение

Тренировка  длительного плавного выдоха.

«Осенние листочки».

Логопед предлагает детям встать около стульчиков.

Логопед. Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

Упражнение выполняется три-четыре раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи.

3.Игра с мячом

Образование однокоренных слов от слова

«Слова одной семейки»

Встаем в круг, берем в руки мяч.

Логопед. Попробуем образовывать слова от названия перелетной птицы утка.

(здесь можно  обговорить, что утка еще бывает и домашняя). Я даю задание и бросаю мяч, образуете слово из одной семейки со словом утка и бросаете мяч мне.

Как назвать маленькую утку?

1-й ребенок. Утенок.

Логопед. А еще как?

2-й ребенок. Уточка.

Логопед. А как можно назвать хвост утки?

3-й ребенок. Утиный.

Логопед. А как можно назвать крылышко утки?

4-й ребенок. Утиное.

Логопед. Молодцы. Отлично!

4.Игра с мячом

Координация речи с движением.

«Скажи наоборот»

Дети проходят на коврик и по просьбе логопеда образуют круг. Логопед берет мяч в руки.

Логопед. Я буду говорить  части тела больших птиц, а вы будете говорить части тела маленьких птиц. Во время выполнения упражнения будем перебрасывать друг другу мяч.

Логопед. Большая птица.

1-й ребенок. Маленькая птица.

Логопед.  Длинный нос.

2-й ребенок. Короткий нос.

Логопед. Высокий хохолок.

3-й ребенок. Низкий хохолок.

Логопед. Широкая лапка.

4-й ребенок. Узкая лапка.

Отодвигаем муляж с птичкой, задаем вопрос, «Где птичка?», отвечаем, «Далеко».

Приближаем птичку, спрашиваем, «Где птичка?».

Дети. Близко.

5.Пальчиковая игра

Мелкая моторика

«Перелетные птицы»

Грачиха говорит грачу:                         Сжимаем и разжимаем пальцы.

«Слетай с грачатами к врачу,               Соединяют два больших пальца, остальные машут, как

крыльями

Прививки делать им пора                     Сжимают и разжимают пальцы.

Для укрепления пера!

Гимнастика для весны

 Апрель

Мы раскрыли окна,                                 Как будто раскрывают окна.

Распахнули дверь.                                   Имитируют открывание двери

Солнечный и мокрый                             Сжимают и разжимают пальцы

К нам пришел апрель                              Пальцами шагают по столу

6.Упражнение

Слуховое внимание.

«Присядь, когда услышишь звук [в]»

Логопед. Давайте произнесем с вами звук [в], произнесите и дайте ему характеристику.

 Расскажите все об этом звуке.

Дети. Это согласный звонкий твердый звук.

Логопед. Сейчас я буду произносить названия птиц. Вы будете приседать, когда услышите звук [в] в названии птиц. Ворона, сова, снегирь, воробей, журавль, клест, иволга, выпь, скворец.

Дети выполняют задание.

Логопед. Вы услышали только названия перелетных птиц?

Дети. Нет. Вы называли и зимующих птиц.

Логопед. Давайте перечислим их названия. Разбираем кто перелетные, а кто зимующие птицы.

Логопед. Хорошо. Вы справились с заданием.

7.Стихотворение

Слуховое внимание

«Перелётные птицы»

Птицы перелетные

В стаи собираются,

В края теплые летят,

До весны прощаются.

Стаи журавлиные,

Стаи лебединые,

Стаи соловьиные,

Гусиные, утиные –

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.

Как наступят холода –

Не найдется им еда.

8.Рассмотрение сюжетных картинок.

Зрительное внимание

Рассмотрение картинок.

Рассматриваем вместе с детьми сюжетные картинки. Плакаты. И определяем на каких картинках/плакатах изображены перелетные и зимующие птицы.

9.Игра

Совершенствование грамматического строя

«Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

 Можно использовать мяч.

Логопед. Я называю часть тела какой-то птицы и бросаю мяч. Вы ловите мяч, говорите, чья это часть тела, и возвращаете мяч мне. Постарайтесь быть внимательными.

Клюв журавля

Дети. Журавлиный клюв.

Логопед. Голова лебедя.

Дети. Лебединая голова.

Логопед. Гнездо соловья.

Дети. Соловьиное гнездо.

Логопед. Крылья гуся.

Дети. Гусиные крылья. Молодцы!

10.Упражнение

Согласование прилагательных в роде и числе.

Образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами.

«Птицы. Большие и маленькие».

Можно использовать наглядные картинки/плакаты.

Логопед. Я буду говорить, что есть у больших птиц, а вы будете говорить про эти же части у маленьких птиц, называя их ласково.

У больших птицчерные глаза, а у маленьких птиц черненькие глазки.

У больших птиц большие крылья, а у маленьких маленькие крылышки.

У больших птиц больших хохолки, а у маленьких маленькие хохолочки.

У больших птиц большие лапы, а у маленьких маленькие лапки.

У больших птиц большая грудь, а у маленьких маленькая грудка.

Аналогично логопед дает задание по образованию словосочетаний состоящих из прилагательных и существительных. /Журавль какой? Белый. Журавлик какой? Беленький и т.д./

11.Упражнение

Развитие фонематическое восприятие.

«Работа по картинкам»  

(распечатать картинки и слоги на большом формате).

Слоги. Во-фо. Фо-во. Ва-фа. Фа-ва.

Картинки: фото, вата, фата (с опорой на картинки).

Логопед. Рассмотрите картинку. На ней нарисована фата, головной убор невесты. Давайте проговорим еще раз слово.

Мы слышали с вами похожие звуки [в] и [ф].

Логопед. Произнесите звук [в] и расскажите о нем.

Дети. Это звонкий твердый согласный звук.

Логопед. Произнесите звук [ф] и расскажите о нем.

Дети. Это глухой твердый согласный звук.

Логопед. Молодцы, вы выполнили задание.

12.Упражнение

Развитие фонематических представлений и навыков звукового анализа

Подбор слов со звуками [в] и [в`] и определение места этих звуков в словах.

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, перечислить все слова где есть звук [в], определить место звука в словах. Помогаем если затрудняются.

Звук [в]

Сова. Звук стоит в середине слова.

Ворона. Звук стоит в начале слова.

Воробей. Звук стоит в начале слова.

Волосы. Звук стоит в начале слова.

Стволы. Звук стоит в середине слова

Звук [в`]

Соловей. Звук стоит в середине слова.

Ветки. Звук стоит в начале слова.

Деревья. Звук стоит в середине слова.

Логопед. Молодцы, все выполнили.

13.Звукоп-ие

Развитие артикуляционной моторики

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков.

Сейчас мы с вами будем делать упражнение «Прятки». Посмотрите, как это делаю я. Нужно широко открыть рот и закрыть широким кончиком языка верхнюю губу. Вот так.

Логопед выполняет упражнение. Дети наблюдают.

Логопед. Теперь давайте сделаем упражнение вместе.

Выполняем упражнение 3-4 раза.

Логопед. Молодцы. Следующее упражнение называется «Длинный язычок». Нужно широко открыть рот  и кончиком языка постараться достать кончик носа. Вот так.

Логопед выполняет упражнение. Дети наблюдают.

Логопед. Теперь делаем вместе. (3-4 раза)

Логопед. Для того чтобы выполнить следующее упражнение, вы должны вспомнить, как вы умеете распластывать на нижней губе язычок «лопатой». Широко открываем рот, кладем широкий язык «лопатой» на нижнюю губу, загибаем края языка «Чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Вот так. Логопед выполняет, дети наблюдают за ним.

Теперь делаем вместе 3-4 раза.

Молодцы, вы отлично справились.

14.Упражнение

Передача ритмического рисунка слов

Прохлопай слова»

А теперь давайте вместе прохлопаем слова-названия фруктов, разделим их на части. Первое слово утка.

Дети. Ут-ка.

Логопед. Теперь слово гусь.

Дети. Гу-сь.

Логопед. Слова ласточка.

Дети. Лас-точ-ка.

Логопед.  Слово кукушка.

Дети. Ку-куш-ка.

Логопед. Отлично. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

Игровые упражнения по теме «Перелетные птицы»

Игровые упражнения направлены на развитие психических процессов, обогащение словаря, совершенствование связной речи детей дошкольного возраста....

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...